Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Такой подход к определению стратегии  обусловлен высокой степенью изменчивости современного мира - будущее непредсказуемо; определенности нет ни в чем; нет достоверных прогнозов; цели подвижны так же, как и внешние условия. Поэтому стратегии должны выстраиваться таким образом, чтобы была возможность их коррекции по ходу дела. Секрет успеха, - подчеркивают специалисты - стратегии - не в предвидении будущего, а в создании организации, которая могла

                л

бы процветать в непредсказуемом будущем . Поэтому  даже не вполне четкое, но понятное общее  направление можно воплотить  в тактических шагах и программах, способствующих более эффективному развитию регионов.

 

        Схема 1. Составные элементы стратегического  управления развитием  крупного региона

     Стратегическое  управление может включать следующие  составные элементы:

  • стратегическое планирование;
  • программа реализации стратегии;
  • стратегический контроль.

     Стратегическое планирование2 - это процесс обоснования основных целей и направлений социально-экономического развития региона, путем использования имеющихся преимуществ и создания новых, а также эффективного использования всех факторов регионального развития. К сожалению, стратегическое планирование коммерческих организаций и его традиционные технологии - бизнес- планы и коммерческие проекты не получили широкого применения в региональном развитии. Однако в последнее время стратегическое планирование все больше используется в практике работы некоммерческих организаций (фондов, ассоциаций, университетов) и в государственном управлении, в том числе и в региональном управлении. Основные элементы стратегии страны, региона, города, министерства, ведомства и коммерческой организации совпадают. Особенно эффективным становится применение стратегического планирования в управлении развитием регионов.

     Следует подчеркнуть, что процедуры стратегического  планирования при соответствующей  адаптации, применимы к планированию развития территории, в том числе и крупного региона.

Стратегическое  планирование может успешно использоваться не только при составлении комплексных  планов социально- экономического развития, но и при разработке антикризисных  программ в регионах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами, при осуществлении реструктуризации экономики. Целенаправленные действия региональной администрации по социально-экономическому развитию региона - обязательная и, можно сказать, центральная функция органов власти региона. К сожалению, региональные органы управления чаще действуют как "пожарная команда", а не как заботливый родитель, думающий о будущем своего ребенка. Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов отодвигаются на задний план, что недопустимо.

     Саморазвитие  регионов предусматривает партнерство  населения, власти и собственников. Это партнерство касается в первую очередь обычных функций регионального  управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом). В то же время вопросы стратегического характера, затрагивающие аспекты развития города или региона в целом, отодвигаются на второй план. В этой обстановке требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций экономического развития.

     Главной целью развития крупного региона  является устойчивое улучшение качества жизни всех категорий жителей, т.е. развитие его как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности. В рамках главной цели можно выделить следующие подцели:

  • создание в регионе благоприятного климата для бизнеса и, прежде всего, для малого и среднего предпринимательства;
  • интеграция экономики региона в мировую экономику;
  • формирование благоприятной социальной среды в регионе.

     В свою очередь, эти стратегические цели могут быть дезагрегированы следующим образом3:

    1. Создание в регионе благоприятного климата для бизнеса:
  • ликвидация избыточных ограничений для бизнеса.
  • снижение налогового пресса.
  • развитие рынка недвижимости.
  • развитие рынка рабочей силы.
  • ориентация финансовых ресурсов на инвестирование в реальный сектор.
  • формирование зон динамичного развития.
    1. Интеграция экономики региона в мировую экономику:
  • развитие экспортно ориентированных производств;
  • консолидация конкурентоспособных производителей;
  • развитие науки, образования, инновационной деятельности;
  • интеграция в глобальную информационную среду.
  1. Формирование благоприятной социальной среды в регионе:

    ~ развитие  образовательного, культурного и  интеллектуального потенциала региона;

  • ускоренное решение жилищной проблемы; реформа жилищно- коммунального хозяйства.
  • развитие инфраструктуры тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и канализации;

    повышение качества административного управления регионом; повышение уровня общественной безопасности;

    улучшение состояния  окружающей среды.

