Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении и определении процесса становления внешней политики Кыргызской Республики, выявлении основных лейтмотивов ее внешнеполитической стратегии на этапе формирования и его выгодного стратегического месторасположения и проявление интересов со стороны мировых держав.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать процесс международного признания Кыргызстана;
• определить приоритетные направления внешнеполитического курса и их эволюцию;
• проанализировать выгодное Кыргызстаном геополитическое месторасположение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты влияющие на формирование внешней политики Кыргызской Республики……………10
1.1. Становление и формирование внешнеполитического курса независимого Кыргызстана…………………………………………………….10
1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России, Китая и США…………………………………………………………………….23
Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США……………………………………………………………………………...33
2.1. Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в Кыргызстане……………………………………………………………………33
2.2. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая…………………….39
2.3. Кыргызстан в стратегических интересах США…………………………52
Заключение…………………………………………………….………………..74Список использованной литературы………………………………………..79

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

В НАТО они стали  членами Совета Евроатлантического партнёрства, в форуме, где осуществляется сотрудничество между НАТО и партнёрами  в Восточной Европе и Азии; а  также в программе «Партнёрство ради мира»40.

Целью данных программ является обеспечение совместимости  с НАТО, и не обязательно последующее  их включение в союз41. Общей целью ставилось реформирование сектора безопасности, новая модель отношений «военные - общество», обеспечение гражданского контроля над военными силами, предоставление нищевых возможностей (встраивание в воинские формирования коалиции).

Развёрнутые программы  помощи в обеспечении безопасности и стабильности в регионе были больше выгодны Западу и не отражали никоим образом интересы самих Центрально-азиатских республик. То есть, очевидно, что было необходимо вписать регион в европейскую систему безопасности, а не создать безопасный регион. Также некоторые эксперты отмечают, что военное сотрудничество является попыткой создания военной альтернативы Москве и Пекину42.

В июле 1997 года правительство США сделало официальное  заявление о своей политике в  Центральной Азии. Причиной стали  предстоящие совместные военные  учения войсковых соединений Америки, Казахстана, Кыргызстана, России, Турции и Узбекистана43. Речь заместителя госсекретаря Строба Тэлбота, который участвовал в формировании политики клинтоновской администрации по отношению к странам бывшего СССР, стала выражением двойственной политики США по отношению к региону.  Из речи стало ясно, что США как бы нет смысла закрепляться в Центральной Азии, становясь соучастником ныне несуществующей Большой игры44. Предлагалось преодолеть старые предрассудки и страхи и перейти к дипломатии нового уровня. Это, конечно же, полностью противоречит тому, что прозвучало через несколько лет о «закреплении на местности»45.

Наличие нефти  и газа в Центральной Азии не было новостью, но данные о запасах были весьма противоречивы. По данным министерства энергетики США, разведанные месторождения нефти в Казахстане составляют от 9 до 40 млрд. баррелей (заметим, что весьма большой диапазон)46, месторождения газа от 65 до 100 трлн. куб. футов, затем в Туркмении – около 71 трлн. куб. футов и в Узбекистане – 66 трлн. куб. футов47. Всё усугубилось и тем, что это породило массу слухов  и помыслов. В 1997 году был выпущен Доклад о перспективах разработки каспийских энергетических запасов, который тоже способствовал этому48.

После развала  Советского Союза в 1991 году Центрально-азиатские страны продолжали зависеть от России в экспорте их нефти и газа. Соединенные Штаты, отстаивая собственные стратегические интересы в регионе, хотят изменить это положение вещей. Именно поэтому американские чиновники протолкнули проект строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, стоимостью 4 миллиарда долларов49.

Вашингтон выступал также против доставки каспийской нефти  через Иран, что оставляло прикаспийским  государствам очень небольшой выбор  вариантов, отличных от маршрута Баку — Тбилиси — Джейхан. Доставка нефти из этого внутриконтинентального региона на международные рынки была препятствием для развития каспийского энергетического проекта. Иногда даже казалось, что именно их отсутствие мешает развиваться региону. Энергия и экономика переплетались тесно, но на первый план всё же выступали правовые, политические и стратегические аспекты50.

Также при всех разговорах о важности каспийских запасов  нефти и газа американский интерес  к этим государствам был меньше по сравнению с интересом к производителям нефти в зоне Персидского залива или даже к более мелким, но при этом ближе расположенным производителям, таким как Мексика или Венесуэла.

