Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".

Работа содержит 1 файл

бубубу шпоры.docx

— 167.73 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

  1. Обучение в школе детей с ДЦП и другими нарушениями ОПД.(в Росии)

Учителя занимаются обуч. и  восп. детей с использован. спец. программ и технологий. в течение  посл.двух десятилетий обновления программно-методич.обеспечения  для таких школ не происходит. Программы  не соответ.современным требованиям  Министерства образ. и науки и  во многих регионах не могут быть использованы в практич. Деят-сти, учителя общеобразоват. школ не имеют права обоснованно  изменять содержание общеобразоват.программ, а между тем дети с двигат.нарушениями  не всегда в полном объеме могут  овладевать определ. ЗУНами,  не вписываются  в существующ. систему оценок.Несовершенство, а чаще всего и неразработанность  нормативно-прав.базы осуществления  образ. детей с ДЦП в общеобр.школе  создают дополнит.трудности и  в методич.обеспечении. Если в школе  есть учитель-логопед и психолог, то некот. проблемы речев. и психич. Разв. находят свое решение. Но отсутствие спец. знаний и опыта работы в  обл. психолог.детей с нарушен. ОПД  оставляет нереализованн. многие коррекц. задачи. Вопрос о повышен.квалификации и обучении школьн. кадров остается открытым, шаги по его решению незначительны  и основаны чаще всего на инициативе самих педагогов.Многие учителя, ссылаясь на большую укомплектованность классов, занимают позицию невмешательства  в качество образования ребенка  с особ. потребностями. Свою некомпетентность в обуч.данной категории детей  списывают на сложность нарушений. Экономич. поддержка включен.детей  с наруш. ОПД в общеобраз. систему  носит хаотичный характер и не осуществл. в полной мере. Оснащение  уч. процесса соответствует требованиям  санитарно-эпидемиологич. правил, но не учитывает вариативность физич. возможностей детей с ДЦП (по освещенности, правилам посадки и т.д.). В редких школах создана безбарьер. среда, позволяющая  детям с ДЦП пользоваться всеми  инфраструктурами и помещениями.Педагоги имеют затруднения в обуч.детей  с ДЦП, но более значит.трудности  испытывают сами дети. Церебр.паралич  – сложный дефект, при кот., кроме  двигат. нарушения, часто наблюд.сенсорн.проблемы (слух, зрение, тактильность), в 70% случаев  фиксируется речевое и эмоц.-волевое  недоразвитие. Поэтому и проблемы, с кот. Встреч.данный ребенок в  общеобр.школе, многообразны. 1) – это  трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общен. Станов. особой школой соц.отношений. Не всегда однокл. и их родители готовы принять «особого ребенка» в свой круг общения. Этому мешают отсутствие опыта отношений с данной категорией детей, неготовн. к совместн. Сосуществован. и элементарн. Соц. незрелость. А  между тем психологич.поддержка  всех детей и их родителей, провед.тренингов  общения, широкая консультац. помощь очень важны.2) сам процесс обуч. часто оказыв.неэффективным, потому что отсутств. Индивид. подобранные  методич.и наглядные пособия, кот.облегчают  возможность не только получать, но и добывать знания.Особое место в  практике включен. детей с ДЦП  в школу занимает проблема реальности перспективы дальнейш.професс.образ-ия. Дети часто не могут овладеть теми видами начальн. Трудов.подготовки, кот.предлаг. в школе, и попыток изменить данн.положение  дел не наблюдается.

 

