Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Главным следствием утраты промышленности некогда  характерной для нее комплексности  стал процесс, который условно можно  назвать "фрагментацией края", т.е. делением на территории, связи между  которыми постепенно утрачиваются. Зонами относительного благополучия являются г.г. Красноярск, Норильск,

Лесосибирск, Северо-Енисейск и районы КАТЭКа, на других территориях дела обстоят  значительно хуже. Ослаблены связи  некогда единого пространства в  виде связанных друг с другом предприятий, транспортных путей и поселений. Ухудшается состояние водопроводных и тепловых сетей, систем энергоснабжения.

  1. Тяжелое состояние хозяйствующих субъектов, обусловленное острым недостатком оборотных средств, большой дебиторской задолженностью, низкой платежеспособностью потребителей.

     Доля  убыточных промышленных предприятий  в 2000 году остается высокой (около 50%) и  увеличилась по сравнению с 1999 годом  на четыре процентных пункта. Наибольший удельный вес убыточных предприятий  отмечается в легкой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов. Еще более сложным является положение в других отраслях народохозяйственного комплекса: в сельском хозяйстве удельный вес убыточных предприятий в 1999 году составлял 57,4%, транспорте - 62,6%.

  1. Большое количество сосредоточенных на территории края предприятий ВПК с неиспользующимися промышленными мощностями.
  2. Снижение надежности продовольственного обеспечения населения за счет собственного производства.

     С начала 1990-х годов происходит почти  постоянное падение физических объемов  производства в пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2000 году они снизились  еще на 3,4%, включая все основные виды продукции - мясо и субпродукты  первой категории (на 19,9% к уровню предыдущего года), цельномолочную продукцию (на 0,3%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 2,9%), макаронные изделия (на 23,9%). При этом уже сегодня сельское хозяйство края едва обеспечивает наполнение минимальной потребительской корзины: соотношение душевого производства и минимального потребления составляет по мясу -1,1, молоку - 1,03, овощам - 0,9. Таким образом, в самое ближайшее время положение может перейти критическую черту

и край станет зависимым от ввоза продуктов.

        i

     Подобная  ситуация связана с ухудшением материально- технической базы сельского хозяйства  края (в настоящее время ввод основных фондов в сельском хозяйстве покрывает  лишь 12-15% объемов их выбытия), катастрофическим снижением интенсивности внесения удобрений в сельхозпредприятиях (в 1999 году вынос растениями элементов питания из почвы урожаем компенсировался внесением 12,9 кг минеральных и 0,6 т органических удобрений, что ниже уровня 1990 года в четыре раза) и уровня потребления комбикормов в животноводстве. Как следствие, продолжает ежегодно сокращаться поголовье крупного рогатого скота и свиней, в 2000 году их численность снизилась еще на 5,6 и 16,2% соответственно.

  1. Ухудшение условий эксплуатации основных природных ресурсов в связи с экстенсивным характером природопользования.

     Природопользование  в крае характеризуется низким технологическим  уровнем добычи и переработки  сырья, утяжеленной структурой народного  хозяйства с высоким удельным весом ресурсоемких отраслей, недостаточностью экономических стимулов к ресурсосбережению. Все это является источником гигантских перерасходов топлива, сырья и материалов в экономике региона.

  1. Неустойчивость налоговой базы бюджета края.

     В настоящее время доходы консолидированного бюджета Красноярского края обеспечивают лишь восемь территорий-доноров из 57 районов и городов края, где расположены крупные промышленные предприятия. Чрезмерно велика зависимость доходов от платежей узкого круга предприятий-экспортеров - свыше половины поступлений в консолидированный бюджет края связано с деятельностью норильского горно-металлургического комплекса. В то же время увеличение экономической дифференциации в территориальном развитии, образование целого ряда депрессивных территорий, кризисных сфер производства настоятельно диктуют необходимость существенного увеличения финансовых расходов, связанных с поддержкой социальной сферы.

     Проблемы  социального развития:

  1. Сохраняющаяся тенденция ежегодного сокращения численности населения края.

