Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпоры социология не мои!.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

    В целом, современное российское общество – структура переходного общества, основные параметры новой соц. структуры лишь наметились и находятся в процессе становления, в целом данная соц. структура сочетает в себе многие черты старой и уже нарождающейся черты новой.

31. Социальные институты,  их происхождение  и сущность.

    Общество  как целостная система представляет собой сложное сочетание различных  видов связей, которые в свою очередь  распадаются на экономические (производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.), политические, правовые, культурные и т.д. Так Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства. Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей, складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей.

    В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.

    Для поддержания общественного порядка  и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, полит. партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей называется — институционализация. Возникновение социальных институтов в обществе было связано прежде всего с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и иных общностей и призваны организовать их совместную деятельность с целью удовлетворение тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения и связи между полами, поколениями и конкретными индивидами.

    Социальные  институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся своей структурой, интегрированностью их элементов. С точки зрения социальных связей основными элементами социальных институтов выступают системы ценностей, норм, идеалов и образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло стремления, устанавливает способы достижения целей и удовлетворения потребностей, разрешает конфликты, возникающие в повседневной жизни — т.е. упорядочивает социальные связи. Тем самым обеспечивая состояние равновесия и стабильности в рамках того или иного общества. Между людьми возникают самые разные отношения и связи, но лишь те из них обретают статус соц. института, которые характеризуются устойчивостью. Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений и связей, их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Соц. институты любой формы лишь тогда сформируется, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.

    С точки зрения организации различаются  формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов и все социальные связи внутри этих институтов основаны на строго установленных предписаниях ( к ним относятся право, устав, инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия). Формальные институты играют огромную роль в современном обществе с точки зрения социальных связей. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, если отношения в армии регламентируются уставом и правилами, то отношения в группе ровесников собравшихся провести досуг устанавливаются специфическими «правилами игры», т.е. нормами, позволяющими разрешать возникающие конфликты. Но правила во втором случае нигде не зафиксированы в виде правил и устава. В неформальных институтах социальный контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном сознании, традициях, обычаях. Именно этим определяются связи между индивидами и группами в неформальных институтах, и часто это более эффективные средства, чем нормы права или другие формальные правила.

    В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе —  семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Гармоничная и сбалансированная система социальных институт, обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов Дюркгейм назвал аномией.

32. Социальные нормы  и социальный контроль.

    Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение  людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

    Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность  в закреплении таких общих  норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

    Соц. контроль – это способ саморегуляции  соц. системы, обеспечивающий посредством  нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных  элементов этой системы, их упорядоченное  взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

    1)Соц.  контроль – составная часть  более общей и многообразной  системы соц. регулирования поведения  людей и общественной жизни.  Ее специфика состоит в том,  что такое регулирование носит  упорядоченный, нормативный и  категоричный характер и обеспечивается соц. санкциями или угрозой их применения.

    2)Соц.  контроль осуществляется и через  социализацию личности, и через  взаимодействие личности с первичной  соц. группой, ее культурой  и через взаимодействие личности, соц. группы с обществом в  целом.

    3)Соц.  контроль – процесс соц. взаимодействия, при котором не только личность  испытывает воздействие соц. контроля, но и соц. контроль претерпевает  обратное воздействие со стороны  личности.

    4)Характер, содержание и направленность  соц. контроля определяются характером, природой, типом данной соц. системы.

    В системе обеспечения соц. контроля важное место принадлежит соц. санкциям как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания наряду с определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц. последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц. контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований соц. норм и ролей.

    По  своему характеру соц. санкции могут  быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере применения – политическими, экономическими, духовно-идеологичесикми  и др.; по содержанию – позитивными и негативными; по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и внутригосударственные.

    Применение  правовых санкций обеспечивается гос. принуждением, моральных – силой  нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или соц. группы. Различные виды соц. санкций и норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга.

    Роль  и значение соц. контроля состоят  в том, что он вносит серьезный  вклад в обеспечение воспроизводства соц. отношений и соц. структуры и тем самым играет важную роль в стабилизации и интеграции соц. системы и укреплении соц. порядка. Соц. контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений соц. группы или всего общества. Особенна велика роль соц. контроля в предотвращении и пресечении соц. отклонений.

33. Культура: ее содержание, основные элементы, особенности социологического  анализа.

    соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

    Общество  как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

    В социологии культура проявляется как  в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.

    Социальную  роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

    Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

    1.Культура  служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

    2.Обеспечивая  единство ценностей, идеалов всех  членов общества, соответствующая  культура служит его важнейшей  сплачивающей силой, во многом  определяющая стабильность всей  общественной системы.

    3.Культура  – важнейшая основа и фактор  организации, регулирования и  модернизации общественной жизни.  Особенно велика соц. роль культуры  проявляется в переходные эпохи  развития общества (Россия).

34. Образование как  социальный институт. Проблемы развития системы образования в России.

    Институт  образования имеет длительную историю  от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение  первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

    Главная функция системы образования  — накопление и передача теоретических  знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

    Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"