Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     совершенствование структуры топливоснабжения

электростанций, формирование оптимальной структуры  генерирующих мощностей и развитие межсистемных связей,

     обеспечение надежного рынка сбыта углей  Канско-Ачинского бассейна, развитие собственной переработки и обогащения угля,

     формирование  центров добычи нефти, прежде всего  на базе Ванкорского и Юрубченского месторождений, наращивание объемов  добычи природного газа и повышение  эффективности его использования,

     развитие  переработки нефти на нефтеперерабатывающих  предприятиях края;

  • в горно-металлургическом комплексе:

     опережающее развитие разведки и подготовки к  освоению перспективных месторождений, направленное на воспроизводство минерально-сырьевой базы комплекса,

     реструктуризация, техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий,

     организация на территории края буферных складов  с целью уменьшения поставок металла  за рубеж в период его относительного перепроизводства и увеличения поставок при оживлении потребительского рынка,

     возобновление кооперационных связей по добыче и переработке металлов с Республикой Казахстан и государствами Средней Азии с целью максимального использования имеющихся производственных мощностей;

     - в лесопромышленном комплексе:

     развитие  лесозаготовок, требующее освоения новых лесосырьевых массивов, строительства новых леспромхозов, дорог, жилья, объектов соцкультбыта,

     техническое перевооружение, модернизация, реконструкция  действующих предприятий,

     создание  новых небольших лесопильных  производств, использующих современное  технологическое оборудование, позволяющее выпускать высококачественные пиломатериалы,

     изменение структуры лесопромышленного производства за счет наращивания объемов химической и химико-механической переработки  древесины.

     В рамках направления необходимо создание благоприятных экономических условий и правовой базы для формирования международных транссибирских транспортных коридоров, проходящих через Красноярский транспортный узел. Основными международными транспортными коридорами, на развитии которых необходимо сосредоточить усилия, являются:

     "Транссибирский  коридор" (Екатеринбург - Красноярск - Владивосток), базирующийся на Транссибирской  магистрали с паромным (в перспективе  - туннельным) выходом на Сахалин  и Японию с перспективой выхода  на Амуро-Якутскую магистраль  и продолжением через Берингов пролив в Северную Америку;

     кроссполярные трассы авиаперелетов, позволяющие  связать страны Северной Америки  и Юго-Восточной Азии;

     Северный  морской путь, позволяющий существенно  минимизировать затраты на транспортировку  продукции.

     Второе направление - ускоренное развитие края как центра производства и потребления научно-исследовательских и инновационных технологий.

     Отличительной особенностью данного направления  является развитие в крае наукоемкой экономики, связанной с глубокой переработкой сырья непосредственно на территории края.

     Для повышения эффективности работы нефтегазового комплекса необходимо значительно увеличить глубину  переработки нефти и выход  целевых продуктов за счет использования  передовых технологий и новых  катализаторов, довести качество производимых нефтепродуктов до европейских стандартов. Принципиальное значение имеет развитие нефтегазохимических производств, ориентированных на выпуск современных полимерных и конструкционных материалов и других продуктов с повышенной добавленной стоимостью. Это позволит ослабить негативное влияние увеличения транспортных тарифов на вывоз продукции за пределы региона и на экспорт.

     К стратегическим мерам по расширению спроса на продукцию угольной промышленности относится создание индустрии глубокой комплексной переработки углей на базе углехимии на месте добычи. Необходимо довести качество угольной продукции до уровня мировых стандартов за счет более полной их переработки на обогатительных фабриках - обогащение и облагораживание углей по золе (не более 15%), влаге, сере (до 1%) и гранулированному составу, а также увеличение ресурсов сортового и окускованного угля. Важной задачей при внедрении экологически чистых угольных технологий является организация производства водоугольного топлива, которое может храниться, транспортироваться и сжигаться подобно нефтетопливу.

     В горно-металлургическом комплексе  акцент делается на развитие предприятий  полного цикла, работающих по новейшим технологиям.

     Важнейшее направление развития машиностроения связано с производствами, наиболее приближенными к технологиям пятого технологического уклада (авиакосмическая промышленность, наукоемкое электромашиностроение, промышленность

телекоммуникаций  и средств связи, ракетостроение, оптическое приборостроение и другие производства). К этому уровню примыкает малый инновационный бизнес, выделившийся из оборонной и научно- образовательной сфер и реализующий некоторые инновационные заделы, не нашедшие применения на крупных предприятиях.

     Планируется дальнейшее развитие наиболее эффективных и востребованных производств четвертого технологического уклада (энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания). Что касается производств третьего, уходящего в прошлое технологического уклада, выпускающих наиболее простую продукцию (пока на нее есть спрос на рынке), то они подлежат полной реорганизации или закрытию.

     Важным  фактором долговременного и устойчивого  роста экономики выступает научно-технический  потенциал, связанный, прежде всего, с  наукоемкими технологиями, созданными на ФГУП "Красноярский Горно-химический комбинат".