     За 2000 год наличное населения края уменьшилось  еще на 19,2 тыс. человек или 0,6%, а в целом с начала 1992 года - на 142 тыс. человек или 4,5%.

  1. Низкое качество жизни основной массы населения.

     За  восемь лет (1992-1999 гг.) реальные денежные доходы населения сократились более  чем в 2,5 раза, реальная заработная плата - более чем в четыре раза. На фоне общего спада реальных доходов усилилась экономическая дифференциация населения: если в среднем денежные доходы населения в 1999 году превышали прожиточный минимум в 2,1 раза, то доходы 70% жителей (исключая наиболее обеспеченные группы) превышали прожиточный минимум всего на 18%. За чертой бедности в 2000 году находилось почти четверть населения. Резко снизился уровень потребления основных продуктов питания, особенно их качественных видов: мяса с 73 кг в 1990 году до 51 в 1999 году, молока с 405 до 238 кг.

  1. Высокий уровень регистрируемой безработицы.

     За  период с 1992 года уровень регистрируемой безработицы в крае вырос в 9,3 раза. При этом наблюдавшаяся в 1992 году более благополучная ситуация по сравнению со среднероссийской (уровень регистрируемой безработицы в крае был ниже аналогичного показателя в среднем по России в 2,7 раза) постепенно сменилась на противоположную - в 2000 году уровень регистрируемой безработицы в крае превысил среднероссийский в 1,8 раза. Наиболее трудной ситуация остается в Северных районах, где из-за узкой специализации хозяйства и удаленности населенных пунктов друг от друга, неразвитости транспортных связей повторное трудоустройство в случае сокращения или ликвидации рабочих мест очень затруднено, а также в так называемых "монопоселках".

  1. Наличие большого числа монопоселков с низким уровнем развития социальной сферы.

      В результате кризисных явлений в  лесной отрасли и сельском хозяйстве  в крае появилось около 200 сел  и деревень, в которых прекратили свою деятельность градообразующие предприятия. В них проживает около 55 тыс. человек, в том числе 26 тыс. трудоспособного возраста, более 5,5 тыс. человек официально являются безработными. В частности в 101 населенном пункте с населением свыше 18 тыс. человек прекращена сельскохозяйственная деятельность. В 89 населенных пунктах с населением около 29 тыс. человек прекращена деятельность леспромхозов, химлесхозов, заготовительных участков и других предприятий лесной отрасли. Многие поселки оказались отрезанными от внешнего мира, не имеют автобусного сообщения с районными центрами.

  1. Неразвитость системы здравоохранения.

      Уровень обеспеченности населения края врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками ниже соответствующих  показателей в среднем по России на 4,2, 4,3 и 2,1%. Главной проблемой остается обеспечение медицинских учреждений современным оборудованием и лекарственными препаратами, в том числе витаминами, необходимыми в условиях Крайнего Севера. Катастрофически не хватает квалифицированных медицинских специалистов. Проблемы здравоохранения усугубляются суровыми климатическими условиями и труднодоступностью большой части территории края, что затрудняет оказание экстренной и плановой медицинской помощи их жителям, в том числе коренным народностям Севера.

  1. Высокий уровень преступности.

      В Красноярском крае происходит свыше 2,5% всех преступлений в России. По абсолютному  показателю в 1999 году край занимал 15-е  место по уровню криминогенности  среди регионов России, в 2000 году - 12-е  место. Количество преступлений на 100 тыс. населения в крае превышает среднероссийский уровень на 18%. Наблюдается ежегодный рост преступлений экономической направленности, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

      Кроме того, существует еще одно обстоятельство, обуславливающее дополнительные значительные проблемы как в экономике, так и социальной сфере края:

  1. Высокий уровень рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Обладая обширной территорией и большим  количеством крупных промышленных комплексов, край подвержен воздействию широкого спектра опасных явлений природного и техногенного характера: систематическое затопление ряда территорий, массовые лесные пожары, промышленные аварии с выбросом радиоактивных веществ, аварии на железнодорожном транспорте, объектах жилищно- коммунального хозяйства и энергообеспечения. Прямые и косвенные экономические, экологические и социальные потери составляют порядка 500-800 млн. рублей в год.

