Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении и определении процесса становления внешней политики Кыргызской Республики, выявлении основных лейтмотивов ее внешнеполитической стратегии на этапе формирования и его выгодного стратегического месторасположения и проявление интересов со стороны мировых держав.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать процесс международного признания Кыргызстана;
• определить приоритетные направления внешнеполитического курса и их эволюцию;
• проанализировать выгодное Кыргызстаном геополитическое месторасположение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты влияющие на формирование внешней политики Кыргызской Республики……………10
1.1. Становление и формирование внешнеполитического курса независимого Кыргызстана…………………………………………………….10
1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России, Китая и США…………………………………………………………………….23
Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США……………………………………………………………………………...33
2.1. Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в Кыргызстане……………………………………………………………………33
2.2. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая…………………….39
2.3. Кыргызстан в стратегических интересах США…………………………52
Заключение…………………………………………………….………………..74Список использованной литературы………………………………………..79

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Базовые внешнеполитические принципы и установки, изложенные в  вышеуказанных документах Кыргызской Республики, являются попыткой осмысления внутренних задач. В них также определяется необходимость собственной позиции перед лицом новых глобальных вызовов и понимания системы международных отношений, в наибольшей степени отвечающих национальным интересам. Важнейшим принципиальным аспектом внешнеполитической Концепции КР является то, что одним из главных критериев эффективности политики становится защита интересов и прав граждан Кыргызстана; резко возросло значение «гуманитарного измерения» в деятельности кыргызстанской дипломатии.

В рамках второго этапа сотрудничество Кыргызстаном и международным сообществом получило новый импульс, перейдя от уровня выработки и презентации приоритетов внешней политики  к их последовательному закреплению.

Одним из наиболее важных событий  в рамках членства  Кыргызской   Республикой в ООН за последние два года стало участие делегации страны в работе Саммита тысячилетия  (6-8 сентября 2000года, г. Нью-Йорк).

Глава делегации  Кыргызстана призвал мировое  сообщество принять программу действий, способствующую консолидации его усилий в совместном противостоянии  новым угрозам и вызовам глобальной безопасности.

Характеризуя  сотрудничество между ОБСЕ и ОИК  с  одной стороны, и Кыргызстаном – с другой, надо отметить, что особенно активным они стали в последние годы. Важнейшим событием в рамках второго этапа внешней политики независимого Кыргызстана стал саммит ОБСЕ, состоявшийся 18-19 ноября 1999 года в Стамбуле. Закономерной стало поддержка со стороны участником Форума- диалога между ОБСЕ и ОИК, направленного на создание единого пространства безопасности в Центральной Евразии9.

Новый импульс  участию Кыргызской   Республики  в региональных интеграционных образованиях и международных организациях придала  их трансформация,  позволившая перейти  на новый, качественно иной уровень развития. Это касается таких организаций, как ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС.

 Двусторонние  отношения Кыргызстана  с ведущими  странами мира, успешно пройдя  начальный этап становления, приобрели  устойчивый характер. Об этом  свидетельствует практика межгосударственных отношений с Россией, Китаем и США. Несмотря на наличие определенных различий в позициях этих государств мира по вопросам мироустройства, многовекторная дипломатия  Кыргызстана позволяет успешно преодолевать их, выстраивая двусторонние отношения с каждым из них.

В начале XXI века Кыргызская    Республика установила дипломатические отношения  более с чем со 100 государствами мира, являясь участником более 50 универсальных институтов и форумов, открыла 19 дипломатических и 3 консульских представительства  за рубежом. В Кыргызстане аккредитованы 88 дипломатических миссий и представительств  международных организаций10.

События 24 марта 2005 года не привели  к существенному  изменению внешнеполитического развития Кыргызстана. Новое руководство подтвердило приверженность Кыргызстана международным обязательствам на двустороннем и многостороннем  уровнях, заявив о неизменности  внешнеполитического курса. Однако несбалансированных действий в отношении своих традиционных партнеров привел к определенному  ухудшению имиджа Кыргызстана на мировой арене.

После революции  которая произошла 7 апреля 2010 года Кыргызстан узнал весь мир с плохой стороны. Но новое правительство  тесно работает с  зарубежными  странами, устанавливая парламентские  отношения со странами СНГ, подписывает экономические договора, которые привлекут инвестиции со стороны международных организаций, стран дальнего зарубежия и ближнего. Этому свидетельство строительство будущей железной дороги, которое будет соединять Кыргызстан-Узбекистан-Китай, также строительство будущего нефтеперерабатывающего завода с помощью Республики Азербайджан, привлечение инвестиций со стороны Турции и т.д. Кыргызстан старается поднять свой имидж на мировой арене и будет вести свою внешнюю политику на равнее со всеми странами мира  и защищать свои внешнеполитические  интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России,    Китая и США.

