Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика -движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: 1) дополнение речи и замещение речи; 2) репрезентация  эмоциональных состояний партнеров  по коммуникативному процессу, обнаружение  намерений собеседника; 3) создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения; 4) придание новых смысловых  оттенков сообщаемой информации, направление  процесса истолкования слов и выражении  в нужную сторону; 5) выражение принятой роли, смысла ситуации; 6) усиление вербального воздействия и др.

36. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.

Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону  данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и  поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это  дает возможность сформировать определенное к нему отношение.

Выделяют следующие основные функции  социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация  совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание - социально-психическое  явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.

Описаны три наиболее типичные схемы  формирования первого впечатления  о человеке. Каждая схема "запускается" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы  превосходства, привлекательности  партнера и отношения к наблюдателю.

  • Фактор превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам.
  • Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
  • Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю.

37. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие с точки зрения трансактного анализа.

 

Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием понимается не только обмен знаками, но организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

 

Подход  к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США) в ответ на необходимость оказания помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Наблюдая  поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек может  во время разговора вести себя то как взрослый, то как ребенок, то копировать поведение своих родителей. Анализируя подобные явления, Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.

С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция "Ребенка" может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Родителя как "Надо!", позиция "Взрослого" — объединение "Хочу" и "Надо").

Особенности позиций следующие:

1) Родительское "Я" (критическое или заботливое) - состоит из правил, норм, позволяющих индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая   сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.

2) Взрослое    "Я"    -    состояние,    принимающее    и    логическиперерабатывающее поступающую информацию, принимающее решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность.

3) Детское "Я" (естественное или спонтанное, приспосабливающееся,бунтующее) - состояние, следующее на поводу собственным желаниям, советам взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем.

38. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе.

Социальная  группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом  на основе разделяемых ожиданий каждого  члена группы в отношении других. Классификацию групп можно осуществлять по следующим критериям: 

1) По наличию  взаимоотношений между членами  группы: условные – реальные.

2) Лабораторные  – естественные.

3) По количеству  членов группы: большие – малые.

4) По уровню  развития: становящиеся – высокоразвитые.

5) По характеру  взаимодействия: первичные – вторичные  группы.

6) По форме  организации: формальные и неформальные.

7) По степени  психологического принятия со  стороны личности: группы членства  и референтные группы.

Поскольку малые группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Появление организованной малой группы необходимо рассматривать  как процесс, предполагающей два  варианта: 1) возникновение ее как  элемента более общей системы (этот вариант связан, как правило, с  одновременным вступлением в  нее сразу многих членов); 2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи (этот вариант обусловлен не только активностью  внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов).

Этапы развития малой группы. В  социальной психологии разработано  несколько моделей группообразования, учитывающих различные основания  и признаки, которые позволяют  судить о качественно ином уровне развития группы.

Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда "Групповая психология и  анализ Эго". Эта идея оформилась на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но вполне реальными  группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга . Согласно этой теории, в существовании группы выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Двухмерная модель развития группы, предложенная Б.Такменом, явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий развития терапевтических, тренировочных, естественных профессиональных и лабораторных групп. Б.Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа:

1) наличия сфер (измерений, факторов) групповой активности - деловой (решение  групповой задачи) и межличностной  (развитие групповой структуры);

2) положения группы в гипотетической  последовательности развития, то  есть в соответствующей стадии.

39. Понятие стереотипа в социальной психологии. Механизм стереотипизации. Функции социальных стереотипов.

Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипизация - формирования впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов, приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Как правило, стереотип возникает  на основе достаточно ограниченного  прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипы формируются из недостаточной  осведомленности об объекте восприятия, и могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя ложные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания  и взаимодействия. Стереотипы формируются  обыденным сознанием, поэтому они  часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно лишь в процессе анализа конкретной ситуации.  Изучение каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом  межличностного восприятия причин и  мотивов поведения других людей.

 

Функции соц. стереотипов:

1.Функция приспособления сознания  к той или иной культуре, способ  адаптации ее норм, возможность  без органического вхождения  внутрь культуры чувствовать  себя ее носителем.

2. Защитная функция. Стереотип  охраняет индивида от потоков  новой информации  посредством  неосознанно срабатывающей самоцензуры. Человек идет по лабиринту нового, расставляя, чтобы не заблудиться, вешки: вот это я знаю, это хорошее, и т. д. Стереотипизация - способ усвоения новой информации, которую сознание раскладывает по заранее заготовленным полочкам.

3. Функция передачи элементов  субкультуры этноса в историческом  плане.

 

40. Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.

Под конфликтом (от лат. conflictus - столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В основе любого конфликта лежит  ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы  конфликт начал развиваться, необходим  инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона  отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Впервые попытка создания понятийной схемы описания конфликта как  социально-психологического явления  была предпринята социальным психологом Л.А. Петровской. Она включала в себя четыре категориальные группы, характеризующие  социально-психологический уровень  анализа конфликта: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым дополнена эта схема: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и  завершения значимых противоречий, возникающих  в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии  субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению  друг к другу. Помимо конфликта, социальные противоречия могут разрешаться  путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания.

41. Основные положения теории культурно - исторического развития психики Л.С. Выготского.

Концепция психического развития человека, разработанная в 20–30-е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"