     Проблемы  в области институциональной  сферы:

  1. Слабое развитие рыночной инфраструктуры, проявляющееся в относительно небольших масштабах развития соответствующих институтов и низкой результативности их работы.

     Финансовые  расчеты краевых предприятий  с субъектами российской и мировой  экономики по сути монополизированы московскими банками. В крае отсутствуют местные банки, входящие в число 200 крупнейших банков страны. Уровень кредитной активности в крае значительно ниже среднероссийского.

  1. Отсутствие комплексной системы поддержки деятельности предприятий и отраслей экономики.

     Отсутствуют механизмы выработки и реализации общекраевых целей и приоритетов  по согласованию противоречивых интересов  субъектов экономики края между  собой, а также интересов края и Российской Федерации.

  1. Значительный удельный вес теневой экономики и скрытых доходов.

     В крае, как и в целом по стране, значительные масштабы приобрела неконтролируемая государством противоправная производственно-хозяйственная, торговая и кредитно-финансовая деятельность, наносящая ущерб экономической  безопасности края и материальному благосостоянию его населения. По имеющимся оценкам на нелегальном положении находятся около 10% промышленного производства и транспортных потоков, более 60% торговых операций, теневая экономика производит 20-25% валового регионального продукта.

     Формирование  стратегии развития крупного региона  требует выявления особенностей использования потенциала его развития. Основой инвестиционной привлекательности  и базой последующего развития Красноярского  края являются его природные ресурсы. Край с его уникальными лесными, топливно-энергетическими и минерально- сырьевыми запасами, является крупнейшей природно-сырьевой базой России. В его недрах встречаются почти все виды минерального сырья, используемые в современном производстве.

     Региону принадлежит первенство в России по общегеологическим запасам угля, кобальта, никеля, платиноидов, нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, тонких кварцевых песков, тугоплавких глин, графита и других полезных ископаемых. В его недрах добываются практически все платиноиды, 75% кобальта, 80% никеля, 70% меди, 24% свинца, 16% угля от общей добычи по России. Красноярский край занимает одно из первых мест среди российских регионов по добыче золота.

     Топливно-энергетический потенциал Красноярского края характеризуется следующими показателями. Общие разведанные запасы угля в крае составляют 806 млрд. т (66% энергетических запасов углей России, свыше 20% мировых запасов), из них промышленно освоено лишь 7%.

     Особое  значение имеет Канско-Ачинский бассейн  бурых углей, ценность которого определяется широким распространением сверхмощных  пластов угля, залегающих на небольших  глубинах и доступных для эффективной  добычи открытым способом.

     В крае открыто 25 месторождений нефти и газа, после Западной Сибири это наиболее перспективный район нефтедобычи в стране. Общие запасы нефти составляют 1001,3 млн. т, газа - более 1 трлн. м3, газоконденсата - 50 млн. т. Преобладающая часть углеводородных ресурсов края содержится в Ангарской (Агалеево-Кодинской) зоне нефтегазонакопления.

     Промышленный  комплекс Красноярского края является одним из наиболее крупных в России. На его долю приходится 4,2% общероссийского  объема промышленного производства, среди субъектов Российской Федерации край занимает 3-е место. Край отличает многообразие отраслей промышленности, высокий кадровый и научно-технический потенциал.

     Мощным  импульсом для развития промышленности края является модернизация производств  машиностроения и металлообработки. В Красноярске расположены: единственный в России изготовитель тяжелых электрических мостовых кранов грузоподъемностью свыше 200 т - ОАО "Сибирский завод тяжелого машиностроения" (завод "Сибтяжмаш"), завод "Краслесмаш", производящий лесопогрузчики и лесоповалочные машины. В общем объеме выпускаемых на территории России зерноуборочных комбайнов доля ОАО "Красноярский завод комбайнов" составляет более 45%.

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России