Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении и определении процесса становления внешней политики Кыргызской Республики, выявлении основных лейтмотивов ее внешнеполитической стратегии на этапе формирования и его выгодного стратегического месторасположения и проявление интересов со стороны мировых держав.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать процесс международного признания Кыргызстана;
• определить приоритетные направления внешнеполитического курса и их эволюцию;
• проанализировать выгодное Кыргызстаном геополитическое месторасположение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты влияющие на формирование внешней политики Кыргызской Республики……………10
1.1. Становление и формирование внешнеполитического курса независимого Кыргызстана…………………………………………………….10
1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России, Китая и США…………………………………………………………………….23
Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США……………………………………………………………………………...33
2.1. Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в Кыргызстане……………………………………………………………………33
2.2. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая…………………….39
2.3. Кыргызстан в стратегических интересах США…………………………52
Заключение…………………………………………………….………………..74Список использованной литературы………………………………………..79

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

На основании  межправительственного Соглашения «О производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности», подписанного в 1994 году, в Кыргызстане по заказу России производятся отдельные виды продукции военного назначения. В целях координации этой деятельности в г. Бишкеке с 2003 года функционирует представительство «Россоборонэкспорта». Следует отметить, что целый ряд образцов вооружения, выпускаемого на предприятиях Кыргызстана, имеет высокий экспортный потенциал. В этой связи Москва и Бишкек прорабатывают варианты совместного производства военной продукции для экспорта в третьи страны. В первую очередь это касается выпуска военно-морского вооружения для обеспечения выполнения Россией крупных контрактов по строительству кораблей для Индии и Китая.

В целом, сотрудничество России с Кыргызстаном в военной сфере скорее всего будет развиваться по нарастающей. Как представляется, через военное сотрудничество Москва будет стремиться расширить свое присутствие в Кыргызстане в целом, поскольку российское руководство, обеспокоено нестабильностью внутриполитической ситуации в республике и высоким уровнем воздействия на нее внешних сил. России, в первую очередь, приходится учитывать сохраняющуюся многовекторность сотрудничества Кыргызстана с другими странами, в первую очередь c США, а также другими странами-членами НАТО и Китаем.

 

 

2.2.    Кыргызстан в структуре внешней  политики Китая

XIV съезд Компартии Китая констатировал, что "добрососедские и дружественные связи Китая с сопредельными государствами находятся в самом благоприятном времени с момента образования Китайской Народной Республики". Наличие дружественных, добрососедских отношении с соседями является приоритетным направлением внешней политики КНР.

На XV съезде КПК в свой актив записала заметное повышение международного статуса КНР за последнее десятилетие. В оценках ситуации в мире и отношений Китая с зарубежными странами проявилась преемственность его внешней политики и неизменность принципиальных подходов к вопросам международной жизни19.

Акцентирование нарастающей  тенденции многополярности и разнообразия современного мира сочетается в анализе съезда с призывами борьбы против гегемонизма и силовой политики, за создание нового международного порядка. Среди приоритетов Китая -добрососедство с сопредельными государствами, солидарность и сотрудничество с "третьим миром", дальнейшее улучшение отношений с развитыми странами.

Сопредельные страны, в  соответствии с традиционными представлениями китайцев, не обязательно должны были входить в сферу влияния Китая, однако, хотя бы формально, обязаны были от-фиксировать свою лояльность к существовавшему в Китае режиму, не предпринимать в одиночку либо вкупе с кем-либо нечто враждебное против Китая. Во II половине XVIII это дефиницировалось как "необходимость иметь губы (сопредельные страны и народы), чтобы прикрыть зубы (граница Китая)". Важнейшей задачей внешнеполитической деятельности Китая на современном этапе является поиск, использование, а порой и инициирование рациональных, де-идеологизированных форм и направлений во взаимоотношениях с другими государствами, в том числе и Кыргызстаном20.

       Государственный   суверенитет   Кыргызской   Республики   был   признан Правительством Китайской  Народной Республики 27 декабря 1991 года. В мае 1992 года Китай официально открыл свое Посольство в г. Бишкек.  После установления дипломатических отношений на уровне посольств между Китаем и Кыргызстаном 5 января 1992 года их правительства неизменно направляли усилия на всестороннее развитие добрососедства, дружбы и сотрудничества; активизируется обмен визитами на высоком уровне.

      В январе 1992 года в Кыргызстане  с кратким визитом побывала  правительственная делегация Китайской  Народной Республики, возглавлял  ее министр внешнеэкономических  связей и внешней торговли  КНР Ли Ляньнин. Гостей принял Президент Кыргызстана А.Акаев. В результате переговоров подписано коммюнике об установлении дипломатических отношений и документ о торгово-экономическом сотрудничестве. Достигнуты договоренности о создании совместных предприятий по освоению природных ресурсов, переработке сельскохозяйственного сырья.21

       Совместное кыргызско-китайское  Коммюнике   было принято по  итогам визита первого Президента  КР А. Акаева в КНР 16 мая  1992 года. Во время визита были проведены встречи и переговоры с Председателем КНР Ян Шанкуем, Генеральным Секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминем, Премьером Госсовета КНР Ли Пэном.

