Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

2) Импритинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.

3) Обуславливание. В условиях сложной, многообразно меняющейся среды, предмет потребности может выступать в различных оболочках, поэтому жесткая фиксация признаков предмета потребности, не всегда оправдана. Нужен механизм выработки условных связей.

12. Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.

Мотив -  1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок,смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.  Задача Мотива в этой жизни представлена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическое подкрепление поведения на всем пути стремления к ней.

 

Возможные основания  классификации мотивов.

1) Актуальные  мотивы – то, что совершается  (профессиональный выбор, досуг).

2) Ведущие  и второстепенные мотивы.

3) Смыслообразующие и мотивы стимулы.

4) По предметному  содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные.

5) По уровню  обобщенности.

6) По степени  осознания. Осознаваемые и неосознаваемые.

7) Эндогенно и экзогенно актуализированные  мотивы (по способу актуализации).

13. Развитие мотивационной сферы человека и развитие личности.

Под развитием  мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов  по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни  какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план.

Иерархические структуры мотивов у ребенка  складываются очень рано. Вначале  они основаны на доминировании непосредственных побуждений, подчиняющих себе все  другие мотивы (структуры первого  вида). Характеризуются доминированием органических потребностей (пищевых, половых, двигательных) или небиологических  потребностей (любовь к искусству, семье, нравственные чувства).

Мотивационная структура второго вида имеет  произвольный характер. Она предполагает наличие у человека идей, ставших  мотивами поведения. Организованная таким  образом мотивационная сфера  составляет основу зрелой личности. Эта  структура дает субъекту возможность  управлять своим поведением и  быть относительно независимым от внешних  влияний. По мере развития личности эти  мотивы становятся непосредственно  действующими потребностями.

Мотивационная сфера личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается по мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту - своя мотивационная сфера личности.

14. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения  личности. Причина этого кроется  в сложности и разнообразии того явления, которое обозначается понятием личности.

1) Концепция   личности А. Ф. Лазурского.      Значение  этой концепции в  том, что впервые  было выдвинуто  положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще  и в том, что идея отношений  личности стала отправной для  многих отечественных психологов, прежде всего представителей  ленинградской-петербургской школы психологов.

2) Взгляды   С. Л. Рубинштейна на структуру   личности. Первое, на что специально  обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических  процессов от личности.

Следующее важное для психологической концепции  личности положение состоит в  том, что любое внешнее воздействие  действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних  воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы  к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной  становится внутренняя природа явлений  и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению  к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

3) Концепция  личности А.Н. Леонтьева. К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция  системного подхода. В этой связи  особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева.

Концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» - создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений.

4) Концепция  личности А.В. Петровского. Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов -- представителей московской школы, в том числе А. В. Петровского.

А.В. Петровский в своих разработках исходит  из того, что понятия «индивид»  и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. В позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных положения. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

В зарубежной психологии активно развиваются  несколько теорий личности, наиболее значимыми из которых называют следующие  пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ».

Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис, лежащий в основе данного подхода, заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет. Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.

Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами.

Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки.

Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

Все перечисленные  выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое  человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свои фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.

15. Категория личности в психологии. Проблема структуры личности.

В психологической  науке категория «личность» относится  к числу базовых понятий. Каждое из определений личности, имеющихся  в научной литературе, подкреплено  экспериментальными исследованиями и  теоретическими обоснованиям.

К базовой  проблеме психологии личности относится  проблема структуры личности. Данная проблема  тесно связана с принципом  системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов  связи между отдельными уровнями. К общим проблемам строения личности относят: 

1) Проблема  соотношения структуры и генеза.

2) Описание  структуры. 

3) Проблема  условий развития.

Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру  личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как  мотивационный, интеллектуальный и  деятельностный.

16. Проблема периодизации развития личности. Понятия социализации и социальной ситуации развития.

Периодизация  – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение  жизненного пути на периоды позволяет  лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский  различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком  и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального  развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического  развития человечества). Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).

Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных  тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей  группе периодизаций предпринята попытка  выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и  Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ - процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые  для жизнедеятельности в обществе. В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется  тем, что в нем в концентрированной  форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены  и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские  годы активно включаются в процесс  социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования  формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям  действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.

17. Самосознание: определение, критерии, уровни развития, "Образ Я".

САМОСОЗНАНИЕ  — свойство личности. Это осознание  человеком самого себя, своих взаимоотношений  с другими людьми, мотивов поведения  своих действий и поступков, своих  личностных качеств. Самосознание тесно  связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная  самокритичность. Самосознание — не только рациональный, но и эмоциональный  процесс, нередко неосознаваемое отношение  к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении  личности

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"