Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Другими словами, симптом есть обозначение патологического  признака. Не каждый признак является симптомом, а только тот, для которого установлена причинно-следственная связь с патологией. Психопатологические  симптомы делятся на позитивные и негативные.

Совокупность  всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром —  это строго формализованное описание закономерного и устойчивого  сочетания симптомов.

Использование понятий симптома и синдрома позволяет  описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.

На проявление симптомов влияют такие факторы, как возраст, пол и культура, в  которой воспитывался человек (контекст поведения).

Выделяют  следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев):

  • шизофренический
  • аффективно-эндогенный
  • олигофренический
  • экзогенно-органический
  • эндогенно-органический
  • личностно-аномальный
  • психогенно-психотический
  • психогенно-невротический

Шизофренический синптомокомплекс складывается из таких личностно-мотивационных расстройств как: изменение структуры и иерархии мотивов, расстройства мыслительной деятельности, нарушающего целенаправленность мышления и смыслообразование (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны, эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность), изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).

В психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс входит: эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характеризуется такими признаками, как: общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний, мнестические расстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную память, нарушения внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля.

В олигофреническнй симптомокомплекс входят такие проявления, как: неспособность к обучению и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих сведений и знаний, примитивность и конкретность мышления, неспособность к абстрагированию, повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства.

56. Внутренняя картина болезни (ВКБ): динамика формирования, роль в регуляции деятельности.

Внутренняя картина болезни  — понятие, введенное отечественным  терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

Р. Конечный и М. Боухал отмечают, что картина болезни зависит от влияния ряда факторов: характера болезни (острая или хроническая), наличия или отсутствия болей, косметических дефектов и т.д., обстоятельств, в которых протекает болезнь (появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности, в ближайшем социальном окружении и т. д.), преморбидной личности, социального положения больного.

Как свидетельствуют клинические  факты и результаты исследований, структура внутренней картины болезни  может быть различной у больных  разных нозологических форм. Количественное соотношение различных составляющих внутренней картины болезни зависит  и от преморбидных особенностей личности. Неодинаково представлены в сознании отдельные элементы внутренней картины болезни. Наблюдается определенная динамика внутренней картины болезни с различным соотношением ее элементов на разных этапах заболевания. Различная по структуре и динамике внутренняя картина болезни создает специфические и чрезвычайно важные условия развития перестройки личности заболевшего.

57. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (патопсихологического, нейропсихологического, клинико-педагогического и других).

Определение атипичного развития, отличие  «нормы» от патологии развития.

Аномальное (атипичное) развитие личности — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или  заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерно продолжительных стрессов. В том случае, если речь идёт о становлении психопатии, процесс её формирования под влиянием неблагоприятных внешних воздействий называется патохарактерологическим развитием. Личностные изменения, возникающие вследствие длительных неврозов, реактивных состояний или тяжёлых и длительных психогений, рассматривают в рамках, соответственно, невротического, постреактивного и психогенного развитий (Н. И. Фелинская, 1961, 1968; Н. Д. Лакосина, 1961, 1970; В. А. Гурьева, 1963, 1968).

Любое отклонение от установленной  нормы может характеризоваться  как патология. В медицинском  лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом  уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия "патология" также включаются и такие отклонения от нормы, в  которых нет никаких биологических  компонентов (отсюда вполне возможно и  правомерно употребление терминов "патологическая личность" или "патологическое развитие личности"). Употребление слова "патология" акцентирует внимание на том, что  нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения).

58. Социально-психологические проблемы специальной психологии.

Последнее десятилетие - период бурного  развития специальной психологии: расширился диапазон изучаемых периодов психического развития и проблем, появились работы, обобщающие некоторые направления  исследований, отдельные ветви специальной  психологии. На новом этапе научного и практического развития специальной  психологии возникают новые проблемы:

1) Изучение детей с ограниченными  возможностями, не охваченных  специальной психолого-педагогической  помощью. 

2)  Развитие ранней специальной  психологической службы, включающее  раннее выявление, диагностику,  психологическое сопровождение  ребенка и его семьи. 

3) Фундаментальное изучение возможностей  и условий интеграции детей  с недостатками развития в  образовательных учреждениях общего  назначения.