В ходе первой встречи  на высшем уровне Стороны провели  обмен мнений по поводу двусторонних отношений и международным проблемам, по обстановке в странах и планах развития в своих государствах. Стороны выразили удовлетворение установлением дипломатических отношений между ними и рассматривают друг друга как дружественные государства, намерены развивать взаимоотношения на универсальных принципах межгосударственных отношений, признавая что различия во взглядах и методах действий cторон являются естественными и не будут препятствовать развитию межгосударственных отношений между странами.

Также Стороны выразили обоюдное стремление к укреплению и углублению взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, особенно в расширении контактов в политической, торгово-экономической, научно-технической сферах, в областях транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, информации, туризма и других.

Стороны условились, что компетентные органы Кыргызской Республики и КНР будут сотрудничать в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой и другой преступной деятельностью. Главы государств позитивно оценивают результаты, достигнутые на пограничных переговорах между КНР и СССР по кыргызско-китайскому участку границы и в случае продолжения обсуждения нерешенных пограничных вопросов основываться на общепризнанных нормах международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости.

       Важным моментом является признание  Правительством Кыргызской Республики  Правительства КНР единственным  законным правителем Китая, считая  Тайвань- неотъемлемой частью  территории КНР и подтверждение, что Кыргызстан не будет устанавливать официальных отношений с Тайванем. Правительство КНР поддерживает усилия Правительства Кыргызской Республики по защите национальной независимости и развитию экономики. Переговоры выявили близость позиций двух стран по основным проблемам современности, миру и развитию, разоружению, предотвращению гонки вооружений, недопустимости проявления гегемонизма в международных делах и по другим проблемам. Оба государства будут продолжать вносить активный вклад в дело поддержания мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире; считают, что все страны имеют право в соответствии со своими особенностями выбирать общественный строй, идеологию, экономическую модель и путь развития и это не должно препятствовать отношениям и сотрудничеству между государствами, независимо от положения страны, ее масштабов. 31 августа 1993 года состоялось официальное открытие Посольства Кыргызской Республики в г. Пекин.

С 24 по 25 апреля 1994 года в Кыргызской Республике находилась правительственная делегация Китайской Народной Республики во главе с премьером Госсовета КНР Ли Пэном.

         В результате плодотворных переговоров были подписаны важные документы. Помимо соглашения о кредите в 50 миллионов юаней достигнута договоренность о расширении культурного сотрудничества. Создана межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

Состоялся обмен  ратификационными грамотами по консульской  конвенции. Подписано также соглашение о сотрудничестве между торгово-промышленной палатой Кыргызстана и Китайским  Комитетом содействия по развитию международной  торговли.22

          Большую роль в развитии двусторонних отношений между Кыргызской Республикой и КНР сыграли визиты Премьер-министра Кыргызстана А.Джумагулова в КНР в октябре 1995 года и Премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Кыргызскую Республику в апреле 1994 года.

Место Кыргызстана в структуре геополитической и региональной стратегии Китая, во многом, зависит от ряда важных факторов и условий. Прежде всего на него влияют три статусные позиции Кыргызстана: 1) Кыргызстан как политический партнер; 2) как экономический партнер; 3) как военный партнер. Основополагающим, конечно, является статус экономического партнера. С этой точки зрения в ближайшей перспективе Кыргызстан как непосредственный производитель товаров, технологий, услуг и т. д., вряд ли может представить интерес для Китая, но, как небольшая транзитная инфраструктура — несомненно. В этой связи следует подчеркнуть, что экономика Китая с точки зрения интеграции в мирохозяйственные связи в большей степени ориентирована на Запад на АТР. В настоящее время военное партнерство, контакты по линии соответствующих министерств, в значительной степени, осуществляются как через участие Кыргызстана и Китая в деятельности "Шанхайской организации сотрудничества" так и на очень хорошем двустороннем уровне. В международной сетке взаимоотношений Кыргызстан может стать весьма важным партнером Китая в области обеспечения региональной безопасности. Созданный шестью странами в 2001 г. в Шанхае механизм конкретного взаимодействия в.областях, представляющих взаимный интерес, благоприятствует полному выявлению потенциала многостороннего сотрудничества. По многим важнейшим позициям мнения двух стран не только близки, но и практически идентичны (вопросы сепаратизма, религиозного экстремизма, терроризма и организованной преступности и т. д.). При этом китайцы, естественно, учитывают достаточно высокий авторитет Кыргызстана в регионе, поддерживаемый многими ведущими странами мира. Подытоживая вышеизложенное, взаимоотношения Китая с Кыргызстаном будут не только в высокой степени политизированы, но и ориентированы на экономическое сотрудничество. Однако, политическое партнерство будет определять всю систему взаимоотношений с Кыргызстаном.

