Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иначе говоря, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию того, какие образцы или модели для подражания выбирают люди. Он обнаружил, что люди выбирают в качестве моделей для подражания окружающих своего пола и примерно того же возрас­та, с успехом решающих проблемы, аналогичные тем, которые встают  перед самим субъектом. Большое распространение имеют и образцы поведения людей, занимающих высокое положение. При этом более доступным, т. е. более простым образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.

Открытие идентификации и ее роли в развитии психики принадле­жит 3. Фрейду.

Идетификация – уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо. Он считал, что важнейшая часть структуры личности -Супер-Эго - не врожденная, она формируется в течение жизни ребен­ка. Механизмом ее развития является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Таким образом, эмоциональная насыщенность процес­са отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта идентификации, но и направляет развитие детей.

Дальнейшие исследования идентификации показали, что, как правило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упо­мянутого Фрейдом и не строится исключительно по признаку пола. Важно было изучить, как с возрастом этот круг расширяется, включая в себя объекты более широкого социального окружения, а также стерео­типы, поставляемые культурой и средствами информации.

В работах психологов, ориентированных на экзистенциальную фи­лософию, в частности в трудах А. Маслоу, наряду с механизмом иден­тификации описывается и механизм отчуждения, также связанный с про­цессом развития психики.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимо­сти от окружающей их среды и культуры. Общество необходимо чело­веку, так как проявить себя он может только среди других людей. Одна­ко оно по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, индивидуальности, делает ее кон­формной.

В то же время отчуждение, сохраняя «Самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии чело­веку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механиз­мами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его на пути личностно­го развития. Оптимальной поэтому является идентификация во внеш­нем плане, в общении человека с окружающим ми}юм, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития са­мосознания. Именно такой подход позволяет человеку эффективно об­щаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Особое значение в процессе развития играет механизм компенса­ции, о котором писал А. Адлер. Он выделил четыре основных вида ком­пенсации - неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхком­пенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Ощущение малоценности.

Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в становлении психики разных людей не одинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из них присутствует, выполняя свои функции.

В ранние годы жизни на первый план выходят такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентификация с окружа­ющими. В зрелом и особенно в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Снижение роли интериоризации приво­дит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их труд­но наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у пожилых людей с трудом формируются но­вые ролевые отношения, они плохо привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.

Уменьшение значения идентификации связано с тем, что группа об­щения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте почти не пере­сматривается. Существенно затруднена и социальная идентификация, т. е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адаптация к новой среде (соци­альной, культурной, даже экологической) в этом возрасте.

Изменяется роль механизма отчуждения - его значение, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития этот механизм достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, главным образом связанных с нарушением социальной идентичности и возник­новением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль мо­жет не только не уменьшиться, но и увеличиться, охватить как внутрен­ний, так и внешний план деятельности.

Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма компенса­ции. У детей низкий уровень рефлексии, не вполне адекватная оценка собственной индивидуальности препятствуют сознательной компенса­ции своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто мешает навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому пол­ноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ре­бенка связано прежде всего с правильным отношением со стороны взрослого и его пониманием индивидуальности ребенка.

Конформизм – стремление к индивидуализации, желание разрушить то общество, которое не позволяет человеку укорениться в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст как историческая категория, общие подходы к исследованию возраста.

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем  рассмотрении оказывается, что понятие нормы вообще и возрастной в частности определить и операционализировать, т. е. представить в доступной для измерения форме, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению понятия «норма».

Статистический подход. Он базируется на измерении индивиду­альных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шка­ле признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая име­ет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказы­вается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) грани­цы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические ме­тоды позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака ин­дивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что нор­му можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного пока­зателя, она соответствует общепринятому представлению нормально­сти. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьез­ных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки зак­лючаются в следующем:

. редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматрива­ются как аномальные; в частности, при статистическом подходе ода­ренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как па­тологию;

. статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие ус­ловия и другое время;

. статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа по­казателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого бу­дут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапа­зон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;

. статистическое определение нормы не обеспечивает содержатель­ного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;

. все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в ко­личественном виде, невозможно оценить в категориях статистичес­кой нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом слу­чае норма понимается не как набор стандартных критериев, а как про­цесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функ­ционирования живой системы с подвижными границами, в рамках ко­торых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует i рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию понятия нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование име­ет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания возра­стной нормы и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпири­ческом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым по­казателям строения тела, функциональным измерениям различных ор­ганов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие осо­бенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внут­ренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития нау­ки и т. п.).

Иными словами, понятие нормы является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпо­сылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В ре­зультате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возраст­ной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы. Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уро­вень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения - их диапазон, при этом возрас­тная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обуслов­лено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными раз­личиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов разви­тия; последние могут группироваться в типы и образовывать типоло­гические нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие психологической защиты, ее роль в развитии личности.

Кроме основных механизмов, обогащающих психику ребенка но­вым содержанием, существуют, как уже говорилось выше, защитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и личностные конф­ликты, которые возникают у человека в процессе развития.

Если о механизмах развития говорилось и до Фрейда, то идея за­щитных механизмов принадлежит исключительно ему. Фрейд считал, что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смяг­чить конфликт между Ид, содержанием которого являются бессозна­тельные либидозные и агрессивные влечения, и Супер-Эго. Фрейд вы­делял несколько защитных механизмов, главными из которых являют­ся вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реа­лизуется в деятельности, а остается в человеке, вызывая рост напря­женности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает. Однако оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняю­щих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Поэтому Фрейд придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. тол­кованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассо­циации.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"