Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

В результате внешних воздействий у субъекта проис­ходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается су­ществующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется акко­модацией.

Одно из самых важных понятий в концепции Пиа­же — понятие схемы действия. В узком смысле слова схема - это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса: или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, иссле­дует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиа­же, - это то наиболее общее, что сохраняется в действии яри его многократном повторении в разных обстоя­тельствах. Схема действия, в широком смысле слова, - это структура на определенном уровне умственного раз­вития. Структура, по определению Пиаже, — это ум­ственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, кото­рые эту структуру составляют. Структура — саморегули­рующаяся система. Новые умственные структуры форми­руются на основе действия.

В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основные функции (адаптации, ассимиляции, аккомодации) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складывают­ся в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обес­печивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

Подробно характеризуя субъект деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концеп­ции Пиаже объект — это всего лишь материал для мани­пулирования, это только лишь «пища» для действия.

Согласно Пиаже, формула S-R недостаточна для харак­теристики поведения, так как нет одностороннего воздей­ствия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ни­ми. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы

субъект был чувствителен, сензитивен к этому стимулу. Еще в 30-х годах Пиаже отметил, что любой поведенческий акт, даже новый для организма, не представляет собой абсолют­ной новизны, поскольку всегда основывается на предше­ствующих схемах действия. «Вначале был ответ!» — говорят в Женевской школе.

Пиаже ввел в область детской психологии эпистемо­логическое различие между формой и содержанием по­знания. Содержание детского познания — все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания — та схема (более или менее общая) мысли­тельной деятельности субъекта, в которую внешние воз­действия включаются.

С биологической точки зрения, познаваемому содер­жанию соответствует некая сумма влияний, которые окружающая среда сказывает на организм. Форма позна­ния, с этой точки зрения, есть специальная структура, придаваемая содержанию организмом. Влияние окруже­ния никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развивать­ся, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваи­вает то, что его окружает, но он усваивает это соответ­ственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это — непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на ка­кие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, -чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться пер­вым.

Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваи­вает их согласно своей собственной умственной структу­ре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъек­том, а прежде всего доминирующие умственные структу­ры, субъекта.

Центральное понятие теории Ж.Пиаже - операции. Это мысленные действия ребенка, Которые обладают очень важным свойством - обратимостью, заключающейся в том, что индивид Может вернуться к началу мыслительного процесса. Овладение операциями - ядро умственного развития ребенка. Основные механизмы, с помощью которых/ребенок переходит от одной стадии когнитивного развития к другой, - ассимиляция, аккомо­дация, равновесие:

ассимиляция стремление индивида взаимодействовать с окружающей средой таким образом, чтобы подогнать ее к уже существующим у него структурам;

аккомодация - это стремление индивида измениться в ответ на требования окружающей среды, т.е. изменить действия и представления в соответствии с новой ситуацией;

равновесие ~ это когнитивная гармония. Когда нарушается равновесие, процессы ассимиляции и аккомодации стремятся восстановить его.

Эти процессы функционируют на протяжении всей жизни. С их помощью человек приспосабливает собственное поведение и собственные мысли к изменяющимся условиям.

Ж.Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития.

1, Сенсомоторная стадия (от рождения до 18 месяцев).

Когнитивное развитие опирается на рефлекторные реакции, на основе которых возникают целенаправленные сенсорные и моторные действия. Последний период сенсомоторной стадии характеризуется тем, что ребенок может подражать действиям других. Он приходит к новым способам решения задач, комби­нируя ранее усвоенные схемы и знания, и на протяжении короткого отрезка времени становится субъектом, способным к симво­лическому мышлению.

2. Дооперациональная стадия (от 18 месяцев до 7 лет).

Основная характеристика этой стадии - использование сим­волов, в том числе слов. Ребенок пользуется символами прежде всего в процессе подражания, т. е. воспроизведения действий, виденных в прошлом, а также в предметной и ролевой игре. Ог­раниченность дооперационального мышления проявляется преж­де всего в эгоцентризме, который характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно представить себе, как видят другие то, . что видит и наблюдает он сам.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет).

Главным на этой стадии становится использование гибких и обратимых умственных действий. Дети способны теперь пони­мать определенные логические правила и давать логические обоснования. Ребенок более свободно, чем раньше, переходит от одной точки зрения к другой, становится более объективным в оценках.

