Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Регрессия и рационализация - более успешные виды защиты, так как они позволяют хотя бы частично разрядить энергию, содержащую­ся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рис­кованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настоль­ко общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационали­зация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролиро­вать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэто­му человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми моти­вами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сде­ланную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успеш­но, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действи­тельные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необхо­димо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало воз­можность в дальнейшем разработать так называемые «проективные ме­тоды» исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, внесли существенный вклад в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуаль­ными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. В этой деятельности про­исходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очи­щение человека от отрицательных стремлений.

В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функционирование защитных механизмов были пересмотрены, в частности было показа­но, что они помогают преодолеть и внешние фрустрации, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. В этом случае задача пси­хологической защиты состоит в том, чтобы привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих. К изученным Фрейдом механизмам К.Хорни добавила еще три вида защиты, в осно­ве которых лежит удовлетворение определенных невротических потреб­ностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит в стремлении либо «к людям» (уступчивый тип), либо «против людей» (агрессивный тип), либо «от людей» (от­страненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа Я». Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребнос­ти, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в парт­нере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть пред­метом восхищения других людей, потребность в престиже. Как лю­бые невротические потребности они нереалистичны и ненасыщаемы, т. е. человек, добившись признания или восхищения от других, стара­ется получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, ис­пытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без обще­ния. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза в данном случае.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» позволяет человеку игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со сво­им «образом Я». Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности потребность ограничить свою жизнь" узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потреб­ность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возмож­ности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек стре­мится быть незаметным и независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается не­уверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полно­му одиночеству, изоляции, которую он тяжело переживает и которая также может способствовать развитию невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой «образ Я» силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у челове­ка развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, им требуется все большая власть и доминирование, которые бы служили доказательством их адекватности.

К сходным принципам работы психологической защиты пришел и Э. Фромм, который описал четыре защитных механизма - садизм, ма­зохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме про­исходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от дру­га и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощуще­ние собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, желание разрушить то общество, которое не позволяет человеку укоренится в нем.

Таким образом, в современной психологии развития выделяются за­щитные механизмы, направленные на преодоление внутриличностных конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют общение человека с окружающими. При этом причиной социальных конфликтов, как пра­вило, являются личностные проблемы, неадекватность представления о себе, демонстративность, тревожность и т. д.

В то время как большинство психологов рассматривало прежде все­го позитивные аспекты действия психологической защиты, гуманисти­ческая психология подчеркивала их отрицательную сторону. Психоло­гическая защита возникает в связи с необходимостью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые прходят к субъекту из внешнего мира.

Т.О., психологическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, с точки зрения гуманистической психологии препятствует личностному росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные закономерности психического развития. Их общая характеристика.

Неравномерность.Гетерохронность. Сенситивность. Кумулятивность. Дифференциация

Интеграция. Сформулируем основные закономерности психического разви­тия ребенка.  

1 Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно; каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ коле­бательный характер. О неравномерности развития психиче­ской функции судят по темпу, направленности и длительно­сти происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбал­ко Е. Ф., 1990). Показано, что неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами. В сложноорганизованных (высокораз­витых) системах колебания становятся частыми, но амплитуда юс резко уменьшается. То есть сложная система как бы сама себя стабилизирует (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994). Система «своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выво­ды подтверждаются данными о динамике развития познаватель­ных функций на протяжении детского, подросткового и взрос­лого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний.

Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддерживает свою целостность и при этом динамич­но развивается. Гетерохронность развития означает асинхронность (несов­падение во времени) фаз развития отдельных органов и функ­ций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особен­ностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее эле­ментов. 4 Единство через разнообразие» — вот манифест суще­ствования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избира­тельный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим стано­вится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными. По мнению П, К. Анохина, гетерохронность является особой за­кономерностью, заключающейся в неравномерном развертыва­нии наследственной информации. Он же различает внутрисис­темную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная ге­терохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. На­пример, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые (Анохин П. К., 1968).

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образова­ния или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль изданном этапе развития, тем раньше она развивается. На­пример, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее; чем во времени. Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетеро­хронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Разви­тие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского раз­вития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, дина­мизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени раз­ных психических процессов, свойств и функций т с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчи­вости,                                                   

3.  Сенситивность развития. Сенситивный период разви­тия — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Б. Г, Ананьев понимал сенситивность «как временные ком­плексные характеристики коррелируемых функций, сенсиби­лизированных к определенному моменту обучения» и как след­ствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга»

Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше уси­лий и времени для ее становления.

4.  Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое на­копление изменений подготавливает качественные преобразо­вания психическом развитии. Характерный пример — после­довательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе пред­шествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентиость - конвергентность хода развития. Пси­хическое развитие включает в себя две противоречивые и взаи­мосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В дан­ном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свертывание, усиление избирательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биогенетические и социогенетические теории развития психики.

Биогенетические теории. В качестве общих теоретических осно­ваний данного направления в изучении социализации выступают эво­люционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э.Геккеля Все биогенетические теории исходят из ряда общих посылок, а именно:

. развитие личности, в том числе и социальное развитие, определя­ется биогенетическими факторами; соответственно многие типы соци­ального поведения, например, агрессия, обусловлены генетически;

. для реализации биогенетической программы развития необходи­мы определенные социокультурные условия, наличие которых задает темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет ни само их наличие; развитие есть созревание в соответствии с внутрен­ним планом;

« развитие личности представляет собой последовательность опре­деленных фаз, прохождение которых необратимо, т.е. возврат на пре­дыдущую стадию оценивается как регресс; переход со стадии на ста­дию .есть «скачок» в развитии, т.е. его характерными особенностями являются прерывистость и внезапность изменений.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"