Был вариант  транспортировки нефти из Туркмении  через Афганистан, затем в Пакистан и, возможно, в Индию. Но в то время  политика Туркмении становилась все менее понятной и ответственной с точки зрения деловых интересов Запада, и большинство американских фирм уже не считало вложение туда денег соблазнительной перспективой, и это несмотря на гигантские запасы газа. Ограниченные возможности транспортировки энергоносителей сделали неблагоприятную деловую среду Туркмении еще менее привлекательной, особенно после захвата власти талибами, практически исключившего возможность транспортировки газа через Афганистан. Американский интерес к Туркмении достиг максимума, когда стало казаться, что калифорнийская компания «Unocal» получит доступ к газу с Давлетабадского месторождения и будет прокладывать трубопровод через Афганистан. В 1996 и 1997 гг. многие считали, что этот проект станет инструментом, способным обеспечить достижение нового национального консенсуса в Афганистане. Финансируемый «Unocal» проект (вместе с обучением и восстановлением инфраструктуры в качестве дополнения к нему) часто выдвигался представителями американского правительства и участниками мирных переговоров в Афганистане, проходивших под эгидой ООН, в качестве стимула. Но после того как разведка США обнаружила связь между лагерями «Аль-Каиды» в Афганистане и взрывами американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 г., в качестве возмездия Вашингтон обстрелял крылатыми ракетами базы «Аль-Каиды» в Афганистане51. В связи с изменением оценок уровня безопасности в Афганистане идея трансафганского трубопровода была отложена, потому что «Unocal» приостановила все свои операции сразу после начала бомбежек . Но даже тогда политики в Вашингтоне по-прежнему сохраняли надежду на то, что туркменское правительство поддержит финансируемый США проект транскаспийского трубопровода, чтобы увеличить поставки через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан.

Хотя трубопроводная политика США была одной из успешных частей политики США, это не было достаточным  стратегическим обоснованием оправдания присутствия Штатов в регионе.

С точки зрения американских наблюдателей именно права  человека были проблемной зоной Центральной Азии. Как известно, именно США выдвинули их уважение и соблюдение как основной принцип реформирования, но политика США не всегда придерживалась такой позиции. Порой строительство трубопроводов шло вразрез с соблюдением прав человека (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан). Это и позволяет допустить мнение, что энергетическая безопасность для США стоит выше, нежели принципы демократии. Также намеченная оттепель в отношениях между Ираном и США в 1999 году, стало восприниматься со стороны общественности, что и США могут пойти на уступки наперекор провозглашённым ценностям.

Трубопроводную  политику Штатов также критиковали  за то, что из коммерческого он превратился  в стратегический52. Говорилось, что каспийский регион не может производить столько нефти, сколько тратиться на это времени и ресурсов. Падение цен на нефть во второй половине 90 – х годов усилило критику США, но сегодня мы имеем реальную возможность оценить столь дальновидную политику США.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что энергетическая стратегия США  базируется на следующих принципах:

  1. привязка к американской политике максимально большего количества как традиционных, так и нетрадиционных источников углеводородов; диверсификация мирового производства нефти;
  2. проведение политики поддержания цен на нефть на рыночном уровне (т.е. игра на понижение цен);
  3. технологическое доминирование США в мировом производстве нефти;
  4. улучшение инвестиционного климата для американских и транснациональных компаний;
  5. экономический контроль над трубопроводами и маршрутами перевозки нефти и газа.

И, что для  установления контроля над нефтегазовыми  ресурсами Центрально–азиатского  региона, что является стратегической задачей в защите своих интересов, США для достижения этих целей  выбрали два основных пути:

  1. прямые инвестиции в нефтегазовое производство;
  2. установление контроля над маршрутами транспортировки и строительством трубопроводов.

Стоит отметить, что первая цель уже достигнута, вторая остается на повестке дня американской внешней политики, и будет определять ее характер и методы на ближайшую перспективу53.

Итак, в первой главе мы рассмотрели становление  и развитие отношений между США  и Центрально-азиатскими государствами  в первое десятилетие независимости. По просмотру динамики взаимоотношений  можно сделать следующие выводы:

  1. Сразу же после распада СССР США приняли активное участие в политике региона, предложив свои проекты реформирования и модернизации, но вмешательство было достаточно мягким; можно также сказать, что этими реформами США заранее продумали свои отношения со странами Центральной Азии, включив их в общую систему демократий и предложив западные идеалы и ценности;
  2. Признав независимость пяти республик, открыв свои дипломатические представительства, приняв законодательные акты («Закон о поддержке свободы», «Закон о сотрудничестве в целях уменьшения угрозы», «Закон о стратегии Шелкового пути») которые в дальнейшем обусловили стратегию в регионе, разработав проекты сотрудничества политика «нейтральности» региона для США постепенно трансформировалась в зону важных интересов;
  3. Нельзя согласиться с теми экспертами, которые считают, что политика США в регионе в целом носила ситуационный характер, так как программа по разоружению, ликвидации ОМУ была проведена успешно за достаточно короткий срок; на место которой пришла энергетическая политика.