     Недостатки  отдельно взятых направлений обусловливают  необходимость выработки в качестве практически приемлемого направления  развития края комбинированного пути, ориентированного на максимальное использование  всех возможностей развития отдельных  отраслей как производственной, так и непроизводственной сфер, имеющего сбалансированный характер и исключающего такие противоречия в развитии разных секторов экономики, которые могли бы привести к недостижимости на практике каждой из отдельно взятых целей. Комбинированный подход к реализации рассмотренных направлений является одним из основных условий формирования стратегии социально-экономического развития одного из крупнейших регионов России - Красноярского края. 

2.4. Формирование новых организационных структур управления развитием крупного региона

     Реализация  стратегии развития региона требует  соответствующих оргструктур управления. Общие принципы классификации организационных  структур и определения эффективности  их функционирования, выработанные мировой  наукой и практикой, в определенной мере приемлемы и для исследования организационных структур региональных органов управления. Прежде всего, для организационных структур местных органов власти в качестве основополагающего может быть принят принцип, сформулированный Альфредом Чандлером: "Стратегия определяет структуру"8, т.е. структура организации должна обеспечивать реализацию ее стратегии.

     Зависимость оргструктуры от выбранной стратегии  широко известна, она описана в  соответствующей учебной литературе9. Функциональная оргструктура наилучшим образом отвечает стратегии ценового лидерства или стратегии концентрации на потребителе, а продуктовая или матричная оргструктура - стратегии дифференциации продукции. Оргструктура сильно зависит и от выполняемых функций. Например, для производственного процесса больше подходит вертикальная иерархия, для исследовательских подразделений - так называемые плоские структуры, с большой степенью автономии подразделений, наделенных функциями самоконтроля, а для организации продаж - плоские структуры с элементами жесткого контроля.

     Но  так как стратегии со временем меняются, то должны изменяться и организационные  структуры. Структура органов регионального  управления не может оставаться неизменной, так как постоянно изменяются внутренние и внешние условия их функционирования.

     Указанный принцип имеет особо важное значение для формирования организационных  структур региональных органов власти России, так как переход от планово-директивных  методов управления к рыночному  регулированию в корне меняет их цели, стратегию и функции.

     В России в большинстве региональных органов власти преобладают традиционные иерархические структуры. Лишь иногда в них изменены названия структурных  подразделений или вкраплены  некоторые рыночные элементы.

     Традиционные  организационные структуры более привычны и удобны. Их преимущества состоят в четком разделении функций, иерархической соподчиненности всех звеньев управления, упорядоченности системы правил и стандартов, определяющих функционирование органов управления. Недостатки заключаются в жесткой заданности поведения, трудности организации взаимосвязей внутри организации, неспособности к быстрым нововведениям.

     Воспроизводство традиционных оргструктур управления подкрепляется сложившейся системой бюджетного планирования, нормами и процедурами, ведомственными социально-техническими нормативами, неразвитой нормативно-правовой базой и т.д. На сохранение прежних организационных структур оказывает также влияние бюрократическая корпоративная культура. В ее рамках работники ориентированы на работу в рамках административной вертикали, а не на взаимодействие с различными местными сообществами на равных правах в целях местного развития.

     В современном в мире в соответствии с меняющимися внешними и внутренними  условиями происходят изменения в оргструктурах. Одна из основных тенденций в развитии оргструктур состоит в том, что уменьшается число уровней управления, ослабляется иерархия. Подразделения получают большую автономию, сотрудники - инициативу. Новые информационные технологии позволяют строить высокоэффективные сети взаимодействия подразделений одной организации, а также организовывать сети взаимодействия с другими организациями и потребителями. Оргструктуры становятся более гибкими, они предполагают создание и функционирование временных творческих подразделений. Все эти тенденции из сферы менеджмента коммерческих организаций постоянно проникают в государственный менеджмент, в том числе в региональное и муниципальное управление.

     Для подавляющего большинства органов  региональной власти современной России наибольший эффект может обеспечить адаптивный тип организационных структур, что обусловлено динамизмом переходного периода. Адаптивные организационные структуры стали разрабатываться с начала 60-х годов. Они лучше по сравнению с функциональной структурой приспособлены к быстрой смене внешних условий. Эти структуры можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями внешней среды и потребителями самого органа местной власти.

     При формировании структуры управления хозяйством региона следует исходить из следующих принципов:

  • создаваемая структура должна адаптироваться (менять содержание и соподчиненность некоторых подразделений управления) к новым условиям;
  • структура управления хозяйством региона создается с учетом устойчивой тенденции сокращения бюджетного финансирования;
  • регион делегирует функции собственника широкому кругу хозяйственных субъектов.

     Так, модифицируется прежняя государственная  отраслевая система управления, и  при этом часть хозяйственной  системы (так называемые основные производственные звенья) вышла из подчинения государственным органам управления, основой взаимодействия администрации региона с хозяйствующими субъектами всех форм собственности становятся договорные отношения, что ставит их в положение равноправных партнеров.

     В новых условиях возрастает регулирующая функция администрации региона, которая должна, с одной стороны, поощрять любое предпринимательство, с другой - формировать механизмы  взаимодействия хозяйствующих субъектов  на взаимовыгодных партнерских условиях.

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России