Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Формирование  стратегии социально- экономического развития крупного региона  России

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.

     В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

     Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.

     Крупные регионы России имеют определенную специфику, поэтому рассмотрение вопросов стратегического управления требует  своей конкретизации в зависимости  от размеров региона. Стратегия относительно небольшого региона сильно отличается от стратегия крупного региона, по своему потенциалу сравнимому со средним суверенным государством. В данной работе вопросы формирования стратегии социально-экономического развития рассматриваются именно с позиций крупного региона.

     Все вышеизложенное определяет актуальность темы, ее теоретическую и народнохозяйственную значимость. 
 
 
 

     Цель и задачи исследования. Общая цель данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения практического опыта, имеющейся литературы и нормативных документов, а также специальных исследований материалов Красноярского осуществить дополнение и развитие основных положений концепции формирования стратегии социально- экономического развития крупного региона.

     Эта общая цель конкретизируется путем  решения следующих

задач:

  • обосновать критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития крупного региона;
  • раскрыть особенности и основные проблемы социально- экономического развития Красноярского края;
  • выявить новые факторы социально-экономического развития крупного региона;
  • обосновать пути формирования и развития человеческого потенциала в крупных регионах России;
  • обосновать новые организационные структуры управления развитием крупного региона.

     Объектом исследования является процесс формирования стратегии социально-экономического развития крупного региона.

     Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, складывающиеся  в процессе  формирования стратегии развития крупного региона.

     Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и управлению, в том числе работы в области стратегического управления на территориальном уровне. В работе применялись методы экономического, исторического, системного анализа. Использовались прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции и друге материалы по управлению развитием региона, статистическая отчетность Российской Федерации и Красноярского края.

Глава I. Стратегия развития крупного региона  как

объект формирования

1.1. Сущность стратегии  социально-экономического  развития территории

     Исследование  сущности стратегии социально-экономического развития крупного региона России требует  уточнения самого объекта управления. Термин "регион" требует дополнительных уточнений в связи с тем, что он трактуется весьма широко.

     Понятию "регион" в современной экономической  и географической литературе уделено  немало внимания. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет однозначное определение понятия "регион". Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации народного хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества, место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

     Понятие "регион" в практической литературе используется для обозначения различных  территориальных общностей. Регионом может быть и субъект РФ, и административный округ, и район, и средний или  крупный город с окрестностями, и другие территориальные

     Термин "территория" несколько уже, так  как регион подразумевает не только территориальную общность, но и социально- экономическую, этническую, историческую, культурную общность. Не вдаваясь в  дискуссию по поводу определения  термина "регион", в качестве рабочего определения будем использовать следующее: регион - территориальная общность людей, имеющая общие производственно- функциональные, административные, культурные признаки. Данная трактовка позволяет рассматривать вопросы управления социально- экономического развития региона вне зависимости от специфики того или иного объекта управления. Безусловно, величина и характер объекта управления определяют специфику и конкретные методы управления, хотя многие принципы, подходы и технологии управления развитием региона разного масштаба сходны. И для города, и для района, и для субъекта РФ необходимо разрабатывать стратегию развития, оценивать положительные и отрицательные факторы этого развития, осуществлять стратегический контроль, проводить мероприятия городского и регионального маркетинга.

     Управление  развитием крупного региона и  формирование соответствующей стратегии  развития имеет свою специфику, которая  пока не в полной мере отражена в  отечественной научной литературе.

     Коротко определим содержание и сущность термина "социально- экономическое развитие региона". Развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и в конечном счете - к изменениям условий жизни человека. Развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, т.е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека и гармоничном развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства.

     Социально-экономическое  развитие региона - это объективный  процесс, который происходит под  воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно развитие региона - субъективный процесс, который происходит под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня.

     Содержание  развития различных регионов сильно различается, как, например, различается  развитие Бурятии, Калининградской  области, Ямало-Ненецкого автономного  округа и Москвы. Это различие обусловлено  не только исходным уровнем развития этих регионов, но и особенностями каждого из них - производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр. Собственную специфику имеют крупные регионы (по территории, численности населения, объему производства и роли в развитии страны в целом), к которым относится Красноярский край.

     Управление  развитием региона включает в  себя следующие компоненты:

  • создание экономических, культурных и политических условий, необходимых для осуществления быстрой структурной и институциональной трансформации общества;
  • действия, направленные на то, чтобы наиболее эффективными путями распространить результаты прогресса на возможно более широкие слои населения;
  • координация процессов принятия решений по трансформации экономики регионов.

     Отдельного  исследования применительно к практике развития российских регионов требует учет современных тенденций развития общества, а также специфических условий развития российских регионов. В частности, в новых условиях мирового развития требуют нового осмысления такие факторы повышения эффективности экономического развития региона, как:

  • институциональные преобразования;
  • региональная структурная политика;
  • привлечение отечественного и иностранного капитала;
  • реструктуризация предприятий;
  • увеличение способности населения генерировать и воспринимать нововведения.

     После того, как были уточнены понятия "регион" и "социально- экономическое развитие региона", требуется уточнить, что  в рамках настоящей работы понимается под термином "стратегия".

     Категория "стратегия" - от греческого "стратегос", берет начало из военного менеджмента, где наиболее четко разделяются функции генерала и функции лейтенанта в разработке стратегии сражения. В функции генерала входит разработка общего плана кампании или сражения, выстраивание последовательности укрупненных действий, выделение направлений главного удара, распределение основных сил, разработка вариантов и сценариев сражений. Функции лейтенанта состоят в том, чтобы наилучшим образом выполнить полученный приказ и обеспечить выполнение поставленных задач1.

     Современное управление предлагает выделение стратегических и тактических задач.

     Стратегия организации, в частности, включает:

  • обоснование цели организации;
  • определение основных видов деятельности;
  • выявление союзников и противников;
  • анализ собственных преимуществ и негативных факторов.

     К вопросам тактики можно отнести:

  • текущая деятельность;
  • найм сотрудников организации:
  • технологии и процедуры взаимодействия с контрагентами и потребителями продукции.

     Стратегия определяет перспективу развития организации в соответствии с изменением внешней среды, что проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала управления.

     Стратегия социально-экономического развития региона  должна разрабатываться под непосредственным руководством исполнительных и представительных органов территории, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней регионального и муниципального управления. Стратегический план региона должен быть, с одной стороны, целостным, с другой --гибким, допускающим коррекцию в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды функционирования регионального сообщества.

     В дореформенный период стратегия  рассматривалась только как результат  планирования, как нечто зафиксированное и устоявшееся. В последнее время среди специалистов по стратегическому планированию стало преобладать новое понимание стратегии как соединение рационально выработанной стратегии и чрезвычайной стратегии, определяемой в первую очередь шаблонами, моделями в потоке решений и действий. То есть, такая стратегия является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий.

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России