Кыргызстан, являясь  одной из пяти республик Центрально-азиатского региона, также оказался объектом пристального внимания со стороны США. Для него демократический опыт США XX века и поддержка этой сверхдержавы необходимы для вхождения в систему нового мирового порядка XXI века. Соединенные Штаты Америки являются одним из самых приоритетных направлений во внешней политике Кыргызстана. Важнейшими событиями в истории взаимоотношений между США и Кыргызстаном стали визиты Президента КР А. Акаева в США (май 1993 г. и июнь 1997 г.); вице-президента А. Гора в Кыргызстан (декабрь 1993 г.); Первой леди Соединенных Штатов X. Клинтон (октябрь 1998 г.); Госсекретаря США Мадлен Олбрайт (16 апреля 2000 г.).

Договорно-правовую базу двусторонних отношений, заложенную во время взаимных визитов на различных уровнях, составляют более 20 соглашений. Важнейшими из них являются: о стимулировании инвестиций (май 1992 года), о торговых отношениях между КР и США (май 1992 года), о поощрении и взаимной защите капиталовложений (январь 1993 года), об обеспечении сельскохозяйственной продукцией (1997 год).

Тесные двусторонние отношения между КР и США расширились  и укрепились после террористических актов в США 11 сентября. Смена  внешнеполитической ориентации включила Кыргызстан, наряду с другими странами Центральной Азии, в зону особых интересов Соединенных Штатов. Беспрецедентную активизацию сотрудничества между нашими странами характеризует тот факт, что за промежуток времени с ноября 2001 года по август 2002 года Кыргызстан посетили 18 американских делегаций.

В настоящее  время США являются одним из крупнейших доноров Кыргызстана. Начиная с 1992 года, они оказали Кыргызстану  финансовую помощь, превышающую 590 млн. долларов. По статистическим данным, по объему товарооборота, США за 2001 год занимали четвертое место среди стран дальнего зарубежья, после Турции, Швейцарии и Германии; в республике зарегистрировано около 110 совместных и иностранных предприятий с американским участием.

Начиная с недавнего времени внимание к авиабазе «Манас» снова усилилось. Военная база была создана после мощного информационного воздействия Соединённых Штатов на мировое сообщество в результате террористических атак на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года54. Авиабаза американских ВВС «Ганси» расположена в международном аэропорту «Манас» в Бишкеке. Она является основным авиамобильным центром для операции «Несокрушимая Свобода», а точнее, выполняет миссию по предоставлению воздушного моста для переброски пассажиров и грузов в Афганистан и из него, кроме того, осуществляет дозаправку топливом самолетов в небе над Афганистаном. В свое время военное присутствие США в Центральной Азии после 11 сентября 2001 года обосновывалось необходимостью борьбы с исламским экстремизмом55. Данная авиабаза была создана не только по договорённости с Кыргызстаном, но и после переговоров с Москвой.

Некогда оппозиция  Кыргызстана во главе с Феликсом Куловым не раз высказывалась  за вывод американской военно-воздушной  базы с территории Кыргызстана, в 2008 году с этой идеей выходила и Коммунистическая партия Кыргызстана со своим лидером Кларой Ажибековой56. Озабоченность политической элиты американским присутствием усилилось после заявления госсекретаря США Кондолизы Райс, которая заявила о возможности использования авиабазы в Бишкеке для нанесения ударов по Ирану в случае принятия Вашингтоном решения о проведении силовой акции57. Наряду с этим бывший спикер кыргызского парламента Марат Султанов заявил, что авиабаза сил международной антитеррористической коалиции будет свернута, если возникнут подозрения в использовании ее не только для ведения операции в Афганистане. "Мы давали разрешение на использование базы только для проведения антитеррористической операции в Афганистане, - напомнил он. - Если она будет использоваться для других целей, мы сразу же поставим вопрос о прекращении ее деятельности"58.

Информация о работе Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США