Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     При формировании стратегии развития на местном уровне точно так же, как  и в случае со страной в целом, необходимо исходить из целей и критериев  этого развития. Для регионов целесообразно  разделять долгосрочные и краткосрочные, стратегические и тактические цели экономического развития. Например, к краткосрочным целям развития можно отнести такие, как преодоление кризиса, достижение тех или иных показателей в следующем году или квартале, к стратегическим - обеспечение жильем по европейским нормам, преодоление излишней дифференциации доходов, повышение уровня образования, достижение среднеевропейского уровня ВВП на душу населения. Можно рассматривать как относительно самостоятельные цели, определяющие экономические, экологические, социальные и другие условия, обеспечивающие достойную жизнь и устойчивое повышение качества жизни населения регионов.

     По  нашему мнению, практически все цели и критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического развития, действующие на уровне страны, применимы и на уровне региона. В частности, на уровне региона можно использовать следующие показатели:

  • валовый региональный продукт ВРП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
  • средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; 
  • продолжительность жизни, уровень здоровья людей;
  • уровень образования;
  • уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
  • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
  • состояние окружающей среды;
  • равенство возможностей людей в развитии малого бизнеса;
  • обогащение культурной жизни людей.

     Следует особо подчеркнуть, что критерии развития не всегда играют роль целей  или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических  целей регионального развития выступают  промежуточные задачи, как необходимые  условия успешного развития. Показателями таких тактических целей развития региона могут выступать:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • расширение существующего бизнеса;
  • развитие малого бизнеса;
  • развитие промышленности;
  • развитие сферы услуг;
  • повышение уровня занятости населения региона;
  • привлечение средств населения в инвестиции.

     Стандартной характеристикой оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (как правило, материального  производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

     На  основе разработанных международными организациями подходы к оценке экономического развития стран необходимо при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие аспекты, как образование, питание, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культурная жизнь. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человеческого потенциала, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

     В процессе формирования стратегии социально-экономического развития отдельного региона целесообразно  выделять все вышеперечисленные  цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения целесообразно отслеживать другие важнейшие параметры социально-экономического развития.

     Анализ  таких характеристик как наличие  и уровень качества школ, детских  садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейший инструмент измерения уровня социально-экономического развития любого региона. Обеспечение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке, а также уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, развитие системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - важные оценочные критерии, обеспечивающие реальность стратегии социально- экономического развития крупного региона России.

     Начало  нового века характеризуется тем, что  большая часть российских регионов выходит из экономического кризиса. В реальном секторе отличается положительная  динамика роста. Однако вряд ли можно говорить о позитивных сдвигах в динамике социально- экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая еще долго будет тормозить продвижение регионов вперед. В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей. Во многих районах, как и в Красноярском крае, многократно превышены допустимые нормы загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются для сельскохозяйственного оборота. Негативные тенденции экологического развития оказывают влияние на социально-экономическое состояние всех российских регионов, что требует нового подхода к выбору показателей для формирования стратегии их развития.

     В современных условиях сама жизнь  на первое место поставила проблемы экологии, потребности физического  существования человека. Поэтому  прежде всего, при оценке уровня и  качества жизни, а также эффективности деятельности органов управления, необходимо учитывать показатели и нормативы чистоты воздуха, воды, земли, продуктов питания.

     В процессе формирования стратегии социально-экономического развития региона необходимо учитывать  и такую трудно измеримую субстанцию, как культурная жизнь населения. Положительная динамика развития региона возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона.

     Стратегия социально-экономического развития региона  лишь тогда может быть признана эффективной, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья, и доступных услуг жилищно- коммунального хозяйства.

     Распространение принципов оценки экономического развития стран на регионы - одна из форм реализации ведущего принципа современного мира: "Мыслить глобально, действовать локально". На практике подчас бывает трудно реализовать этот принцип. Традиционными стали отговорки типа: "А что мы можем сделать в регионе, если общая ситуация в стране настолько тяжела?".

     Содержание  экономического развития разных стран различается в зависимости от уровня и условий их развития. Точно так же содержание развития регионов может сильно различаться. Например, в стратегии развития Новгородской области преобладают привлечение иностранных инвестиций и поиск путей их эффективного использования и дальнейшего расширения. Ивановская область ищет пути реанимации отечественной текстильной промышленности и одновременно альтернативные пути собственного развития. Развитие Тюменской области связано с использованием местных природных ресурсов - нефти и газа. В Калининградской области пытаются использовать географическое положение региона с тем, чтобы превратить его в эффективную особую экономическую зону. Основное содержание развития Орловской области - рациональное сочетание возрождающегося сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и промышленности. Каждый из названных регионов, как и любой другой регион, использует все перечисленные факторы развития (привлечение иностранных инвестиций, диверсификация производства, использование местных ресурсов и географического положения, эффективное сочетание сельского хозяйства и промышленного производства). Однако в каждом крупном регионе тот или иной фактор развития используется в разной степени.

     Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: несмотря на различия, отличающие отдельные регионы, для оценки уровня их развития можно применять достаточно широкий круг одних и тех же критериев и показателей. Этот вывод подтверждается и тем, что развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который необходимо рассматривать с точки зрения совокупности социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно неотделимо от развития социального. Поэтому при разработке стратегии социально-экономического развития крупного региона необходимо учитывать:

  • рост производства и доходов;
  • перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
  • перемены в общественном сознании;
  • перемены в традициях и привычках.

     Таким образом, стратегия развития крупного региона, помимо чисто экономических аспектов, предполагает исследование целого ряда социальных параметров, таких, как ценностные представления людей и степень общественного согласия по поводу основных ценностей, права собственности, религия, институциональные основы регионального сообщества и др.

1.3. Особенности и  основные проблемы  социально- экономического  развития Красноярского  края

     Красноярский  край, расположенный на территории Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей, является одним из самых больших регионов Российской Федерации - его площадь составляет 2339,7 тыс.

Л

км (2-е  место по России). Наличное население  края составляет 3019,7

                      Л

тыс. человек (на начало 2001 года), плотность - 1,3 человека/км . Красноярский край входит в Сибирский федеральный округ и граничит с республиками Тыва и Хакасия, а также Иркутской, Кемеровской, Томской и Тюменской областями.

     Красноярский  край имеет сложную административно- территориальную структуру. В его  состав входят два самостоятельных субъекта РФ - автономные округа - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский7, а также 42 района и 17 городов краевого подчинения, объединенных в восемь экономико-географических зон: Норильский промышленный район, Северные районы, Восточная и Западные части Нижнего Приангарья, Ачинская, Канская, Красноярская и Южная группы. Территория Северных районов (211,2 тыс. км) по площади является самой большой после автономных округов, плотность же населения (0,13 человека/км ) здесь наименьшая.

     Четыре  населенных пункта на территории края являются закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО): г.г. Железногорск (Красноярск-26), Зеленогорск (Красноярск- 45), пос. Солнечный, Кедровый. В ЗАТО расположены более десяти крупных предприятий и организаций военно-промышленного комплекса, специализирующихся на производстве оружейного плутония и других радиоактивных элементов, в том числе в г. Железногорске - ФГУП "Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева", ФГУП "Красноярский горно-химический комбинат", в г. Зеленогорске - Электрохимический завод.

     Вследствие  того, что разветвленная система  рек и озер региона в течение  нескольких столетий являлась основным средством сообщения, практически 99% всех городов и поселков расположены на берегах судоходных рек: Ангаре, Енисее, Чулыме. Наиболее крупными городами являются Ачинск, Железногорск, Канск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Норильск. Городское население составляет 74,5% всех жителей края.

     Административный  центр края - г. Красноярск, крупнейший промышленный центр Сибири, постоянное население которого на начало 2000 года составляло 875,3 тыс. человек. Расположенный в месте пересечения реки Енисей с Транссибирской железнодорожной магистралью и автодорогой Москва - Владивосток, г. Красноярск является крупнейшим транспортным узлом Восточной Сибири. Плотность автодорог края составляет 25 км/тыс. км, общая протяженность водных путей превышает 7 тыс. км. В крае имеется пять крупных аэропортов - Красноярск, Ачинск, Норильск, Енисейск, Хатанга.

     Особенности и проблемы экономического развития состоят в следующем:

     1. Структурный кризис промышленности, усугубляющийся низкой эффективностью  производства и отсутствием инвестиций.

     В структуре промышленного производства до критического уровня снизилась роль перерабатывающих отраслей. Около 85% общего объема промышленного производства обеспечивают крупные производства в горнодобывающей и металлургической промышленности, энергетике, топливной и лесной отрасли, в том числе почти 79% -норильский горно-металлургический комплекс, КрАЗ, КрАМЗ, Красноярский завод цветных металлов и северо-енисейские старатели.

     Соответственно  почти 98% всей прибыли промышленных предприятий края получается на предприятиях цветной металлургии, еще 1,7% приходится на отрасли ТЭК. В четырех отраслях: химической и нефтехимической промышленности, черной металлургии, промышленности строительных материалов и легкой промышленности суммарный финансовый результат является отрицательным. В целом без учета цветной металлургии промышленность края убыточна. Степень износа производственного оборудования в целом по промышленности достигла почти 70%, а его средний возраст - 16 лет (по мировым стандартам срок службы оборудования составляет 8-10 лет, сейчас этому параметру удовлетворяет менее 30% парка промышленного оборудования).

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России