Необходимо сказать о  факторах, которые могут способствовать, либо тормозить весь комплекс сотрудничества Китая с Кыргызстаном:

1.  пограничное  урегулирование. С подписанием дополнительного соглашения о кыргызско-китайской государственной границе и кыргызско-казахско-китайского соглашения о стыке государственных границ в ходе Бишкекского Саммита были окончательно урегулированы пограничные вопросы;

2. отсутствие  серьезных инвестиционных, торгово-экономических емкостей в Кыргызстане;

3. деятельность  уйгурских сепаратистов;

4. религиозный  экстремизм, терроризм и организованная  преступность;

5.  совпадение  экономических платформ — прорыв  из бедности путем экономических  реформ с использованием и внедрением рыночных механизмов;

6.  поддержка  Кыргызстаном позиции КНР по  тайваньскому, тибетскому вопросам, а также по ряду позиций по проблеме прав человека и поддержка КНР усилий Кыргызстана по укреплению суверенитета и территориальной целостности и т. д.

7. отсутствие  взаимной потенциальной военной  угрозы23.

Основные направления  политики КНР в отношении стран  Центральной Азии.

(изложены в  выступлении Премьера Госсовета  КНР Ли Пена 18 апреля 1994 года в  Ташкенте)

I. Курс на добрососедство, дружбу и мирное сосуществование.

а)  Китай  и центрально-азиатские страны имеют общие границы или являются соседями;

б) Добрососедство и дружба с народами Центральной  Азии полностью отвечает основным интересам Китайского народа, который прилагает усилия для строительства своей страны;

в)  Китаю  требуется долгосрочная, стабильная и мирная международная обстановка, особенно в районе его границ;

г) Китай не преследует каких-либо корыстных целей в  отношении Центральной Азии и  не формирует сферы своего влияния;

д)  Китай и в дальнейшем, когда станет могущественной державой, не будет стремится к гегемонизму, не будет прибегать к силе;

II. Курс на взаимовыгодное сотрудничество в целях содействия общему процветанию.

а) Китай будет  строго придерживаться принципов равноправия и взаимной выгоды в экономическом сотрудничестве с центрально-азиатскими странами, не будет обставлять это сотрудничество никакими политическими условиями;

б)  Китай  стремится со всеми центрально-азиатскими странами постоянно улучшать условия  сотрудничества, расширять его сферу, повышать его уровень и идти по пути совместного развития на основе учета взаимных интересов.

III. Курс на уважение выбора народов всех стран, невмешательство во внутренние дела других государств.

а) Китай и  страны Центральной Азии имеют право на самостоятельный выбор своего общественного строя, концепции ценностей и пути развития, в соответствии со своими конкретными условиями.

IV. Курс на уважение независимости и суверенитета, содействие региональной стабильности.

а)  Китай  надеется, что в центрально0азиатском регионе будет сохраняться долгосрочный мир и стабильность;

б)  Китай  приветствует и поддерживает усилия стран Центральной Азии по защите государственной независимости и суверенитета, развитию дружбы и сотрудничества в регионе.

v. Основные позиции КНР по развитию торгово-экономических связей с центрально-азиатскими странами

(изложено в  речи Премьера Госсовета Ли  Пена 25 апреля 1994 года в Алматы)

1.   Соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды.

2.    Разнообразие форм сотрудничества.

3.    Использование местных ресурсов.

4.   Совершенствование транспортных условий (новый шелковый путь).

5. Предоставление Китаем экономической помощи странам Центральной Азии.

6. Развитие многостороннего  сотрудничества и содействие  совместному развитию24.

Исходя из приоритетов  внутренней и внешней политики Кыргызстана, с учетом факторов как позитивных, так и негативных, общемировой и региональной политической и экономической ситуации, актуальности развития и укрепления добрососедских взаимоотношений с Китаем внешнеполитический курс Кыргызстана в отношении КНР должен преследовать следующие цели:

1)  Китай может  стать одним из крупнейших  партнеров Кыргызстана в торгово-экономическом плане. Основной смысл кроме общепринятых в мировой практике норм и обычаев, заключается в том, что Китай, как одна из наиболее быстро развивающихся стран мира, при должной постановке вопроса со стороны Кыргызстана и его решении, дает шанс Кыргызстану, приближаясь к планке экономического развития КНР в рамках двустороннего экономического сотрудничества, стать динамично развивающейся страной.

2) Китай и  Кыргызстан не должны дать  возможности определенным силам стать источником угрозы друг для друга.

3)  Китай должен  быть равноправным политическим  партнером, способным в силу своих преимуществ стать гарантом стабильности и развития в центрально-азиатском регионе.

Изложенное  выше должно рассматриваться в качестве стратегических целей, при этом разумеется, что есть и текущие, и перспективные, и иные цели. Для достижения этих целей необходима тщательная выработка методологии, механизма, основных направлений, форм сотрудничества с КНР.

Информация о работе Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США