  1. Работа соц. педагога и психолога по оказанию пом.детям с нарушениями ОПД

Осн.принципы коррекц.-педагогич.работы с детьми, страдающими церебр.параличом:   1. Комплексн.хар-р коррекц.-педагог.работы. Это озн. Постоян. учет взаимовлияния  двигат., речев. и психич. нарушений  в динамике продолжающегося развит. Реб-ка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а  также предупреждение и коррекция  их нарушений.   2. Ранняя диагностика  ДЦП. Несмотря на то, что уже в  первые месяцы жизни можно выявить  патологию доречевого развития и  нарушения ориентировочно-познават. деятельности, коррекц.-педагог., и в  частности логопедич., работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В  этом случае работа чаще всего направлена на исправл. уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и  своевременное коррекц.-педагогич.воздействие  в младенч. и раннем возрасте позвол.уменьшить, а в нек.случаях и исключить  психоречев.нарушения у детей  с церебральным параличом в старшем  возрасте. Коррекц.работа строится не с учетом возраста, а учетом того, на каком этапе психоречевого  развития находится реб-к. Организация  работы в рамках ведущей деят-сти.3. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого  развития. 4. Тесн.взаимод.с родителями и всем окружен. Реб-ка.   В силу огромной роли семьи, ближ. окружения  в процессе становления личности ребенка необходима такая организация  среды (быта, досуга, воспитания), кот.могла  бы максим. образом стимулировать  это развитие.   . всю работу психолого-педагогич. служб можно  разделить на 4 блока: 1) работа с ребенком; 2) работа с семьей ребенка; 3) совместная работа со всей семьей одновременно; 4) работа с соц. окружением ребенка (школа, друзья, одноклассники и т.д.). Основн. Направл. корр.-педагогич. Раб. в раннем и дошк возрасте явл.:- развит. Эмоц., речевого, предметно-действенного и  игров. общения с окруж.;- стимуляция сенсорных функций (зрит., слухового, кинестетич. восприятия и стереогноза). Формир. Пространств.и временных  представлений, коррекция их нарушений;- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);- формирование математических представлений;- разв. зрительно-моторной координации  я функц.возможностей кисти и  пальцев; подготовка к овлад. письмом;- восп. навыков самообслуж. и гигиены.Значит.место  в коррекц.-пед. работе при ДЦП  отводится логопед. работе. Ее осн. задачами являются:развитие (и облегчение) реч. общения, улучшение разборчивости  речи;нормализац. тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формир. силы, продолжительности, управляемости  голоса в реч.потоке;выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;коррекция  нарушений произношения.

Методы, используемые специалистами  в работе с детьми-инвалидами:Иппотерапия (лечебная верховая езда).стала полноправной составляющей в реабилитации инвалидов со страшным диагнозом церебр.паралич. При ходьбе лошади ее мышцы массируют тело, сидящего на спине человека. Обязат.принципами иппотерапии являются:-безопасность;-умеренность;-доступность клиента к усвояемости упражнений;-исключение насилия над животными.итог.занятий верх. езды – повышения качества жизни.Нормализ.поведение, разв. психомот. навыки, и в целом улучш. соц. адаптация.В личном плане – занятия позвол. повысить самооценку, улучшить самоконтроль, способ.т повышению общительности, дисциплинированности, уверенности в себе, концентрации внимания.В психомот.плане – занятия нормал. тонус мышц, улучш. ориентировку во времени и пространстве.Арттерапия – лечение искусством, под средством художественного творчества.Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства клиента.Библиотерапия предусм.спец.коррекц. воздействие на лицо с огранич.возм-ми с пом.чтения спец. подобранной лит-ры, кот. способствует нормализации и оптимизации психич. состояния ребенка. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чувства или направляют их по новому руслу.Музыкотерапия- исп-ся разнообр.музык. средства для психолого-педагог. и леч.-оздоровит.коррекции детей с огранич. возможностями, развитие их творч.способностей, расширению кругозора, активации соц.адаптивных способностей.Игровая терапия - средство для раскрепощения патологических, психич.состояний реб-ка, может выполнять ф-ции соц-ции, развития. Восп., адаптации, релаксации.Глинотерапия-работа с пластич. Матер-ми (глина, пластилин, тесто). Изготовл. различных поделок способств разв.интеллекта, мотивации для актив. участия в социокул.пространстве, повышен. самооценки, овлад. навыками професс. мастерства.Трудотерапия - метод восстановл. наруш. Функ. и трудосп.при пом.труд.операций

