Факторы, влияющие на представления о желаемой карьерной стратегии студентов ГУ-ВШЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить факторы, которые влияют на намерения объекта выстраивать свою последующую карьеру в той или иной форме. (Предпринимательство, работа по найму, государственная служба, фри-ланс, ведение домохозяйства.)
Задачи исследования:
1) Определить какие карьерные стратегии являются наиболее привлекательными с точки зрения студентов ГУ-ВШЭ.
2) Определить факторы, влияющие на формирование определенного образа привлекательной карьеры.
3) Определить как на формирование представлений студентов ГУ-ВШЭ относительно построения будущей карьеры влияют следующие факторы: социально-демографические характеристики, психологические характеристики, референтные группы, средства массовой информации, ценностно-нормативные установки и другие мотивы.

Содержание

Методический блок 2
Операционализация основных концептов 2
Обзор литературы 2
Анкета 2
Стратегия анализа данных 2
Факторный анализ 2
Кластерный анализ 2
Регрессионный анализ 2
Дисперсионный анализ 2
Проект выборки 2
Пилотаж 2
Анкета после пилотажа 2
Анализ данных 2
Выявить предпочитаемые респондентом возможные карьерные стратегии 2
Факторный анализ 2
Кластерный анализ 2
Определить какие мотивы влияют на выбор карьеры респондентом 2
Регрессионный анализ 2
Определить влияние соц-дем характеристик на выбор карьерных стратегий 2
Т-Тест 2
Коэффициент согласия Пирсона 2
Дисперсионный анализ (образование) 2
Дисперсионный анализ (Тип жилья) 2
Ранговая корелляция 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Левин Ахметов.doc

— 880.00 Кб (Скачать)

Так же, говоря об экономической социологии, и социологии предпринимательства в частности, нельзя не упомянуть важную фигуру современной российской социологии предпринимательства Александра Юльевича Чепуренко. В труде А. Ю. Чепуренко «Социология предпринимательства» поднимается проблема отсутствия прочной социологической базы для описания социального контекста, влияющего на предпринимателя, как на индивида.

Для нашей работы важным предметом теории предпринимательства будет понятие малого предпринимательства. В чем же его отличительный черты, где грань между малым и средним предпринимательством? На эти вопросы поможет ответить следующая цитата. «Дополнительные отличия малого предпринимательства от среднего и крупного:

       Особое влияние личности предпринимателя, его связей, возможностей и навыков на характер деятельности и ее успешность

       Слабо формализованная иерархия и особая роль доверия во внутрифирменных отношениях, которые заменяют формальный контроль

       Преобладание семейно-дружеских каналов рекрутирования наемных работников и специалистов-управленцев

       Гибкость организационной структуры и функциональных обязанностей сотрудников (командный стиль работы)

       Узкий горизонт планирования деятельности

       Локальный характер деятельности (снабжение, сбыт, инвестиции)»[7]

Предпринимательская деятельность связана, в первую очередь, с удовлетворением рыночных потребностей, однако предприниматель принимает на себя имущественный риск, который при неблагоприятных обстоятельствах может привести его к банкротству.

В реальной практике хозяйствования внутренняя мотивация предпринимателя принимает форму целевых устремлений, которые формируются под влиянием множества факторов. Реализуя функцию собственника, предприниматель должен обеспечить наибольшую доходность от применяемых ресурсов, но с другой стороны он не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации.

Каждый предприниматель стремится к долгосрочной устойчивости своего предприятия. Предприниматель должен формировать свои цели с учетом всех действующих факторов. Он не может ориентироваться на оптимизацию (максимизацию) какой-либо одной из своих функций.

В конечном итоге предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на завоевание и удержание конкурентных преимуществ деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножение собственности.

Рассматривая наемный труд, как один из вариантов выбора карьерной стратегии, нужно отметить следующее: «наемный труд – труд наемного работника, работающего по договору найма на предприятии, собственником которого он не является»[8].  Характерно также, что весь процесс труда контролируется нанимателем. Ему же принадлежит продукт труда. Предварительным     условием совершения процесса труда является купля-продажа товара «рабочая  сила»  на   рынке   труда. Это означает, что человек продает свои умственные или физические навыки нанимателю, которые необходимы ему для производства благ и услуг в своем предприятии.

