Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся  в повышенном настроении, другие склонны  к угнетенному состоянию, к тоске  или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма  к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих  из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется  не только в переживании самой  эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают  влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление  внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего  слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект  и волю колеблется в очень широких  пределах в зависимости от силы душевного  волнения.

Функции эмоций. 1) оценка. 2) побуждение и организация. 3) экспрессия – коммуникация невербального общения. 4) Подкрепляющая  функцию (П.В.Симонов). Эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.  5) Переключательная функция эмоций (П.В. Симонов) 6) Компенсаторная (замещающая) (П.В. Симонов) проявляется в том, что в экстренных ситуациях эмоция переключает физиологическую активность на аварийный режим работы.

В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли «ведомого» процесса. Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции, в свою очередь, являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Так, эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание, этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов; хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии; при неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия; от эмоций зависит целый ряд характеристик речи, накапливаются данные о тонком регулирующем их влиянии на мыслительные процессы.

Основание классификации. 1)  отражаемый  предмет. 2) функция. 3) уровень развития. 

31. Специальная психология как наука. Её место в системе наук. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.

Специальная психология – раздел психологической науки о закономерностях  развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различны категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как  правило, связано с врожденным или  приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических  наук специальной психологии отводится  особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей  с отклонениями в развитии и др. Предметом специальной психологии является изучение процесса психического развития в стеснённых обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение  параметров актуального функционирования психики и темпов её возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних  значений, характерных для данного  возраста. В качестве отдельных направлений  в специальную психологию входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных  методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и  происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной  психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации  лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством  специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая  система профессиональной консультации профессиональной ориентации.

Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, воспроизводящих  разные стороны изучаемого наукой объекта. В используемых специальной психологией  категориях можно выделить две большие  группы. Первая из них - это общепсихологические  понятия, отражающие родство данной дисциплины с психологической наукой в целом. В эту группу входят такие понятия, как "психическая деятельность", "сознание", "личность", "мотив", "смысловая сфера", "образ", "значение", "операция", "интериоризация", "речевое опосредование", и многие другие. Вторая группа составляет класс специально-психологических категорий или терминов из смежных дисциплин. К ним относятся: "дизонтогенез", "системные отклонения", "ретардация", "компенсация", "коррекция", "реабилитация", "интеграция", "асинхрония", "регресс", "депривация" и т.д.

Одним из центральных в категориальном строю специальной психологии является понятие "высшие психические функции", введенное Л. С. Выготским. Сами высшие психические функции представляют собой сложнейшие системные образования, характеризующиеся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции. В силу этого  они обладают высокой степенью пластичности за счёт взаимозаменяемости входящих в их состав элементов. Неизменным остаются цель (задача) и конечный результат. Средства достижения поставленной задачи могут быть вариативны. Пластичность высших психических функций, как  одно из их свойств, лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных функций  путём внутренней перестройки.

32. Методы специальной психологии. Их специфика. Роль каждого из методов в диагностической, консультативной и реабилитационной работе психолога.

Методы   психологического  изучения - это  те приемы  и  средства,  с  помощью  которых  психологи  и   дефектологи   получают  достоверные  сведения  об   интеллектуальном, речевом  и  физическом   развитии   аномальных детей.

В специальной психологии отсутствуют  какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в  общей, детской и педагогической психологии, применяются:

  • индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент,
  • наблюдение,
  • изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.),
  • анкетирование,
  • проективные методики,
  • обучающий эксперимент,
  • условно-рефлекторные методики.

Каждая из методик применяется  в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку  у нескольких категорий детей  с отклонениями развития имеются  значительные недостатки словесной  речи, затрудняющие понимание ими  словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень  умственного развития этих детей, используя  словесные задания.

Невербальные задания, решение  которых может быть выражено в  форме практических действий, позволяют  обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребёнка или об особенностях восприятия.

33. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

Социальная психология - отрасль  психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической  регуляции поведения, общения и  деятельности людей, обусловленные  ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в  большие и малые социальные группы.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое  место, которое она занимает в  системе других наук. История формирования социальной психологии тесно связана  с потребностью объяснения такого класса фактов, которые сами по себе могут  быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук. В ходе развития социально-психологической  практики происходило уточнение  и предмета науки. Его понимание  различными авторами исходило из понимания  места социальной психологии в системе  научного знания, а также круга, решаемых практических задач. Все разнообразие дискуссионных взглядов можно представить  в виде следующих позиций:

  • социальная психология - часть социологии (основной акцент делается на необходимости изучения массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии - нравов, традиций, обычаев и т.д.);
  • социальная психология - часть психологии (главный предмет исследования - личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения);
  • социальная психология - это наука на стыке психологии и социологии, причем пограничной областью социальной психологии с социологией является изучение проблем массовой коммуникации, общественного мнения, социологии личности. Относительная граница же социальной психологии с общей психологией затрагивает проблемы детерминации и проявления индивидуально-психологических качеств личности в условиях ее действия в реальных социальных группах.

34. Категория общения. Структура и функции общения.

Категория общения является базовой для социально-психологической науки.

Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта  эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к  анализу сущности общения опирается  на его понимание как механизма  влияния (с целью социального  воспитания) общества на личность.

Структура общения

Изучение  общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его  структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов.

Рассматривая  динамику общения, можно выделить следующие  составляющие (фазы) этого процесса:

  • возникновение потребности в общении;
  • вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
  • ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
  • планирование содержания и средств общения;
  • пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию;
  • фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;
  • восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  • корректировка направления, стиля, методов общения;
  • фаза взаимоотключения и выхода из контакта.

Основные  функции общения

Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции.

С этой точки  зрения можно выделить следующие  функции общения:

  • Социальная функция.
  • Инструментальная функция.                                                       Общепсихологическая функция общения.

35. Коммуникативная сторона общения. Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.

Коммуникативная функция общения, или коммуникация  это - сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в  процессе межличностного взаимодействия. В этом процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Вербальная и невербальная коммуникация

Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации -38%, неречевое  взаимодействие - 55% ("Говорим голосом, беседуем всем телом", - Публиций).

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл  сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как  источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

При помощи речи осуществляются кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Кодом являются знаки, выражающие определенное содержание (например, азбука Морзе). При декодировании  слушатель использует и свой собственный "код" - систему интерпретации, основанную на личном социальном опыте, выражающуюся в понимании смысла ситуации и действий партнера, его  коммуникативных действий и их содержания в связи с конкретным контекстом.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как "говорящий" сначала  имеет определенный замысел, а затем  воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена "коммуникативных ролей" (условный термин, обозначающий "говорящего" и "слушающего"), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"