Кыргызская  Республика расположена в Центральной Азии, занимает выгодное геополитическое положение. Большая часть Кыргызстана входит в горную систему Тянь-Шаня, и только крайний юго-запад относится к Памиро-Алаю. Границы республики в основном проходят по гребням высоких горных хребтов и лишь местами нисходят в Чуйскую, Таласскую и Ферганскую долины.  Республика граничит на севере с Казахстаном (протяженность границы -1113 км), на западе - с Узбекистаном (1374 км), на юго-западе - с Таджикистаном (972 км), на юго-востоке - с Китаем (1049 км). С запада на восток Кыргызстан простирается на 925 км, с севера на юг - на 454 км. Площадь республики равна 198,5 тыс. кв. км. Кыргызстан – горная страна.

С обретением независимости  Кыргызстан начал активно приобщаться  к мировому сообществу. Приоритеты его внешней политики определялись географическим положением, историческими, этническими и экономическими связями. Поэтому республика активизировала отношения со своими центральноазиатскими соседями.11.

Кыргызстан  – единственная страна в мире, где  имеются и американская, и российская военные базы. Кыргызстан – одна из немногих стран, которая интегрирована одновременно и в Европейские, и в Евроазиатские структуры: ОБСЕ, ЕБРР, ШОС, ОИК, ОЭС, АБР, ИБР.

В мире насчитывается 34 стран, не имеющих выхода к морю. Кыргызстану необходимо совместно  с ними добиваться преференций в торговом режиме, как это имеет место для островных стран.

Необходимо рассмотреть геополитические и геоэкономические приоритеты Кыргызстана в свете соотношения сил в мире, в СНГ и ЦЕА. К 2015-2020 годам состав семи стран с наибольшим ВВП возможно будет выглядеть следующим образом: США, ФРГ, Япония, КНР, Корея, Индия, Индонезия. В условиях глобализации роль крупных держав и объединений возрастает. Рассмотрим те из них, которые связаны с существенным влиянием на регион: РФ, США, ЕС, КНР и Индия.

Ни один мировой лидер не способен сохранить свое могущество, следовательно, за расцветом неизбежно следует период деградации. Мир становится биполярным и затем многополярным до тех пор, пока не начнет устанавливать свое господство какая-либо другая держава, и зарождается новый цикл мировой истории.

Россия, несмотря на все проблемы и благодаря своим дружественным отношениям и местоположению, остается наиболее вероятным кандидатом на роль стратегического партнера. По большому счету, стратегическим приоритетом для Кыргызстана является евразийская цивилизация, неотъемлемой частью которой он является. Это и увеличивает весомость для нас России, как основного «акционера» этой цивилизации.

Россия заинтересована в сохранении стабильной буферной зоны, являющейся естественным кордоном для распространения религиозного исламского экстремизма. Центростремительные тенденции развития рынка Средней Азии и Казахстана (САК), высокие затраты на транспортировку, высокий уровень зарплаты в РФ, обусловят постепенное сокращение доли традиционных товаров РФ на кыргызском рынке по сравнению с советским периодом. САК - это относительно наименее важный для России регион во всем постсоветском пространстве.

Экономические связи с Россией позволяют  выжить нашим экспортерам в условиях, когда мы не можем предложить конкурентоспособную продукцию мировому рынку. В силу относительно социально-экономического развития Россия надолго останется экономическим партнером КР, хотя по той же самой причине не сможет в достаточной мере обеспечить приток новых технологий и больших инвестиций.

Кроме того, Россия надолго останется стратегическим партнером Кыргызстана в обеспечении  безопасности. В последние годы Россия активизировала военное сотрудничество с РУ. Учитывая региональное влияние  Узбекистана, а также опасения России в отношении Афганистана, эта тенденция будет продолжаться. Реализация проектов Шелковый путь и TRACECA будет означать для России утрату позиций в регионе. Кроме того, одна Россия не может обеспечить гарантии сохранения интересов Кыргызстана в регионе. Ожидается дальнейшее ее экономическое возрождение, военно-политическое возвращение в регион и проведение самостоятельной политики в нем.

Сотрудничество  с ЕС имеет ряд стратегических преимуществ. В случае реализации проектов Шелковый путь и TRACECA ЕС и Китай становятся заинтересоваными в суверенитете и развитии стран региона. Говоря одним словом, на сегодняшний день для проведения мировой политики Россия нуждается в государствах-единомышленниках, союзниках. Не по дням, а по часам усиливается давление со всех сторон на Россию государствами во главе с НАТО. Некогда союзники России – государства Африки сейчас сами в отчаянном положении, не знают, что делать. И только государства Центральной Азии могут быть ей единомышленниками.

Ясное дело –  искать в дальних странах соратников бесполезно. Не вызывает сомнения, что визит Путина в Ташкент перед саммитом ШОС в Китае тоже имеет целью предварительно уточнить цели и позиции. Естественно, в таких целях Кыргызстан не может быть ровней Узбекистану, Казахстану. Возможно, одной из неотложных задач этой страны является удержание Кыргызстана в общем потоке Центральной Азии.