Хотя мышление детей на стадии конкретных операций обла­дает рядом преимуществ по сравнению с дооперациональным мышлением, особенно в том, что касается рассуждения, решения задач и понимания логических принципов, оно все-таки ограничено некоторыми особенностями конкретных операций. У детей на этой стадии уже есть понятие сохранения количества и числа, они могут ранжировать и классифицировать реальные объекты, но не могут еще рассуждать об абстрактных понятиях, гипотети­ческих предположениях или воображаемых событиях.

4. Стадия формальных операций (после 12 лет).

Одна из наиболее характерных особенностей этой стадии - способность рассуждать о гипотетических проблемах, представ­лять возможность так же легко, как действительность. Бели на стадии конкретных операций ребенок может мысленно произво­дить действия с реальными объектами и событиями, то на стадии формальных операций он манипулирует идеями о гипотетиче­ских ситуациях. Другой существенной характеристикой этой ста­дии интеллектуального развития является системный поиск ре­шений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о функциональной и генетической периодизации, их достоинства и недостатки.

 

Одна из первых психологических периодизаций была создана уче­ником ХоллаК.Гетчинсоном на основании теории рекапитуляции. Кри­терием деления детства на периоды в ней являлся способ добывания пищи. При этом особенности, наблюдаемые у детей определенного воз­раста, объяснялись изменением способа добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только биологическое, но и психи­ческое развитие. Он выделил пять основных фаз в психическом раз­витии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

от рождения до 5 лет - «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведер­ком и совочком;

от 5 до 11 лет - «стадия охоты и захвата». На этом возрастном отрез­ке дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

от 8 до 12 лет - «пастушеская стадия». В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обыч­но во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появля­ется стремление к ласке и нежности;

от 11 до 15 лет - «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;

от 14 до 20 лет - «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с «пастушеской стадии», наступа­ет эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей мож­но систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраи­ваться над определенным этапом психического развития, так как со­зревание организма подготавливает основу для обучения. И Холл, и Гет­чинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появ­лению отклонений и аномалий в психике.

Необходимость определения психологического содержания, харак­терного для каждого возрастного периода, была очевидна и для боль­шинства ученых, и для практиков, занимавшихся обучением и воспита­нием детей. В то же время критерий, введенный Гетчинсоном, был в достаточной степени умозрительным и внешним по отношению к пси­хическому развитию. Поэтому в первой трети XX в. появилось сразу несколько периодизаций, в основу которых был положен объективный; а следовательно, в большей степени биологический, а не психологи­ческий критерий.

Так, Штратце считал, что критерием должно стать развитие поло­вого влечения. Поэтому он выделил периоды минимального влияния сексуального влечения, его умеренного роста и с 16 лет - максимально­го роста и влияния на психическую жизнь человека.

Сходная периодизация была разработана А.Гезеллом, который в ка­честве критерия предложил темп психического развития. Он выделил три периода - от рождения до года, от года до трех и от трех до 18 лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй - средним, а третий - низким темпом развития психики.

Объективный и легко диагностируемый критерий был и в периоди­зации, разработанной П. П. Блонским. Он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов — детства, размножения, угасания. При этом дет­ство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего этапу раз­множения. Первый этап - детство - он разделил на три периода, а кри­терием деления возраста на периоды явилась дентиция, т. е. смена зу­бов. Так появились периоды беззубого, молочнозубого детства и дет­ства постоянных зубов. В качестве дополнительного параметра, харак­теризующего психическое становление, Блонский упоминал темпера­мент, связывая развитие личности с конституцией и темпераментом ребенка. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные лич­ностные качества - упрямство и негативизм двух - трехлетних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков - связывал с особенно­стями темперамента этого периода.

Еще одной тенденцией в теориях периодизаций было использование также внешнего и объективного, но уже социального критерия, вытекаю­щего из условий жизни и деятельности людей. К этой группе теорий мож­но отнести периодизации Р.Заззо, в которой периоды выделяются исходя из ступеней образования, Ш.Бюлер и Л. Сэва. Две последних имеют бо­лее сложное основание, чем теория Заззо, и частично могут быть отнесе­ны к мотивационно-личностной группе периодизаций (Бюлер) или к пе­риодизациям, критерием в которых является смена деятельности (Сэв). Тем не менее ведущим для обеих периодизаций остается чисто внеш­няя, социальная сторочд ролевой позиции человека. Так, Бюлер выде­лила следующие пять этапов, или, как она пишет, пять фаз жизнен­ного пути личности:

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"