Развитая система наемного труда предполагает сформированную систему прав и обязанностей для наемных работников, включающую право собственности на свою рабочую силу; право конкуренции с другими продавцами рабочей силы при определении уровня оплаты, требований к качеству рабочей силы и т. д.; создания профессиональных союзов для отстаивания своих интересов; право выбора покупателя своей рабочей силы. Все формы свободы, в которые поставлен наемный рабочий, связаны с его личной ответственностью за себя, за принятое решение по выбору нанимателя, соблюдение условий найма, поддержание своей рабочей силы в нормальном состоянии.

Также чуть более подробно стоит остановиться на понятии «фриланс», ввиду того, что в последнее время он все чаще стал рассматриваться, как вариант собственной карьерной стратегии.

«Фриланс - удаленная работа, не требующая постоянного присутствия специалиста на рабочем месте. Фрилансер - (англ. free lancer - свободный копьеносец, в переносном значении - свободный художник) - человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ или проекта, (внештатный работник)»[9].

Нетрудно заметить, что настолько гибкий график не может не устраивать большинство молодежи. Безусловно, что такой вид занятости связан с большими рисками, но мы поговорим о них немного позже.

В первую очередь, мы хотели бы подробнее остановиться скорее на том, что побуждает человека к предпринимательской деятельности, наемному труду, или же, например, фри-лансу.

Говоря о предпосылках построения собственной карьеры мы обратимся к мотивам предпринимательской деятельности (МакКлелланд), иерархии потребностей (Маслоу) и разберем теорию мотивации Ф. Херцберга.

Дэвид МакКлелланд[10] считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.

Потребность власти по МакКлелланду выражается в желании руководить, воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, смело идущие на конфликт и стремящиеся отстаивать свои взгляды на происходящее. Именно процесс управления привлекает многих людей с потребностью власти, так как она дает множество возможностей проявить и реализовать себя.

Люди с потребностью власти - это далеко не всегда рвущиеся в высшие эшелоны управления карьеристы в негативном смысле этого слова. В ходе анализа способов удовлетворения потребности власти, МакКлелланд выяснил, что «тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей»[11].

Если человек видит себя лидером большого коллектива, он должен действовать гораздо более тонко, проявляя свое воздействие. «Положительный или социальный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые сподвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать»[12].

Потребность успеха находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Она удовлетворяется в результате доведения работы до своего логического завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха если и рискуют, то делают это, зная меру, и любят ситуации, когда они в состоянии взять на себя личную ответственность за поиск решения сложившейся проблемы, и надеются на поощрение за достигнутые ими результаты.

Следовательно, человек с потребностью успеха будет хорошо мотивирован, если перед ним стоит задача с умеренной степенью риска или возможностью неудачи. Очень важно чтобы такой человек регулярно получал выгоду за проделанные им шаги.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду очень схожа с социальной потребностью по Маслоу. Сходство заключается в том, что для этих людей, в первую очередь, важны общение в коллективе, налаживание дружеских отношений, оказание поддержки и помощи. Человек с потребностью причастности будет увлечен такой работой, которая способна дать ему широкие возможности социального общения.

У Маслоу это отражено в понятии  потребности в уважении:

«Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности»[13].

Маслоу также выделял в своей иерархии потребностей последнюю и высшую стадию - самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению»[14].

Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Херцберга[15]. Мы хотели бы подробнее остановится на этих факторах, которые одинаково сильно влияют на поведение людей в организации.

Первая группа факторов – это «мотивационные» факторы – содержание работы; эти факторы связаны с тем, что именно человек делает — достижение успеха, признание заслуг, служебное продвижение, интерес к работе, возможности для профессионального роста, ответственность. Позитивное воздействие таких факторов увеличивает удовлетворенность работой и мотивирует в направлении еще более активной трудовой деятельности. Однако отсутствие этих факторов не обязательно приводит к неудовлетворенности работой.

