Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении и определении процесса становления внешней политики Кыргызской Республики, выявлении основных лейтмотивов ее внешнеполитической стратегии на этапе формирования и его выгодного стратегического месторасположения и проявление интересов со стороны мировых держав.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать процесс международного признания Кыргызстана;
• определить приоритетные направления внешнеполитического курса и их эволюцию;
• проанализировать выгодное Кыргызстаном геополитическое месторасположение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты влияющие на формирование внешней политики Кыргызской Республики……………10
1.1. Становление и формирование внешнеполитического курса независимого Кыргызстана…………………………………………………….10
1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России, Китая и США…………………………………………………………………….23
Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США……………………………………………………………………………...33
2.1. Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в Кыргызстане……………………………………………………………………33
2.2. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая…………………….39
2.3. Кыргызстан в стратегических интересах США…………………………52
Заключение…………………………………………………….………………..74Список использованной литературы………………………………………..79

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Известно, что  создание базы «Ганси» было оправдано  необходимостью проведения боевых действий в Афганистане. По заявлениям американских официальных представителей, их активная фаза завершилась еще в 2002 г. По оценкам  ряда экспертов, американское военное  присутствие в Центральной Азии призвано решать, кроме афганской проблемы, и другие задачи, важные для национальной безопасности США59, а именно:

  • иметь в регионе силы быстрого реагирования, которые могут оказаться востребованными в случае внутриполитической дестабилизации в Пакистане, и особенно в случае очередного обострения индо-пакистанского конфликта;
  • иметь в регионе инфраструктуру для активной политики в отношении Ирана и его ядерной программы;
  • проецировать американское военное присутствие на энергоресурсы Каспия;
  • контролировать территорию КНР, особенно те районы, где ракетные установки, и в некоторой степени и дальнейший рост Китая.

США до сих пор  крепко держатся за свою военную базу в Кыргызстане, интенсивность использования  которой не снижается, несмотря на относительное затишье в Афганистане60. Идет наращивание и укрепление главной американской базы в регионе. Все это полностью подтверждает прогнозы аналитиков, негативно относящихся к американскому военному присутствию в Кыргызстане, которые полагали, что авиабаза «Ганси» это всерьез и надолго. Не было никакого смысла США тратить миллионы долларов на временный проект, который нужно будет свернуть через год - по завершению действия договора. Американцы с самого начала развертывания своей авиабазы в Бишкеке не раз говорили о том, что все это временное явление, и, выполнив свои боевые задачи, они покинут Кыргызстан. Уже тогда, по масштабу строительства авиабазы можно было догадаться, что покинут они гостеприимный Кыргызстан совсем не так скоро, как обещали.

Летом 2005 года на саммите Шанхайской организации  сотрудничества в Астане с подачи России и Китая все страны-члены  призвали к выводу американских военных  из региона61. Это решение было связано со стабилизацией ситуации в Афганистане и, соответственно, отсутствием необходимости пребывания американских баз в Центральной Азии. В результате американцы покинули базу «Карши-Ханабад» в Узбекистане, но не покинули базу «Ганси» в Кыргызстане. Видимо с руководством Киргизии на тот момент им удалось договориться.

В начале 2006 года президент Кыргызстана Курманбек Бакиев заявил о намерении повысить арендную плату за использование США авиабазы почти в 100 раз – с 2 млн. до 207 млн. долларов. И прокомментировал это так: «Мы брали эти цифры не с потолка. Существуют международные нормы - сколько стоит один гектар земли, сколько стоит квадратный метр на территории международного аэропорта такого уровня. Эти расценки соответствуют международным стандартам. Кроме того, экономическое положение Киргизии оставляет желать лучшего. Все, кто здесь занимается какой-то деятельностью, должны платить. Мы не такая богатая страна, чтобы бесплатно предоставлять эти объекты и сооружения»62. В результате долгих переговоров договорились о том, что США окажут единовременную помощь Кыргызстану в размере 150 млн. долларов, и будет платить за пребывание американских военных в Манасе по 15 млн. долларов в год.

Отсутствие  глубокой правовой проработки статуса  авиабазы привело к тому, что ее деятельность с самого начала остается непрозрачной для руководства и общественности Кыргызстана. Американские военнослужащие и гражданские лица имеют право ввозить, вывозить и использовать в Кыргызстана любую личную собственность, оборудование, материалы, технологии. Они освобождены также от таможенных сборов, налогов и иных платежей, а транспортные средства - от любых проверок. Вместе с тем, база «Ганси» становится «головной болью» для страны. Известно много случаев нанесения американскими военнослужащими материального и морального ущерба киргизской стороне, причинения ими вреда здоровью и жизни граждан. Также имеется вопиющий инцидент, произошедший в международном аэропорту «Манас» в декабре 2006 года, в результате которого от выстрелов американского военнослужащего авиабазы «Ганси» Закари Хэтвилда погиб гражданин Кыргызстана Александр Иванов, работавший водителем топливозаправщика.

