Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Большое сосредоточие в крае крупных промышленных предприятий, принадлежащих военно-промышленному  комплексу, мощности которых в настоящее время не загружены, предоставляет широкие возможности для развития конверсионного производства.

     Большое значение для экономики края имеет  завершение строительства нового перерабатывающего  комплекса для отработанного  ядерного топлива в г. Железногрске РТ-2 проектной производительностью 1,5 тыс. т ОЯТ в год. Переработка ОЯТ из других стран может принести Красноярскому горно-химическому комбинату ежегодный доход в размере 300 млн. долларов США. Кроме того, на территории комбината действует хранилище отработанного ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-100 емкостью 9 тыс. т, на сегодняшний день там хранится 1,5 тыс. т ОЯТ.

     Красноярский  край обладает достаточно мощным интеграционным потенциалом. Дополнительным стимулом развития экономики края служит размещение на его территории производств крупнейших российских компаний: РАО "Норильский никель", ИПК "Сибирский алюминий", ЮКОС. Особенности производственной структуры края создают объективные предпосылки для того, чтобы данные сырьевые предприятия работали не только на себя, но и оживили всю экономику, собрав ее воедино.

     Нарастающая конкуренция как со стороны российских, так и иностранных компаний, стимулирует  их к диверсификации собственного производства, выражающегося в стремлении сделать  его более разноплановым и устойчивым (показательной является стратегия "Сибирского алюминия", перешедшего от скупки алюминиевых заводов и поставщиков глинозема к формированию многоотраслевого холдинга, включающего производителя алюминиевой фольги "Саянал", самарское авиастроительное предприятие "Авиакор", Горьковский и Павлодарский автомобильные заводы и многое другое). Как показывает опыт, при принятии решения о создании новых производств руководство крупнейших фирм выбирает для инвестиций те сектора экономики и территории, которые им знакомы. Знание краевых предприятий, их состояния и возможностей - хороший мотив для капиталовложений.

     Другим  обстоятельством, подталкивающим сырьевиков к сотрудничеству, является необходимость  влияния на смежные сектора экономики  для обеспечения безопасности своего бизнеса. Так, "ЛУКойл", установив контроль над Мурманским морским пароходством, получил возможность влиять на судьбу Северного морского пути, а значит, и деятельность РАО "Норильский никель". В настоящее время группа "Интеррос" начинает формировать собственный флот на базе Енисейского морского пароходства, тем самым влияя на будущее судоходства по р. Енисей.

     Одним из конкурентных преимуществ Красноярского  края является его инфраструктурный потенциал.

     Расположенный в месте пересечения реки Енисей, по которой широко развито судоходство, с крупнейшими транспортными коммуникациями федерального и международного значения - Транссибирской железнодорожной магистралью и автодорогой Москва - Владивосток, г. Красноярск является крупнейшим транспортным узлом Восточной Сибири.

     Регион  обладает выходом по реке Енисей к  Северному морскому пути, а также  является крупным центром воздушных  трасс внутреннего и международного значения. Внедрение системы радарного  контроля сделало возможным круглосуточное движение по р. Енисей, при этом длительность перевозок от г. Красноярска до порта Дудинка составляет 4-5 дней (вниз по течению), вверх по течению - 6-7 дней. Из порта Дудинка морские суда и ледоколы (в том числе атомные) обеспечивают перевозки грузов до г. Мурманска, откуда идет железная дорога в страны Скандинавии. Кроме этого из порта Дудинка по Северному морскому пути возможна транспортировка грузов в страны Западной Европы через порт Роттердам. Система воздушного транспорта в крае представлена сетью транспортных линий и имеет более 190 аэропортов, пять из которых позволяют принимать тяжелые магистральные воздушные суда.

     Изменение геополитического положения России, усиление ориентации на Северный морской  путь в связи с потерей ряда портов Черного и Балтийского морей, организация трансполярных авиатрасс, соединяющих Юго-Восточную Азию и Северную Америку - все это создает широкие возможности для превращения края в крупнейший транзитный транспортный центр.

     Кроме того, пересечение различных транспортных путей на территории края позволяет собирать их в единый "пакет" и комбинировать способы доставки грузов в другие регионы. Именно "пакетность" сборки транспортных инфраструктур на территории края, с одной стороны, и близость к экономическим регионам будущего развития, с другой, дает красноярским предприятиям дополнительный шанс стать поставщиками своей продукции для северных территорий, Кузбасса, Якутии, Казахстана.

     Важнейшей инфраструктурной составляющей края, имеющего протяженность с севера на юг более 3 тыс. км, выступает коммуникационный комплекс. Монополистом на рынке связи выступает ОАО "Электросвязь", контролирующее более 70% рынка. Оставшуюся часть делят негосударственные предприятия "Енисейтелеком", "Сибчелендж", ОАО "Красноярское конструкторское бюро Искра", которые являются партнерами различных западных компаний. В крае, особенно в крупных городах, активными темпами происходит формирование рынка современных информационных и телекоммуникационных услуг,.

     По  территории края проходят две нитки  нефтепровода, которые позволяют осуществлять транспортировку нефти из Западной Сибири (Томская, Тюменская область) на нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся в Восточной Сибири (г.г. Ачинск, Иркутск).

     Научный потенциал региона характеризуется  тем, что Красноярский край является научным центром Сибири, на его территории располагаются передовые отраслевые институты, научные учреждения. Здесь работает более 20 НИИ, ряд проектно- конструкторских организаций, научно-производственных объединений.

     Консолидация  интеллектуального потенциала края осуществляется в рамках Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии Наук (КНЦ СО РАН), объединяющей ученых высшей квалификации всех ВУЗов края, известных в России и за рубежом.

