Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Психологическая теория Выготского сложилась  на основе марксистской философии диалектического  материализма. Выготским была предпринята  попытка анализа собственно человеческого  в человеке - не того, что роднит человека с тоскующим глухарем или крысой в проблемном ящике, а того, что  составляет его специфически человеческую сущность. Эта специфика определяется сформированностью у человека высших психических функций. Всякого рода «глубинная» психология фактически игнорирует эту специфику. Подлинная психология должна быть «вершинной», то есть ориентированной на высшие уровни развития психики, характерные для человека как общественного, а не только природного существа.

Каким образом появление высших психических функций связано  с овладением природой? По мнению Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в  психике человека выступают одновременно и как следствие его измененных отношений с природой, и как  фактор, который обеспечивает эти  изменения. Ведь если жизнедеятельность  человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться  по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние  цели, человек с какого-то момента  начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается  управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации  помогает более эффективно решать внешние  задачи.

Таким образом, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые  глубоко взаимосвязаны.

Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением также с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических.

Что такое психологические орудия? Краткий ответ Выготского: это  знаки.    

 

42. Закон развития высших психических функций.

Л.С. Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития высших психических функций. Наиболее часто он ограничивался одним законом в разных редакциях и с разными названиями: "закон социогенеза высших форм поведения", "основной фундаментальный закон построения высших психических функций", "закон двойного появления высших психических функций в истории развития ребенка", "самый важный и основной из генетических законов" и др. Именно этот закон чаще всего воспроизводится в работах, посвященных творчеству Л.С. Выготского, а наиболее цитируемой является формулировка из "Истории развития высших психических функций" .

Закон перехода от социальных (интерпсихических) к индивидуальным формам поведения, в результате чего средства социальной формы поведения становятся средствами индивидуальной формы поведения. 

 

43. Кризисы в психическом развитии.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным  процессам, необходимым для нормального  поступательного хода личностного  развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят  от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому.

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я»  и самосознание в целом оказывает  влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются  в наименее выгодном положении; акселерация  создает более благоприятные  возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает  страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться  взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы  своей жизни от контроля родителей  и часто идет на конфликты с  ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность  в общении со сверстниками. Ведущей  Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение  в неформальные группы. Возникают  и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее.

Период стабилизации Личности. В  это время складывается система  устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский  максимализм в оценках, страстность  в отстаивании своей точки  зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность  своей жизнью, расхождение между  жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому  добавляется изменение отношения  со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим  надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость  «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с  профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением  семейных отношений. Потеря некоторых  близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия  в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских  отношений. И если кроме детей  супругов ничто значимое для них  обоих не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего, негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто  усугубляется тем, что примерно в  это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших  себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим  с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального  положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может  осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

44. Понятия «социальная ситуация развития» и «зона ближайшего развития". Значение этих понятий для психологии и педагогики.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической  науки.  Ее решение служит фундаментом  для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса  о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую  сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так  же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает  он это или нет), заключает в  себе и определенную теорию обучения".  В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о развития ребенка легло положения о социальной ситуации развития и зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР).

Зона ближайшего развития — уровень  развития, достигаемый ребенком в  процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Как уже было отмечено, ЗБР предполагает взаимодействие ребенка со взрослым, что нашло отражение в понятии социальная ситуация развития. Социальная   ситуация   развития  - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и неповторимое отношение между ребенком  и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"