Управление системой социальной защиты детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – выявить функции и взаимосвязи социальных институтов в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.осветить методологические основы исследования жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы;
2. сформировать концептуальную модель системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.провести анализ социальных институтов образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и их элементов в функционировании системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение
Глава 1 Научно-методические опыты проблемы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации
1.1. Проблема социального сиротства, научные подходы к её решению
1.2. Опыт решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ на муниципальном уровне ,управления в СР
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Опыт совершенствования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне
2.1.Структура Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.
2.2.Результаты анкетирования.
2.3. Формы работы «Школа приемных родителей», «Совет опекунов»,«Клуб опекунов Доброе Сердце».
2.4.Реализация Федеральных и областных программ «Здоровая семья в Ульяновской области», «Вернуть детство», «Ульяновская область без жестокости к детям»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

                  Детские дома и учреждения  интернатного типа. Детские дома  и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются. Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации. Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома: не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения. Существуют детские дома для очень маленьких детей (учреждены недавно для детей от 1,5 до 3-х лет), для детей дошкольного возраста (до 7 лет), для детей школьного возраста и дома для смешанных возрастных групп. Последний тип является преобладающим.

                  Школы-интернаты. Школы-интернаты  предоставляют проживание и общее  образование детям школьного  возраста (в основном общее начальное  образование, а в некоторых  случаях общее среднее образование).

                  Детские дома-школы. Детские дома-школы являются учреждениями нового типа, введены в 1998 г. В них принимаются дети любого возраста, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся в тяжелых обстоятельствах. В учреждении дети посещают занятия начальной школы и продолжают обучение в обычных средних школах, проживая при этом в детском доме. Интернаты для детей, оставшихся без родительского попечения, являются лишь частью более крупной системы «общеобразовательных школ - интернатов». На 2005 год насчитывалось 750 таких интернатов, где воспитывались 260 тыс. детей. Специализированные дома и школы-интернаты для детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Дети устраиваются в специнтернаты с 4 лет, по рекомендации специальной комиссии, учрежденной в системе образования. Дети проходят специальную программу, которая не дает им возможности получить даже элементарные основы профессионального образования. Специальные детские дома-интернаты. Дети, которые по оценке психолого-медико-педагогических комиссий, работающих при органах управления образованием, имеют тяжелые физические и умственные нарушения и не могут обучаться в специализированных школах (или по специальным программам в обычных школах), помещаются в специальные детские дома (интернаты) для детей с умственными или психическими нарушениями. Эти учреждения находятся в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации и финансируются из региональных или местных бюджетов. В интернаты принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся в уходе, помощи и медицинском обслуживании. Дети принимаются вне зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием осуществляется на основании заявления соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в интернаты для взрослых с умственными нарушениями. Интернаты для детей с тяжелыми умственными и физическими нарушениями являются крупными, лишенными индивидуального подхода учреждениями, размещающими в среднем 250 детей, хотя некоторые из них спроектированы для размещения до 2 тыс. детей[ Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы Пер. с англ.-М.: Весь мир, 2003.-с.211]. В последние годы предпринимались меры для улучшения качества ухода и внедрения индивидуального подхода на основании конкретного функционального нарушения. Несмотря на то, что большинство работников интернатов являются заботливыми и преданными делу людьми, в этих учреждениях неизбежно сохраняются неблагоприятные, внутренне присущие им черты, которые приводят к отставанию в развитии детей. Неудовлетворительные методы и некачественный уход, свойственные учреждениям для детей, оставшихся без попечения родителей, еще более ярко проявляются в интернатах: устаревшие, ненадлежащие методы ухода; большое количество детей, сгруппированных по принципу общего диагноза; изоляция от родителей, родственников и социального окружения; не отвечающие требованиям, плохо содержащиеся помещения; серьезный недостаток финансирования; недоукомплектованность (особенно квалифицированными) кадрами; высокая текучесть кадров, часто в результате низкой оплаты труда, и т. д.В последние годы интенсивно создается сеть детских специализированных учреждений. Естественно, прежде начали открываться социальные приюты, нацеленные на спасение социально запущенных детей.

                  Детские Приюты взяли на себя  заботу о социальной реабилитации детей, утратившие семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, не нуждающиеся в изоляции, из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении. Состав детей, помещенных в детские дома (приюты), неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям. Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое здоровье таких детей расшатано. Поэтому Приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.[ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. / Под общей редакцией Г.М. Иващенко. - М.: Просвещение, 2002. - 140]

                      Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют-особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь. Статус социального Приюта для детей и подростков как одного из типов специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся всоциальной реабилитации, закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092.Социальный Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Такая ориентация и определяет полифункциональный характер его деятельности. Работа современных Приютов по восстановлению и компенсации семейных связей детей корнями уходит в практику российских спасательных учреждений для подкинутых, беспризорных детей. Одной из важнейших установок в их деятельности была ориентация на обеспечение ребенку опыта семейной жизни. Реализация этой установки на практике имела разные формы: передача ребенка под патронаж в благополучную крестьянскую семью; материальная поддержка матери, имеющей незаконнорожденного ребенка; организация искусственных «семеек» из нескольких беспризорных детей и благонравной женщины; создание в детских приютах семейного уклада жизни. Сегодня возникли новые формы помещения ребенка в семью, и для Приютов нахождение для ребенка подходящего варианта является приоритетной задачей. Приют стремится восстановить и другие социальные роли детей. Благодаря усилиям сотрудников и школьных педагогов ребенок возвращается к утраченной роли ученика; в Приюте безнадзорный, бездомный ребенок, не знавший понятий «друг» и «дружба», начинает познавать чувство привязанности к другим людям. Вся деятельность Приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей. В его работе менее выражена профилактическая функция по сравнению, например, со специализированным учреждением другого типа-Центром социальной реабилитации несовершеннолетних. Это обусловлено особенностями детского контингента: в Приют попадают дети, ослабленные физически, с нарушениями социального и психологического статуса, отчужденные семьей и школой. В судьбе этих детей возможности профилактической работы уже упущены, так как ребенок уже пострадал -получил психологическую травму, испытал меру социального зла. Возникновение социальных Приютов для детей и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии.(Статистический анализ данных за 2010 год изложен в Приложении №1)

 

 

 

 

1.3. Нормативно-правовое  обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                     Правовое обеспечение социальной  защиты населения РФ построено  на базе Конституции РФ, в 7-й  статье которой говорится: Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения. В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования. Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Дополнительные права  на образование:

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

2. Лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, вправе  получать бесплатно второе начальное  профессиональное образование.

3. Лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, обучающиеся  во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники  всех типов образовательных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, при  выпуске из этих образовательных  учреждений обеспечиваются соответствующим  образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

5. Обучающимся из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6. Обучающимся из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, до  окончания обучения выплачивается  ежегодное пособие на приобретение  учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

8. Выпускники образовательных  учреждений из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, за счет средств  образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

9. При предоставлении  обучающимся из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, академического отпуска  по медицинским показаниям за  ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  обучающиеся в образовательных  учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

1. Детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей,  а также лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляется бесплатное  медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

2. Детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Информация о работе Управление системой социальной защиты детей-сирот