Как бы там ни было, заметно, что Путин активно  взялся закладывать мощное государство  в экономическом и политическом отношении, как было до развала СССР (больше сохраняющем интересы России)12.

Америка имеет военное присутствие, но слабо присутствие экономическое. У России есть и то, и другое. Но Россия не может эффективно выполнять в регионе ключевую роль из-за ограниченности ресурсов и отсутствия четкой стратегии отношений. Российское военное присутствие в регионе в значительной мере обусловлено тем, что пока настоящей южной границей РФ является бывшая граница СССР. Если Россия уйдет из региона, ей надо будет обустроить границу с Казахстаном, что обойдется в $7 млрд. Согласно официальным российским данным, стоимость 1 км государственной границы составляет порядка $1 млн, а таких километров границ с Казахстаном - 7 тыс.

США (Центр транспортных перевозок-ЦТП)и Россия имеют в настоящее время военные базы в Кыргызстане, а Китай – нет. Присутствие ЦТП предопределено большой внешней задолженностью Кыргызстана. И эта задолженность контролируется через международные финансовые институты (ВБ, МВФ, ЕБРР), главным образом через США.

КР пока остается страной наиболее зависимой от МВФ, где США играют ведущую роль. США могут оказать давление на региональных лидеров. Росту американского влияния в регионе не позволяют интересы России и Китая. Демократизация общества и экономическая либерализация пока остаются основным приоритетом в отношениях США  с  КР.

Не следует  забывать, что Китай – это страна с тысячелетней непрерывной государственностью, наш единственный сосед по ВТО, по величине ВВП КНР занимает третье место в мире после США и Японии и считается, что к 2020 г Китай выйдет на 1 место по основным экономическим показателям. Это наше «окно» в Азиатско-Тихоокеанский регион, это страна, с которой мы состоим в ШОС и имеем Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Китай за последние 15 лет выступает на международной арене в роли экономически сильного и значимого государства, чем Россия. При этом Китай, который из-за дефицита энергоресурсов может уделить пристальное внимание региону, рассматривается другими державами как один из нежелательных конкурентов.

На сегодняшний день существуют фактически кыргызско-синьцзянские отношения. Вследствие строительства прямого железнодорожного сообщения и политики натурализации Синьцзяна, проводимой Пекином, кыргызско-китайские отношения станут действительно таковыми не ранее завершения строительства железной дороги. Китай – экономический гигант, имеющий проблему плавной трансформации экономических реформ в политике. Кыргызстан нужен Китаю как буфер, ограждающий от исламского экстремизма. Быстрый экономический рост Китая вызывает конкуренцию за природные ресурсы региона вообще и за энергию в частности.

Рынки приграничных с Китаем стран ЦЕА с учетом их вступления в ВТО, будут вынуждены  интегрироваться с рынком Китая. Как торговый партнер Кыргызстана, Китай пока в группе «бронзовых призеров» после России и Казахстана. В 2003 году ВВП СУАР почти в 20 раз превысил ВВП КР и составляет порядка $20 млрд.

Военной сфере присутствие Китая (не обязательно военная база) могло бы снять настороженность и обиду Китая по отношению к нам, снизить соперничество США и России.

Присутствие американских и, особенно, российских войск не вызывает озабоченности общественности Кыргызстана. Но возможное военное присутствие  Китая в Кыргызстане не вызывает энтузиазма. А ведь Китай – наш  сосед, а США – нет. Думается, что Китай в цивилизационном отношении стоит от нас намного дальше, чем США, расположенные на другой стороне Земного шара. И Кыргызстан, и США импортировали систему образования из Европы. Кыргызстан сделал это в начале 20 века через Россию, а  культурное присутствие США в Кыргызстане несравнимо с китайским. Мы лучше знаем и понимаем американцев, чем китайцев. А все, что непонятно, вызывает настороженность.

Теперь насчет военного присутствия и положений  конституции Китая. Как мы уже  оговорили, это не обязательно военная база – военное присутствие Китая может быть реализовано в виде регулярных совместных антитеррористических учений на территории Кыргызстана. Собственно говоря, база на территории Кыргызстана Китаю не нужна. Потому что он наш сосед, а размеры Кыргызстана намного меньше радиуса действия боевой авиации.

Если этот вариант  удастся реализовать, то Кыргызстан укрепит свою безопасность, не принося  в жертву чьи-то интересы, и укрепит  региональную стабильность.

Малой стране мало объявить большую стратегическим партнером и даже подписать соответствующий договор. Партнерство предполагает взаимные примерно паритетные обязательства - то, чего малая страна обеспечить в отношении большой просто не в состоянии. Например, обеспечение независимости и территориальной целостности.   Во внешней политике Кыргызстана необходимо использовать стратагемный подход, являющийся характерной особенностью восточной цивилизации.

Информация о работе Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США