Далее Херцберг выделяет «гигиенические» факторы – это условия работы; они являются внешними по отношению к процессу работы самому себе — политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения по горизонтали, заработок, безопасность труда, гарантия занятости, условия труда, статус, семейная жизнь. Если данные факторы имеют негативный характер для какого-либо человека, то это увеличивает его неудовлетворенность работой. Однако при наличии благоприятных «гигиенических» факторов возникает лишь нейтральное состояние, но не повышение удовлетворенности работой.

Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяснить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, — чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым. Следовательно, средства для удовлетворения этих отдельных и параллельных групп потребностей также должны быть различными.

Мы хотим отметить, что принципиальное различие Херцберга от Маслоу заключается в том, что у человека существует не одна система (или иерархия) потребностей, а две качественно различные и независимые.

Также в результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, границей которого является удовлетворение личного представления о том, что такое "хорошая жизнь". Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают.

Мы выяснили некоторые причины, которые  побуждает человека выбрать свою карьерную стратегию, однако важно знать и то, с чем придется столкнуться на начальном этапе любой из них.

В первую очерередь, рассмотрим с каким рядом проблем сталкивается молодежь, если они остановились на предпринимательской карьерной стратегии. Возможно самым важным и ответственным шагом в построении своего бизнеса, является выход на рынок. Здесь, на начальном этапе, можно опустить разнообразие сфер деятельности, продуктов и услуг, создания филиалов и т.д.

Безусловно, для начинающего предпринимателя очень важно знать и уметь преодолевать барьеры, с которыми он сталкивается постоянно.

“К числу этих барьеров следует отнести:

    административную регламентацию и запреты на ведение деятельности,

    официальные пошлины и неформальные поборы со стороны представителей власти;

    рост размеров минимального стартового капитала;

    ограниченный доступ к финансовым, трудовым, сырьевым и прочим ресурсам;

    монополизация сбыта продуктов и услуг;

    отсутствие необходимых специальных знаний и информации;

    угрозы безопасности бизнеса”[16].

Как мы видим рыночное пространство разделено множеством барьеров. Нельзя считать, что они легко преодолимы. Сталкиваясь с ними, начинающий предприниматель сталкивается с рыночной инфраструктурой в целом, т.е. с совокупностью «институтов, обслуживающих вход на рынок и функционирование на разных рынках»[17].  Здесь речь прежде всего идет о следующем:

    «передача и спецификация прав собственности;

    формирование первоначального капитала;

    обеспечение предприятия помещениями, коммуникациями, материальными и трудовыми ресурсами;

    информационные, образовательные и консультативные услуги;

    юридическое и аудиторское сопровождение;

    защита бизнеса и предпринимательских интересов»[18].

Все это основные функции рыночной инфраструктуры. Очевидно, что получение всех перечисленных услуг связано с некоторыми трансакционными издержками.

Далее мы более подробно остановимся на проблемах регистрации и лицензирования фирмы, поговорим о величине ставок по кредитам, а также о налогах.

Процедура регистрации перестала быть для предпринимателя серьезной проблемой. Это отнюдь не отсекает хождения по инстанциям, стояния в очередях, осуществления десятков мелких выплат и пр. бюрократических преград. Просто все эти процедуры послужили стимулом для формирования соответствующих услуг. Существуют фирмы, которые помогут Вам зарегистрировать свое предприятие.

Также на первых этапах, молодой предприниматель сталкивается с лицензированиием своей деятельности. Каждый из производимых продуктов требует лицензии. Иногда вводятся процедуры «так называемой аккредитации, которая для некоторых сфер оказывается принудительным актом и по существу выступает слегка закамуфлированной формой дополнительного лицензирования»[19]. Из вышесказанного следует, что формальные действия при входе на связаны не только с преодолением многочисленных административных барьеров, но и с ощутимыми издержками.

Информация о работе Факторы, влияющие на представления о желаемой карьерной стратегии студентов ГУ-ВШЭ