Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Понятие  социальная   ситуация   развития  было введено Л.С. Выготским  как единица анализа динамики  развития  ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.  Социальная   ситуация   развития  обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное  бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования.

По классическому определению  обучение, ориентированное на ЗБР, на завтрашний день ребенка, и есть развивающее  обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов). По мнению Е.Е. Кравцовой, развивающее обучение должно быть ориентировано не на саму ЗБР, а на ее границы, расширяя их за счет социальной ситуации развития. В этой социальной ситуации развития необходим взрослый, который бы задавал планку, был в позиции «над» ребенком, а другой взрослый – в позиции «рядом». Это основа парной педагогики.

Таким образом, данные понятия лежат  в основе нахождения  наиболее адекватной оценки перспектив развития ребенка  и его способностей к школьному  обучению.

45. Понимание условий и источников развития психики в отечественной психологии.

Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны.

В психологии сложилось несколько  подходов к изучению движущих сил  развития личности:

Стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт.  Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида.  Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

Принцип саморазвития личности как  исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности 2. существование  источника саморазвития деятельности в самой деятельности.

Узнадзе: функциональная тенденция  как источник развития поведения. 

Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. 

Лисина: потребность в общении  как движущая сила для человека. 

Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в  себе источник развития личности. 

Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить “сверхзадачи”, и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

Л.С.Выготский: среда не есть “обстановка развития”, а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности.

В отечественной психологии сложилось  следующее понимание факторов, условий  и движущих сил развития.  К  факторам развития относятся внешние  – среда, внутренние -  биогенетика человека ; условия развития разделятся на 1) внешние – обучение и воспитание 2) внутренние -  активность человека , самовоспитание. К движущим силам развития личности является наличие противоречий между 1)  потребностями и внешними обстоятельствами  2) новыми потребностями порождаемые деятельностью и возможностью их удовлетворения  3) возросшими  физическими способностями, духовными потребностями и старыми формами деятельности   4) новыми требованиями деятельности и несформированными навыками и умениями. Данные  противоречия возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Психическое развитие нельзя сводить  к тому, что с возрастом увеличивается  объем внимания, развитие не есть процесс  только количественных изменений, свойств  и качеств. Психическое развитие не сводится также и к тому, что  с возрастом увеличивается объем  внимания, произвольность психических  процессов, смысловое запоминание  и так далее, уменьшается детская  фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды  качественно новых особенностей, так называемых «новообразований» (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).

46. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем  психологии  детства.

Обозначим основные  проблемы  возрастной периодизации психического развития:

• Проблема  органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

• Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

• Соотношение задатков и способностей.

• Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

• Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной науке существует два представления о  возрасте: физический  возраст  и психологический  возраст. Переходы из одного  возраста  в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в   психологии  ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые  проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический  возраст  (Р.С. Немов).

На основе общих тезисов  психоанализа  3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской  личности: стадии детского  развития  соответствуют стадиям перемещения  зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого  эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые  в своем личностном развитии обязательно  проходит человек от рождения до конца  своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека.

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные  структуры - системы последовательно  выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых  в уме, но с опорой на внешние, наглядные  данные. Еще позже происходит становление  формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.

Колберг, продолжая эксперименты Пиаже, предлагал детям разного возраста оценить моральные суждения и этические представления. Предлагалось оценивать поступки героев и обосновать свои суждения.

В результате исследований Л. Колберг выделил 3 уровня развития моральных суждений:

1. Преконвенциональный (доморальный).     2. Конвенциональный.     3. Постконвенциональный (автономной морали).

47. Психологические особенности ребенка раннего возраста.

С психолого-педагогической точки  зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и  во многом определяет его будущее  психологическое развитие. Этот возраст  связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.

Личностное развитие в раннем возрасте. Принято считать, что развитие ребенка  как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности.

Эмоциональная сфера. Эмоциональность  ребенка связана с процессом  восприятия. Желания ребенка неустойчивы  и быстро преходящи, он не может их сдерживать; ограничивают их только наказания  и поощрения взрослых. Все желания  обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать  в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет  попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго  рассматривать и перебирать их. Затем  все-таки выберет одну, но после следующей  просьбы — уйти с ней в другую комнату — снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет  перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих  вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может  — он не в состоянии принять  решение.

Для раннего возраста характерны яркие  эмоциональные реакции, связанные  с непосредственными желаниями  ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции  на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать  самостоятельно, но у него не получается. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами, ревность к брату или сестре и т. п.

Общение. Развитие эмоциональной сферы  зависит от характера общения  ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков.

Самосознание. Развитие эмоциональной  сферы ребенка тесно связано  с зарождающимся в это время  самосознанием. Примерно в 2 года ребенок  начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание  себя — простейшая, первичная форма  самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок  называет себя — сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется местоимение «я».

К трем годам у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание  не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший  и больше никакой». Это чисто эмоциональное  образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать  его самооценкой в собственном  смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной  безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

48. Психологические особенности дошкольника.

В этом возрасте (от 3 до 7 лет) перестраиваются  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается  в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция  поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается  и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в  дошкольном возрасте сам ребенок  начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).

Он испытывает сильное желание  включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что  конечно ему ещё не доступно. Из этого противоречия рождается ролевая  игра. На границе раннего и дошкольного  детства возникают первые виды детских  игр. Это режиссёрская игра и одновременно с ней или несколько позже  появляется образно-ролевая игра. В  ней ребёнок воображает себя кем  угодно и чем угодно и соответственно действует. Эти два вида игр становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного  возраста. Позже из неё выделятся  игры с правилами (игровые условия, сюжет, содержание игры). Игра – ведущая  деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние  на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Игра способствует становлению произвольного  поведения ребёнка. Развивается  мотивационно-потребностная сфера, формируется творческое воображение, становления произвольной памяти.

Возникновение первичных этических  инстанций и на их основе – моральных  оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка  к другим людям. Возникают новые  мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с  пониманием взаимоотношений между  людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и  подчиняют себе непосредственные желания  ребенка.

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"