В связи с  этим президент Курманбек Бакиев лично потребовал пересмотреть статус, размещенного в аэропорту Бишкека  воинского контингента США, аннулировав  его дипломатический иммунитет: «Мы не можем позволить, чтобы военнослужащие другого государства, которые находятся в Кыргызстане для выполнения миссии в Афганистане, совершали действия, в результате которых погибают наши граждане, и их нельзя было привлечь к ответственности. К сожалению, соглашение между США и Кыргызстаном действительно дает широкие права американскому воинскому контингенту, они имеют статус, фактически приравненный дипломатическому. Открыто скажу, я поставил задачу - этот статус должен быть аннулирован. Если они совершают какие-то противоправные действия, американские военные должны отвечать по нашим законам». В ответ на требование Бакиева, помощник госсекретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер, ответил, что Соединенные Штаты не намерены лишать дипломатического иммунитета своих военнослужащих, а министр обороны США Роберт Гейтс, как сообщили местные СМИ, выразил сожаления по поводу произошедшего инцидента и заявил то, что: «США с пониманием относятся к позиции Киргизии относительно имевших место инцидентов на базе и приложат все усилия для скорейшего их разрешения и недопущения подобного в будущем»63.

Дипломатический иммунитет спас американцев от неприятностей  и в случае, когда офицер службы безопасности США, управляя джипом, сбил в Бишкеке двух женщин. Кыргызская милиция не смогла проверить офицера на наличие алкоголя в крови из-за его дипломатического статуса64. В результате американская сторона лишь выразила сожаление о случившемся и выплатила незначительную денежную компенсацию.

По независимым  оценкам, функционирование базы оказывает негативное воздействие на экологию региона. Слив в воздух десятков тонн авиатоплива приводит к распространению различных заболеваний как детского, так и взрослого населения, гибели скота, порче сотен гектаров сельхозугодий. И все это - при абсолютной безнаказанности виновных.

Так как «Ганси» - единственный стратегически выгодный для Вашингтона военный плацдарм в регионе, США (события последнего времени подтверждают это) способны использовать и любые военно-политические рычаги, вплоть до организации свержения руководства, противящегося их курсу. Это отмечалось не только аналитиками, но и самими властями в Кыргызстане65.

Переломным  моментом в вопросе авиабазы стало  начало 2009 года, когда президент  Республики озвучил своё решение  о выводе авиабазы, затем последовали обсуждения в парламенте, где далее большинством голосов поддержали Курманбека Бакиева66. Наиболее очевидной здесь, конечно же, была роль Москвы, которая предложила Кыргызстану на долгосрочный период кредит размером в 2 млрд. американских долларов. Также в это время шла целенаправленная информационная атака со стороны российских, а также и затем местных СМИ.

Американский  госсекретарь, а также посол и  другие должностные лица пытались провести переговоры с властями Кыргызстана, но результатов это не дало, помимо финансовой невыгодности наличия авиабазы, Кыргызстан ссылался на нарушение прав человека на своей территории со стороны американских солдатов. Немаловажным оказалось и замечание о том, что официальные государственные власти в Афганистане избраны, и дальнейшее столь масштабное присутствие США ничем не оправдано67.

Итак, можно  сделать вывод, что авиабаза «Ганси»  в Манасе:

  • позволяла установлению нового баланса сил в регионе (и, конечно же, в пользу США), даже после размещения новой авиабазы в Канте68;
  • позволяла уменьшить степени влияния России и Китая в регионе;
  • закрепляла за собой возможность близкого нахождения к Каспийскому региону, а также к его нефтяным ресурсам;
  • была территорией, с которой можно было бы контролировать имеющиеся, а также планируемые нефте- и газопроводы;
  • в прямом смысле расширяла зону влияния США, добавив целый Центрально – азиатский регион;
  • позволяла вести наблюдения с территории Кыргызстана за военными объектами в России, Казахстане, Китае и в других близлежащих странах.

Кыргызстан, являясь  одной из пяти республик Центрально-Азиатского региона, также оказался объектом пристального внимания со стороны США.

Для него демократический  опыт США XX века и поддержка этой сверхдержавы необходимы для вхождения  в систему нового мирового порядка XXI века. Соединенные Штаты Америки являются одним из самых приоритетных направлений во внешней политике Кыргызстана. CША признали независимость КР одним из первых  государств  и установили дипломатические отношения с Кыргызстаном  27 декабря  1991 года,  а уже в  феврале 1992 года в  Бишкеке было открыто Посольство США. В этом же 1992 году Кыргызстан открыл свое Посольство  в Вашингтоне.

