Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении и определении процесса становления внешней политики Кыргызской Республики, выявлении основных лейтмотивов ее внешнеполитической стратегии на этапе формирования и его выгодного стратегического месторасположения и проявление интересов со стороны мировых держав.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать процесс международного признания Кыргызстана;
• определить приоритетные направления внешнеполитического курса и их эволюцию;
• проанализировать выгодное Кыргызстаном геополитическое месторасположение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты влияющие на формирование внешней политики Кыргызской Республики……………10
1.1. Становление и формирование внешнеполитического курса независимого Кыргызстана…………………………………………………….10
1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России, Китая и США…………………………………………………………………….23
Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США……………………………………………………………………………...33
2.1. Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в Кыргызстане……………………………………………………………………33
2.2. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая…………………….39
2.3. Кыргызстан в стратегических интересах США…………………………52
Заключение…………………………………………………….………………..74Список использованной литературы………………………………………..79

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Например, для  Сунь-цзы победа в битве стоит  лишь на третьей ступени по шкале  воинского искусства. Второе место он отдает победе дипломатическими средствами, а первое - победе с помощью стратагемы.

Китайская пословица: «Сидя на вершине горы, наблюдать  за схваткой двух тигров» - связана  с двумя тождественными тактиками: первая - держаться от смуты вдалеке и ждать, когда наступит крах; вторая - уметь выжидать и не предпринимать суетных действий. Примечательны стратагемы, советующие «добиваться доверия противника, внушать ему спокойствие и тогда осуществлять свои скрытые планы», пожертвовать слабой позицией, чтобы еще больше укрепить сильную. Чем и пользуется Китай на данный момент. Кыргызстану необходимо следить этим стратагемам в современной системе международных отношений.

Многие из стратагем  имеют весьма активный, деятельный характер и поучают: «Даже малейшую слабость непременно нужно использовать. Даже малейшую выгоду ни в коем случае нельзя упускать. Маленькая слабость противника - это маленькое преимущество у меня».

Другая стратагема подчеркивает: «Когда можешь действовать  для себя, не давай себя использовать. Когда не можешь ничего поделать, старайся чем нибудь воспользоваться». И совсем уж в традициях изощренного восточного мышления звучит текст: «Считайте и снова считайте и не слишком уповайте на принципы13».

Стратагемы  сражений не с одним, а с несколькими участниками советуют не противодействовать открыто силе врага, но ослаблять постепенно его опору; воспользоваться скрытым разладом; всегда сохранять уверенный вид; не допускать изъянов в своей позиции. В стратагемах битвы совместно с третьей стороной подчеркивается, что важно продолжать думать о том, как самому стать победителем.

У страны, где  не все в порядке внутри, в том  числе с ресурсами, по определению  не может быть успешной внешней политики. Поэтому проблемы внешней политики Кыргызстана носят главным образом системный, объективный характер.

Стабильность  в стране сравнительно неустойчивая. Трудно сказать, что развернется  в правильном направлении. Если эта  тенденция будет усиливаться  дальше, то вполне может зародиться угроза целостности нашей государственности. Хотя заявления Атамбаева в Москве понравились большинству, но «лежащая в стороне» политика открыто не прояснилась. Отношение Кыргызстана к России резко изменилось, сделан непредвиденный ранее тактический поворот, и возникает вопрос: сменились ли стратегические приоритеты во внешней политике? Если сменились, тогда Кыргызстан может стать вторым примером после Грузии, ориентированным на Америку, но из Центральной Азии. Учитывая этот сценарий, принимая во внимание заявление Атамбаева: «От военной базы русских в Канте нет никакой пользы, следовательно, ее надо вывести», - причиной является цель оборвать влияние России на Кыргызстан. Столь решительные действия вызывают мысли – не совершены ли они под гарантии американцев оказать помощь?

Политическое пространство России сужается. Россия и до этого упустила ряд геополитических позиций на пространствах СНГ. Ни для кого не секрет, что в особенности Кыргызстан в Центральной Азии находится под геополитическим влиянием США в Евразии. Сегодня США в нашей стране реализует свою геостратегию с эффективностью различными технологиями. США внедряют свое политическое, экономическое и военное влияние с демократическими ценностями. Происходящие в стране межнациональные и межрелигиозные конфликты, коррупция, организованные преступные группы, замаскированные под ислам сепаратистские религиозные течения и другие подобные явления создают «благоприятные» условия для установления влияния одной какой-то страны.