     Для реализации каждой из указанных подцелей следует формировать программу действий с указанием примерных сроков, механизмов, форм контроля и источников финансирования, а также ответственных за исполнение.

     Подводя итоги, следует отметить, что, миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие основную цель развития региона и его взаимоотношения с другими объектами. Стратегия развития региона - это система взаимосвязанных решений и установок, определяющих приоритетные направления действий по реализации миссии региона, а цели определяют конечные и промежуточные состояния в реализации его стратегии.

     Стратегическое  планирование социально-экономического развития крупного региона - это процесс  определения целей развития региона  и направлений действий для их осуществления. При этом следует подчеркнуть, что стратегическое планирование и долгосрочное планирование - не одно и то же, хотя стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер. Долгосрочные планы развития региона могут быть как стратегическими, так и операционными. Первые включают в себя обоснование целей, их иерархию, оценку внешних условий, внутренних плюсов и минусов и основные направления действий. Вторые относятся к более простым управленческим инструментам и включают в себя перечень необходимых действий, количественные характеристики этих действий, сроки, ответственных за действия и процедуры контроля. Операционные планы, являясь подробными планами действий, обычно дополняют стратегические, являясь инструментом реализации стратегических планов. В то же время они не могут быть успешными без предварительной аналитической проработки на стадии стратегического планирования социально-экономического развития крупного региона.

     Стратегическое  планирование может осуществляться на разных уровнях управленческой иерархии - на федеральном, региональном, муниципальном. Например, стратегия развития страны отражается в программе экономических и политических реформ; каждый регион формирует собственную стратегию в соответствии с общефедеральными программами и планами, с учетом собственной специфики социально-экономического развития и используя свои преимущества. То же можно сказать и о городской стратегии по отношению к стратегии региональной. Для разработки стратегического плана развития и крупные, и средние, и небольшие регионы все чаще прибегают к помощи профессиональных консультантов. Привлечение консультантов к формированию стратегии развития крупного региона России - обязательный элемент и необходимое условие высокой эффективности этого процесса.

     Стратегическое  планирование социально-экономического развития региона - это систематический процесс, с помощью которого региональное сообщество создает картину своего будущего и определяет этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Такое планирование предусматривает:

  • согласование групповых интересов внутри регионального сообщества;
  • инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
  • обоснование реальных задач и целей;
  • формирование программ и планов действий администрации региона.

     В крупных регионах стратегия экономического развития должна разрабатываться и реализоваться совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально- общественного самоуправления. Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов; не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона областях. В тоже время стратегический план не является чисто административным документом, и представляет собой договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает для него ориентиры, открывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам. Следует особо подчеркнуть, что стратегический план - это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, которые необходимо предпринять. Процесс разработки стратегии развития региона должен быть направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений и их широкого круга активных лиц. Таким образом, по сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в регионе, т.е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона и его администрации, а главное - снижает эффективность его продвижения.

      Процесс, процедура и технологии стратегического  планирования не могут быть абсолютно  единообразными, поскольку регионы России значительно отличаются друг от друга по следующим характеристикам:

  • по уровню экономической активности;
  • по географическим характеристикам и природным ресурсам;
  • по экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;
  • по социальной организации жизнедеятельности населения;
  • по политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

      Каждый  регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему, однако есть и общие подходы и способы решения проблем. К их числу относится цикл стратегического планирования социально-экономического развития региона, который можно представить в следующем виде:

    1. Обоснование целей развития региона.
    2. Анализ внутренней и внешней среды развития региона.
    3. Определение сильных и слабых сторон региона.
    4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
    5. Разработка концепции развития.

      После этих этапов формирования стратегии  осуществляется разработка плана конкретных действий, проводится анализ эффективности и результативности, корректируются цели и методы их достижения.

      Цикл  стратегического планирования развития крупного региона, включающий последовательно  все его стадии, представлен на схеме 2.

     Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра - их можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности. Как уже отмечалось, различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению - работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулирования целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков, а также экспертов-консультантов, специализирующихся в области стратегического регионального управления. 

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России