     ФГУП "Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева", радиотехнический завод и ОАО "Красноярское конструкторское бюро "Искра" - основные разработчики и производители оборудования космической связи в России.

     Наличие высокоразвитого научного и инновационного потенциала создает широкие возможности для создания новых наукоемких высокотехнологичных производств.

     На  территории региона сформировался  крупный аграрно- промышленный комплекс. Красноярский край является крупнейшим сельскохозяйственным районом Восточной Сибири, несмотря на то, что большая часть его территории отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Обладая площадью сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств около 2,0 млн. га (в 1999 году это составляло 45,8% посевных площадей Восточной Сибири), край полностью обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания. На долю края приходится более 62% валовых сборов зерна среди регионов Восточной Сибири и около 14% - Сибирского федерального округа, 38 и 16 % соответственно - картофеля, 37 и 15% - овощей.

В крае по сравнению с другими сибирскими регионами получены одни из самых  высоких показателей урожайностей зерновых культур, что, прежде всего, связано  с сохранением ресурсного потенциала отрасли - практически полностью сохранены и вовлечены в оборот сельхозугодия. Край традиционно является поставщиком в регионы Дальнего Востока таких видов продовольствия как картофель, маргариновая, ликеро-водочная продукция.

     В крае созданы основы многоукладной  экономики, осуществлены земельные преобразования. Эти предпосылки позволили сформироваться фермерскому движению, устойчиво развиваться личному подсобному хозяйству. В совокупности ими производится более 55% валовой сельхозпродукции, поставляется большая часть картофеля и овощей.

     В процессе формирования стратегии социально-экономического развития региона автором рассмотрены  варианты инерционного и активного  развития Красноярского края.

     Развитие  Красноярского края в предположении  о неизменности характера управления в условиях слабой изменяемости внешней среды представляется в следующем виде.

     Численность населения края будет продолжать уменьшаться, при этом заметные изменения  произойдут и в возрастной структуре. Количество жителей в возрастной группе до 44 лет заметно снизится по сравнению с текущим периодом, в возрастной группе 44-89 лет - возрастет. В ближайшие годы * продолжится обострение проблем, связанных с безработицей, особенно эта проблема станет острой в северных районах края (в том числе Норильском промышленном районе), монопоселках, деятельность которых связана с золотодобычей, лесозаготовками. В связи с возможным уменьшением бюджетного финансирования качество образования может существенно понизиться, что в сою очередь отрицательно скажется на конкурентоспособности края в области наукоемких технологий в сферах производства и услуг.

Неблагоприятные тенденции в состоянии жилого фонда, заключающиеся в стремительном  росте удельного веса ветхих и  аварийных домов, систем коммуникаций в последние годы, станут необратимыми. Содержание ветшающего жилого фонда будет отвлекать большие средства бюджета. В результате администрация будет вынуждена отказаться от нового жилищного строительства (как, впрочем, и от любых других дорогостоящих инвестиционных проектов). Таким образом, можно сделать вывод о вероятном усилении кризисных явлений в социальной сфере.

     Необходимость поддерживания дорогостоящей инженерной инфраструктуры наряду с другими  расходными статьями приведет к увеличению налогового бремени на прибыльные предприятия, что достаточно быстро создаст неблагоприятный инвестиционный климат в крае.

     В целом, Красноярский край постепенно превратится  в сырьевой регион, полностью зависящий  от конъюнктуры цен на мировых  рынках на природное сырье (цветные  металлы, нефть, лес), а также от паритетной способности рубля к мировым валютам. Такая ситуация объективно отразится на эффективности деятельности предприятий, прежде всего машиностроения, других организаций военно- промышленного комплекса. При таком развитии ситуации вполне вероятна остановка ряда работающих градообразующих предприятий, в связи с чем прогнозируется рост числа социальных конфликтов.

     В экономике края относительно эффективно работающими останутся предприятия  энергетики, металлургической и топливной  промышленности, причем только те из них, которые имеют высокий экспортный потенциал. Часть предприятий машиностроения, химической промышленности периодически будут находиться в стадии банкротства. Наблюдаемое снижение доли перерабатывающей промышленности в структуре отраслевых объемов продукции, стремительное сокращение числа рентабельных предприятий неизбежно приведет к ухудшению экономической ситуации в крае, усилению оттока экономически активной и наиболее квалифицированной части населения. Край постепенно войдет в новое состояние равновесия - "равновесие упадка" и превратится в один из депрессионных регионов.

     Развитие  края по направлению экстенсивной разработки сырьевых источников на основе имеющейся  технологической базы лишь немного  смягчает и откладывает инерционное развитие. Разница в этих направлениях заключается только во временном периоде проистекания неблагоприятных событий.

     Приведенные данные прогноза инерционного социально- экономического развития говорят о  необходимости изменения существующей траектории развития края.

     Варианты  активного развития Красноярского  края могут быть рассмотрены по двум основным направлениям.

     Первое - инновационная перестройка экономики, включая сырьевые отрасли, которая  предусматривает повышение эффективности  работы уже имеющегося сырьевого и индустриального комплекса Красноярского края. По существу предполагается ускоренное интенсивное развитие в рамках основной специализации как крупного промышленного центра и мультимодального транспортного узла. В процессе выполнения направления планируется восстановление и диверсификация промышленного производства в отраслях, позволяющих эффективно использовать потенциал края.

     В качестве трамплина предполагается использование ресурсного и производственного  потенциала, сосредоточенного в топливно- энергетическом, горнодобывающем, металлургическом и лесопромышленном комплексах.

     Важнейшими  направлениями развития на перспективу  являются:

  • в топливно-энергетическом комплексе:

     дальнейшее  развитие электроэнергетики края как  базы общероссийского значения,

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России