Кыргызстан  остается внутри треугольника – российских имперских амбиций, китайской экономической экспансии и демократических интересов США. На данном этапе экономическое влияние Китая в Кыргызстане ощущается на достаточном уровне. Если кыргызская власть возьмется за реализацию строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, то будет трудно остановить инерцию Китая  и без того сильным энергичным влиянием. Сегодня Пекин готов дать на эту железную дорогу кыргызскому правительству 3 млрд. долларов кредита. То, что китайский кредит предоставляется на жестких условиях, доказывается решением кыргызской стороны отдать несколько месторождений с полезными ископаемыми. На сегодняшний день в Кыргызстане работает более 520 рабочих каналов китайцев: по разработке месторождений, в сферах гидроэнергетики, транспорта, телекоммуникаций, а также в инфраструктуре, легкой промышленности, в производстве продуктов питания, сельском хозяйстве, туризме. В Кыргызстане за годы независимости резко возросла численность китайской диаспоры, известно, что только официальное их количество достигло 150 тысяч человек. По заявлениям экспертов, в течение ближайших 5-10 лет количество живущих у нас китайцев достигнет  300-400 тысяч. Мощь развития китайцев типа естественного жизненного процесса неоспоримо и неуклонно растет и процветает. Их тысячелетний геостратегический план не поддается времени, и с  Китаем с  его глубокими крепкими корнями,  крепким народом не могут сравниться США с 300-летней историей.

Американская  «справедливая демократия», либеральные  ценности, права человека и им подобные явления на сегодняшний день в нашем государстве являются сильно работающей идеологией. С тех пор, как мы открыли двери западной демократии, у нас появилась средняя прослойка молодежи, воспитанной на этой идеологии и усвоившей ее, и увеличилось количество неправительственных правозащитных организаций, основанных на грантовой основе, придерживающихся и управляемых вышесказанными ценностями. А в действительности, совершаемые дела этих и других, и иных не интересуют искренних патриотов, преданных сердцем народу, служащих народу14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения  интересов России, Китая и США.

2.1.     Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в  Кыргызстане.

Выход России из состава СССР в результате развала  последнего принес стране множество геополитических, геоэкономических и военно-стратегических проблем. Сложившаяся к настоящему времени внешнеполитическая ситуация и постоянно расширяющийся список геополитических вызовов России в значительной степени ослабили и продолжают снижать уровень национальной безопасности страны.

Главными объектами  геополитического противоборства становятся ключевые (стратегически важные) районы мира, стратегические коммуникации и  глобальные ресурсы.

1. По значимости, наиболее серьезным вызовом является проводимая руководством США и их ближайшими союзниками политика в отношении РФ (Северный Кавказ, экстремистский ислам в субъектах РФ, поддержка радикальной внутренней оппозиции).

2. Без сомнения, одним из наиболее серьезных геополитических вызовов РФ является демографическая экспансия ряда стран, ранее входивших в СССР (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдавия), а также Китая на территории РФ.

3. Очень важным остается проблема взаимоотношений РФ со странами СНГ. Роль СНГ на постсоветском пространстве воспринимается пока недостаточно позитивно. Дело в том, что независимость не везде обеспечила процветание, на которое так рассчитывало население государств, голосуя на референдуме за выход из СССР. Последствия оказались совсем не такими радостными, как это представлялось лидерами. Более того, их критическое восприятие закономерно перенеслось на деятельность межгосударственного объединения – на Содружество Независимых Государств. Не оправдались и завышенные ожидания сторонников самой глубокой интеграции, что СНГ будет улучшенным вариантом СССР. Наконец, о Содружестве и его органах в государствах-участниках информации меньше, чем о деятельности органов ЕС.

4. Развал СССР и Организации Варшавского Договора привели к разрушению прежнего мирового геополитического порядка. Сегодня мир ведет поиск новой модели геополитической стабильности, учитывающей новые реалии и новый баланс сил на планете.

5. Серьезным геополитическим вызовом РФ является рост экономического, военного и политического могущества Китая. Перемещение глобальной политики в тихоокеанский регион ставит для России несколько важных задач. В первую очередь, становится актуальной проблема целостности восточных территорий России. Курилы, Хабаровский край, да и сама Сибирь в целом должны быть плотно интегрированы в единое пространство Евразии, соединившись с европейской Россией общей сетью инфраструктуры. Любое привлечение инвестиций в эти регионы из соседних азиатских держав должно быть четко выверено интересами сохранения целостности Российской Федерации. Налаживание военной инфраструктуры должно носить приоритетный характер наравне с улучшением транспортной сети.

6. Россия и ее политика сталкиваются на европейском направлении с достаточно сложным вызовом. Главное в нем - необходимость найти баланс между реальными запросами модернизации российской экономики и, во многом, общества и, с другой стороны, неспособностью Евросоюза предложить России даже ограниченные формы и механизмы совместной выработки решений в рамках интеграционного процесса15.

С момента обретения  государственной независимости, Кыргызстан рассматривается Россией как  один из важных элементов системы  региональной безопасности Центральной  Азии. В свою очередь, несмотря на сохраняющийся  многовекторный подход Бишкека к  выбору внешнеполитических ориентиров, отношения с Москвой всегда были одними из наиболее приоритетных для республики. Это тем более важно для Кыргызстана сейчас, когда у власти в стране находиться переходное правительство, а ситуация в республике характеризуется как крайне нестабильная.