  1. Семейное воспитание ребёнка с ДЦП

Реб. с церебр. параличом  во время бодрствов. не должен более 20 минут оставаться в одной и  той же позе. Для кажд.реб.. подбираются  наиб.адекв.позы для одевания, кормл., купания. Эти позы видоизмен.по мере разв.двигат. Возможн. Реб-ка. Полезно  в теч. дня реб. несколько раз  укладывю на живот, добиваясь в этом положении разгибю головы, рук, спины  и ног. Реб.дома можно носить след. Обр.: мама держит его спиной к себе, ноги малыша согнуты и развернуты наружу. Мама фиксирует его плечи  свю предплечьями, не давая малышу их опустить. Удерживая его бедра  согнутыми, она прижимает его  таз к себе, и туловище малыша смещается вперед.Важное знач.имеет  разв.присаживания. Пока реб. не научился сидеть прямо или с наклоном туловища вперед и с опорой на руки, его  можно сажать в обычн. дет. сиденье.Родит.следует  знать, что в первые 2 мес.жизни  реб. с церебр.парал. должен спать  не менее 20 часов в сутки; в возр.от 2 до 5мес.-17 - 18 часов в сутки; 5 — 7мес. 15—16 часов; в 7 — 10мес. - 14 - 15 часов; от 10мес. до 3 — 4лет 12 — 14 час. в сутки. трудности  могут наблюдаться  в младенчестве, когда малыш плохо сосет, оно  сохран. и в более позд. возрасте, когда возн. Пробл. с жеванием. У  детей с ДЦП затруднено кормление.К 3 месяцам у здор. Реб.появл. нов. условно-рефлект. реакции, в образовании кот.вед.роль уже принадл.зрит. и слух. анализаторам. К 4 мес.появл. нов.пищев.сочетат. рефлекс  на зрит.раздражитель: реб.поворач. голову к груди матери . откр. рот и  делает сосат. движения.У детей с  церебр.парал. указан.реакции выражены слабо, а наруш.моторики языка и  губ проявл. все более отчетливо. Язык станов. более толстым и менее  подвижным, при крике он складывается лодочкой или упирается кончиком в твердое небо.К 7 — 8 мес. Здор. дети делают первые попытки жевать, к  концу перв. года жизни жеват.движения интенс. Развив. Реб. с церебр. Парал. длит.. время затрудн. в жевании, кусании, проглат.Тверд.пищи. Если у здор. ребенка  слюноотделение явно выражено только в момент прорезыв. зубов, то у детей  с цер.пар.-постоянно.Реб. с цер.пар. часто неплотно захват. соску, вяло сосет, быстро утомляется, поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту, нередко  засыпает даже в начале кормления. У  нек. детей можно наблюд. чрезмерное мышечн. напряжение, откид. головы назад, что еще больше затрудн. процесс  кормления. Иногда может быть нарушено и глотание. Нарушение глотания у  детей с церебр.параличом может  быть связано не только с продвиж.пищ. комка во рту, но и с несогласов.глотания и закрытием гортани. У здор. ребенка  гортань, через кот. воздух проходит к легким, во время глотания автоматич.закрывается, пища или жидкость проходят через  глотку в пищевод и затем в  желудок.При цер.пар. глотание и закрытие гортани могут быть не координированы, и тогда пища или жидкость попадают в легкие — возникает так называемая аспирация. Это опасно в связи  с тем, что вместе с пищей в  легкие попадают бактерии и у реб.могут  часто возникать инфекции бронхов  и легких.. у детей с церебр.пар.срыгивание может сохраняться длит.время  и еще больше затруднять их кормление. Частые срыгив.могут приводить к  воспалению пищевода из-за кислотного содержания желудка, и возникающий  при этом болевой синдром может  вызвать у ребенка отказ от еды.

 

 

59 Социализация и интеграция детей с нарушениями ОПД

Социализация личности –сложный процесс ее взаимод. с соц. средой, в рез-те кот. формируются качества чела как подлинного субъекта обществ. отношений Одной из главных целей соц-ции явл .приспособление, адаптация чела к соц. реальности, что служит. наиболее возможны.условием норм.функционирования общества.Процесс соц-ции –процесс взаимод.я личности и общества. Данное взаимодействие вкл. в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду соц. опыта, способ включения его в систему обществ.отношений, с др.стороны, процесс личностн.изменений.  соц-ция вкл.:- Разв. духовных и физич.способностей реб-ка;- содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;- Обеспеч.условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;- Содействие в выполнение соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной помощи);Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.Соц-ция осущ. в 2направлениях:- Социально-бытовая- Социально-средовая Социально-бытов.предпол. ознакомление инвалида.Социально-бытовая адаптация – процесс и рез-т приспособление инвалида в условиях ближ.социума.Социально-бытовое обуч. – восстановл.(формир. навыков пользования приборами, социально бытового назначения) с целью обеспечения незначительной независимости. Она включает также привития навыков хозяйственно-бытовой деятельности.Социально-средовое направление включает комплекс мер по организации терапии средовой .в процессе соц. интеграции детей-инвалидов ожидают – соц. проблемы.- Недостаточные формы соц.поддержки, недостат. Здравоох., образ., кул-ры, быт. обслуживания, отсутствие надлежащей архит. среды.- Нарушение связей ребенка с ограниченными возможностями с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в огранич. общении с природой, недоступности ряда культ. ценностей, а иногда и элемент. образования. Соц. условия:- Психолог. климат семьи, сем. Восп. условия воспитания и развития ребенка- развитие ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т.д.)Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формир. мотивации – побуждения . к участию в процессе развития.- Психологи могут помогать детям, улучшая их психологич. состояния, тормозя нежелат. реакции, вырабатывая нормативные св-ва.- Педагог, или воспитатель, оказывая целенаправл. влияние на жизнь реб-ка в семье, колл-ве сверстников, школе в целом и вне ее.Атмосфера совершенств-поведения ребенка с огранич.возможностями предпол.разв. системы инновационных социолог. служб, ориентир.на детей с огранич.возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, иск-ву.