4)  Разработка единого подхода  к использованию терминологии. Непродуманная  "борьба со стигматизацией" и непонимание различий между  использованием терминологии в  средствах массовой информации  и в научной литературе привели  к размыванию понятий и неадекватному  использованию терминов. Вместе  с тем, специфические для специальной  психологии (и дефектологии в  целом) термины (например, "недостаток") выпадают из употребления. Л.С.Выготский никогда не использовал сочетаний "нарушение мышления", "нарушение речи" и т.д.). Он употреблял только сочетание "нарушение развития".

5)  При переходе на единую  международную систему высшего  образования возникает необходимость  обосновать специальную психологию  и как новую область научных  знаний, и как новую учебную  дисциплину и специализацию, которой  нет прямых аналогов за рубежом 

По-прежнему актуальны и некоторые  давно поставленные проблемы:

6)  Разработка методик дифференциальной  психологической диагностики нарушений  развития. До настоящего времени  господствует интуитивно-эмпирический  подход и "кустарная" организация  диагностической работы. Это проявляется  в произвольном выборе методик  для проведения обследования, интуитивно-эмпирической  оценке результатов выполнения  диагностических заданий обследуемым и вытекающей из этого невозможностью сопоставления результатов обследования, проводимых разными диагностическими коллективами. Решение этой проблемы целесообразно начать с определения унифицированного набора диагностических методик, основанного на идеях Л.С. Выготского о сложной специфической структуре нарушенного психического развития.

7) Разработка нового содержания  и методов обучения детей с  недостатками развития. При больших  успехах в коррекции "специфических" (первичных) недостатков содержание  и методы обучения общеобразовательным  предметам в большинстве случаев  остаются традиционными, перенесенными  из обычной системы образования.

59. Концепция развития комплексной помощи детям с проблемами в системе образования.

Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее. Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешательства. В Германии, Латвии, Литве, Эстонии эта услуга предоставляется в клиниках. Центры помощи открыты в Великобритании, Швеции, Норвегии. Служба раннего вмешательств минимизирует потенциальные задержки развития у детей и ослабляет влияние условий, приводящих к нарушениям развития. Профилактика и коррекция нарушений уменьшает общие затраты на образовательные услуги, помогает удовлетворять потребности детей, снижает вероятность институционализации, подготавливает детей к их дальнейшей независимой жизни в обществе.

Важным шагом в создании национальной системы ранней комплексной помощи является научная разработка концепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи.

Цель концепции - научное обоснование  проектирования системы ранней диагностики  нарушений, комплексной помощи детям "группы высокого риска" и их родителям  с учетом самоценности дошкольного периода детства и равных прав каждого ребенка на получение необходимой комплексной помощи внутриутробно и с первых дней жизни.

Разработанная концептуальная модель психолого-педагогической помощи детям  с комплексными нарушениями развития представляет собой образовательно-развивающее  пространство, где в разных формах сотрудничества происходит укрепление физического состояния ребенка, расширение границ коммуникации, развитие когнитивной сферы, становление  и качественное изменение личности ребенка в целом.

Концепция психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями  развития базируется на системном подходе, позволяющем оказывать комплексную, всестороннюю помощь детям со сложными нарушениями, включающую психолого-педагогическое изучение развития детей данной категории, и на основе полученных данных диагностики  проектировать индивидуальный маршрут  развития. Следуя основным теоретическим  положениям отечественной специальной  педагогики, специальной психологии, общим концептуальным позициям, определяющим гипотезу исследования, можно сформулировать ряд основных концептуальных положений  построения системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, такими положениями являются:

  • апелляция к личности,
  • мультидисциплинарный подход,
  • единство диагностики и коррекции развития,
  • индивидуально-дифференцированный подход,
  • деятельностный подход.

60. Общие и специфические закономерности аномального развития.

Вопрос об общих и специфических  закономерностях был поставлен  Л.С. Выготским в начале ХХ в. В  связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разносторонне изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых явл. условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно  к различным видам дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовский. Основным тезисом является наличие трех иерархичных уровней закономерностей отклоняющегося развития.

I уровень: закономерности присущие  всем типам дизонтогенетического  развития.

  • нарушения приема, переработки, сохранения и передачи информации 
  • нарушение речевого опосредования 
  • более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающем
  • риск возникновения состояний социально-психологической

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"