Нормативно-правовую основу сотрудничества между Россией  и Кыргызстаном формируют более 120 договоров и соглашений, регулирующих различные направления двустороннего  взаимодействия. Российско-кыргызское сотрудничество в военной сфере базируется на Договоре «О дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» от 10 июня 1992 года, Договоре «О сотрудничестве в военной области» от 5 июля 1993 года, Соглашении «О военно-техническом сотрудничестве» от 25 августа 1999 года и Соглашении «О сотрудничестве в области безопасности» от 5 декабря 2002 года16.

В начале 90-х  годов Россия сыграла важную роль в строительстве национальных вооруженных  сил и других силовых структур Кыргызстана. И хотя российско-кыргызское военное сотрудничество в целом  носило партнерский характер, в то же время его практическая наполняемость была низкой. Это зависело не только от России, но и во многом было результатом непоследовательности шагов и частой смены Бишкеком ориентиров в строительстве национальной системы безопасности.

После прорыва  вооруженной группы боевиков ИДУ  в Баткенский район Кыргызстана  летом 1999 года, а также с приходом к власти в РФ В.Путина взаимодействие Москвы и Бишкека в военной  сфере вышло на качественно новый  уровень. Контакты между силовыми структурами России и Кыргызстана стали более регулярны, началось тесное практическое сотрудничество, особенно в плане координации борьбы с международным терроризмом. Не случайно, что по инициативе российской стороны именно в г.Бишкеке в августе 2001 года были открыты региональное отделение Антитеррористического центра СНГ и орган управления (штаб) Коллективными силами быстрого развертывания (КСБР) центрально-азиатского региона. В 2002 году Россия и Кыргызстан подписали Соглашение «О сотрудничестве в области безопасности». Знаковым событием в российско-кыргызском военном сотрудничестве стало открытие на территории Кыргызстана авиабазы в г. Кант. В сентябре 2003 года министры обороны России и Кыргызстана подписали Договор «О статусе и условиях пребывания авиабазы в Кыргызской Республике».

Кроме того, в  течение 2009 года обсуждался и вопрос о создании новой военной базы РФ на юге Кыргызстана, однако в последствии  был снят с повестки в результате имевшего места в конце 2009 – начале 2010 годов охлаждения отношений России с руководством страны во главе с К.Бакиевым, нецелевым образом использовавшего предоставленный ранее российский кредит, а также не выполнившего и другие публичные обещания, в частности по выводу базы США с кыргызской территории.

После распада  Советского Союза Россия взяла на себя обязательства по оказанию помощи Кыргызстану в охране границы с Китаем, создании и становлении национальных пограничных войск. С этой целью 5 декабря 1992 года были подписаны соответствующие межгосударственные договоренности о формировании на территории Кыргызстана Группы погранвойск (ГПВ) РФ в составе Ошского, Нарынского и Каракольского погранотрядов общей численностью 5 тысяч человек. Кроме охраны почти 1 тысячи км границы с Китаем, российские пограничники осуществляли пограничный контроль в международном аэропорту столицы Кыргызстана «Манас».

Во время  гражданской войны в Таджикистане и активной деятельности наркокурьеров  подразделения российской погрангруппы контролировали также ряд направлений  на кыргызско-таджикской границе. В  конце 1997 года этот участок перешел под охрану кыргызских пограничников. Государственную границу Кыргызстана с Китаем российские пограничники охраняли до 1999 года, после чего по просьбе Бишкека передали охрану границы кыргызским пограничным частям. Практически вся материально-техническая база российской ГПВ была безвозмездно передана Кыргызстану17.

После вывода российской пограничной группировки в Кыргызстане  осталась только Оперативная группа пограничной службы ФСБ РФ. В соответствии с договоренностями в задачи Группы входит оказание кыргызским пограничным структурам консультативной помощи в решении организационных вопросов, связанных с техническим обеспечением, охраной границы и подготовкой специалистов пограничной службы.

Однако уже  после нескольких лет самостоятельной охраны государственной границы в политических структурах Кыргызстана стал подниматься вопрос о возможности возвращения в республику российских пограничников.

Военно-техническое  сотрудничество между Россией и  Кыргызстаном, как и в целом  взаимодействие двух стран в сфере безопасности, характеризуется цикличностью. Если на середину 90-х годов пришелся его спад, то на начало нынешнего века – подъем. Одним из основных направлений развития российско-кыргызского военно-технического сотрудничества на ближайшую перспективу является проведение модернизации находящихся на вооружении ВС Кыргызстана средств ПВО и замены устаревшей техники на более современные зенитно-ракетные комплексы С-300 ПМУ 2 «Фаворит»18.

Информация о работе Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США