 

 

 

 

 

 

61. Дети с невротич.расстройствами, зависимостями, расстройств. личности, расстройств.поведения, реакт.состояниями, и др.

Невропатия —врожд. Дет.нервность. Дети-невропаты изящны, худы, очень подвижны, ловки и музыкальны. Часто они опереж. сверстников в психич развитии . Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и рыданий к безуд. смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает сложно. часты наруш. Жел.-кишеч. тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота,), повыш.потливость, кожные высыпания. Дети-невропаты трудно лечатся, по с возрастом при прав.восп., учитывающем их особенности, они выравниваются. . они очень чувствительны к эмоц.окруж.Гиперкинетический синдром — диагноз, который довольно часто встречается сейчас, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Он проявляется рано, обычно в первые 5 лет жизни реб.. При этом реб. отличается повыш.активностью, но редко доводит до конца начатое дело. Ему трудно прилагать усилия для достижения цели. В связи с этим у него отмечается тенденция частых переходов от одного занятия к другому. С возр. такие дети становятся более организованными, однако в школе, как правило, испытывают серьез.трудности. Их импульсивность, непоседливость нередко приводят к тому, что дети совершают необдум.поступки, в связи с чем слывут злостными нарушителями дисциплины.Дети не оправдывают надежд родителей, доставляют им много хлопот. Это ухудшает их взаимоотношения, что усугубляет ситуацию. Пограничное расстройство личности у детей. Возможность развития пограничного расстройства личности у детей медицина признала не так давно. Признаками пограничного расстройства у детей могут быть «взрывные» эмоции и импульс.поведение, беспричин.приступы ярости, сверхчувстви., склонность к поступкам, причиняющ.вред самому себе.Пограничное расстройство личности у детей часто называют синдромом нарушения внимания. Осн. Признак. счит.депрессия, раздражительность, приступы паники. Нарушение поведения –отклон. от нормы внешне наблюдаемых действий или поступков, в кот.реализуются внутр.побуждения чел.а. Они могут проявл. как в практич. действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальные нарушения поведения).Критерии наруш.повед.:- воровство;- побеги из дома;- намер. лживость;- прогулы школ. занятий;- участие в поджогах; - вандализм .;- нападение на людей;- разруш.чужой частн. собственности;- физич.или секс. насилие;- жесток. по отношения к людям или животным.Нервно-психич. нарушения, кот.возникают у реб. вследствие травмирующ. его психику ситуаций, - реактивные состояния.В отл. от отклонений в разв., обусловл. Органич. или функцион.нарушениями ЦНС, реакт. состояния у дет.могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.Нервно-психич. нарушения при реакт.состояниях у детей носят чрезвычайно разнообр.хар-р, проявл.в различн.степени. Реакт.состояния могут прояв.в заикании, в тикозных подергиваниях в разл. частях тела, страхах, недержании мочи, а при острых состояниях даже кала. При остро действующ. травмирующ.моментах у детей нередко наблюд.расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о кот.в дальнейшем не помнит. У нек.детей иногда появл.состояние психомот.возбуждения в виде повыш. суетливости, бесцел. движений, немотивир-хпоступков. У других. появл.реакция торможения. когда дети как бы цепенеют, застывают. В млад.возрасте отмечается времен. выпадение отд. функций, напр., времен.глухота, мутизм (отказ от речи) и т. д. У подростков же картина реакт.состояния может принять более сложный характер. У них иногда отмечается наруш. всей эмоц.-волев.сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и даже элементы бред.отношения к окруж. )

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"