Важнейшими  событиями в истории взаимоотношений  между США и Кыргызстаном стали  визиты Президента КР А. Акаева в США (май 1993 г. и июнь 1997 г.); вице-президента А. Гора в Кыргызстан (декабрь 1993 г.); Первой леди Соединенных Штатов X. Клинтон (октябрь 1998 г.); Госсекретаря США Мадлен Олбрайт (16 апреля 2000 г.).

В свою очередь  Кыргызстан  активно «открывал»  для себя Америку.  В мае 1993 года  и в июле  1997 года состоялись два  рабочих визита  Президента

А. Акаева  в  США,  состоялись его встречи  с  Президентом США  Б. Клинтоном  и Вице-президентом А. Гором, влиятельными членами  Конгресса США.  Состоялась также встреча  с бизнесменами и деловыми кругами США, организованная  Деловым Советом.   Последний визит придал новый импульс двусторонним отношениям.

Последний визит  на высоком уровне в Кыргызстане  состоялся  16 апреля 2000 года, когда  в Бишкеке с однодневным визитом прибыла Госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Она имела встречи с Президентом КР А. Акаевым,  представителями СМИ, НПО и политических партий. Во время пребывания Госсекретаря обсуждались вопросы региональной безопасности и помощи со стороны США, также были затронуты итоги состоявшихся  весной парламентских выборов в Кыргызстане.

Политические  отношения между двумя странами развиваются поступательно.  Безопасности рассматривается Администрацией США  как государство, добившееся наибольших успехов в проведении  экономических и политических реформ среди стран ЦАР. Развитие и крепление демократических институтов  в Кыргызстане является одной из активных сфер  двустороннего сотрудничества. Однако прагматический подход США к региону, определяемый экономическими интересами, позволяет продолжить, что Кыргызстан не  входит в сферу экономических приоритетов США.

Важным элементом  в отношения между Кыргызстаном и США  является сотрудничество в  вопросах региональной безопасности. Обе страны отмечают необходимость продолжения  усилий  по сохранению стабильности и безопасности в Центрально-азиатском регионе.

Новые программы  «Партнерства во имя свободы» должны послужить  дальнейшему  экономическому росту  Кыргызстана и развитию кыргызско-американских отношений. В рамках этой программы  ЮСАИД начал осуществление своей  «южной стратегии» в Ферганской долине, направленной на улучшение   экономического состояния в одной из бедных частей Кыргызстана, а также сельскохозяйственные   приватизационные программы, связанные с реализацией закона о частной собственности на землю.

Важной  сферой между Кыргызстаном  и США является военное сотрудничество как на двусторонней  основе, так и по линии  НАТО в  рамках программы «Партнерства во имя  мира». Военное сотрудничество включает совместные учения  Центразбата с участием миротворческих сил  США и других стран, обмены  визитами  военных делегаций, различные курсы и стажировки. Национальная Гвардия КР начиная с 1996 года  имеет своих партнеров  в штате Монтана.

Актуальное значение для Кыргызстана имеет начавшаяся  с 1999 года  реализация программы   «Военная деятельность в горных условиях»  совместно с горным учебным центром Армии США  на Аляске, а также  программы «Деятельность  сил специального назначения». Налаживается сотрудничество   пол линии министерства обороны двух стран. Так, например, в 2000 году США выделили для Министерства  обороны Кыргызстана для борьбы  против международных террористов свыше 3 млн. долларов, из которых значительная часть была направлена на приобретение  радиостанций, приборов ночного видения, боевой амуниции.

Плодотворно развиваются  культурно-гуманитарные  связи. За весь период сотрудничества на образовательных  стажировках, курсах, тренингах и  в рамках различных программ обмена в США  побывали тысячи кыргызстанцев, десятки из них получили  дипломы американских вузов. В республике  успешно функционирует первый в странах СНГ Американский Университет, открытый 12 ноября 1997 года. С декабря 1992 года большую работу  в Кыргызстане  проводят американские   добровольцы из корпуса мира,  оказывающие помощь  в социальной и культурно-гуманитарной сферах.  Активно работают в этих направлениях, а   также в области здравоохранения   такие представительные  организации, как ЮСАИД, ЮСИА, АКСЕЛС, АЙРЕКС, значительную помощь оказывает  также  фонд Дж. Сороса.

При всем многообразии  и интенсивности  сотрудничества  с США наиболее  слабым  звеном по прежнему остается привлечение прямых  американских инвестиций  в Кыргызстан.

Бесспорен приоритет  экономической  дипломатии, которая должна стать   фундаментом будущего кыргызско-американского  сотрудничества.  В этой  связи предстоит большая и планомерная работа  по целенапрвленному  поиску инвесторов  в приоритетных отраслях экономики, таких, как  гидроэнергетика, высокие технологии, сельское хозяйство, туризм,  телекоммуникации и другие сферы.

Информация о работе Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США