Управление системой социальной защиты детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – выявить функции и взаимосвязи социальных институтов в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.осветить методологические основы исследования жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы;
2. сформировать концептуальную модель системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.провести анализ социальных институтов образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и их элементов в функционировании системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение
Глава 1 Научно-методические опыты проблемы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации
1.1. Проблема социального сиротства, научные подходы к её решению
1.2. Опыт решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ на муниципальном уровне ,управления в СР
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Опыт совершенствования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне
2.1.Структура Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.
2.2.Результаты анкетирования.
2.3. Формы работы «Школа приемных родителей», «Совет опекунов»,«Клуб опекунов Доброе Сердце».
2.4.Реализация Федеральных и областных программ «Здоровая семья в Ульяновской области», «Вернуть детство», «Ульяновская область без жестокости к детям»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Но можно предположить, что беспокойство носит скорее абстрактный  характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующий вопрос: «Могли бы Вы взять  в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»

              Число людей, согласных взять  ребенка на воспитание, достаточно  велико - 70% с учетом всех вариантов  согласия, но доминирующей является  позиция "Да, но в том случае, если это мой родственник" (40% респондентов). Количество , выбравших ответ «да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в замещающие родители - это размышления следующего характера: «Я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте "Другое" фигурировали следующие ответы: "не позволяют жилищные условия», "не могу решиться", "не позволяет материальное положение". 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.

                  Отношение к семьям, воспитывающим  приемных детей, носит выраженный позитивный характер. Большинство респондентов (85%) положительно относятся к семьям, воспитывающим приемных детей, при чем значимых расхождений между мужчинами и женщинами нет. 6% респондентов считают, что семьи обречены на трудности и разочарования, а 5% сделали вывод, что эти люди руководствуются корыстными целями. В варианте "Другое" были и такие ответы: «если ребенок попал в хорошую семью, то положительно», «положительно, если будут любить, как собственного ребенка».

На вопрос анкеты о  «поддержке семей, принимающих к себе детей», респонденты могли выделить несколько вариантов ответа. Равное количество, 48% респондентов, считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи и улучшении жилищных условий. Среди тех, кто выбрал эти варианты ответа, преобладают женщины , 36% женщин так же отмечают необходимость предоставления льгот. 49% опрошенных женщин обращают внимание на то, что семьям, принимающим к себе детей, необходима квалифицированная педагогическая, психологическая, правовая помощь, среди мужчин этот показатель почти в два раза ниже, 9% респондентов уверены, что вообще никакая поддержка не нужна, так как люди знают, на что идут.

На вопрос о наличии  или отсутствии собственных детей  у приемных родителей были получены следующие ответы: для 28% респондентов наличие собственных детей у приемных родителей (воспитателей) представляется желательным, при чем среди мужчин этот ответ встречается в два раза чаще. Наличие собственных детей у приемных родителей не имеет значения для 54% опрошенных, 11% считают, что собственных детей иметь нежелательно, так как приемным детям достанется меньше любви, заботы и внимания.

                Что касается требований к  наличию собственного жилья, то  подавляющее большинство респондентов (72%) настаивает на его необходимости. На вопрос «Как Вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?» ответы распределились следующим образом: значительное число респондентов (43%) исходит из того, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае, когда нет другого выхода. Такую точку зрения высказали большинство женщин - 54%, а вот 49% мужчин считают, что это необходимая мера. Вариант «Отрицательно, это губит ребенка, ломает его судьбу» выбрали лишь 8% респондентов. В варианте «Другое» высказывается мысль о том, что детский дом - это реальная помощь, средство спасения детей, но указывается необходимость улучшения условий жизни в детских домах.

                  Анализируя полученные ответы  на вопрос о формах устройства социальных сирот, известных респондентам можно сделать вывод о недостаточной информированности: большинству опрошенных известны не все формы устройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-то слышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентов волновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличается патронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть в приемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п. Одним из наиболее сложных для респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествах потенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристик доброта - 49%, любовь к детям - 45%, терпение - 31%, ответственность - 23%, бескорыстие - 15%, понимание, порядочность, честность - 14%. Только 10% опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическая подготовка», «педагогические способности», «знание психологии». В анкете было также предложено оценить деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства .Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и среди них преобладают женщины.10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают». Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные меры предпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такого мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.

Таким образом на основании  проведенного анкетирования были сделаны  следующие выводы:

1. Проблема социального  сиротства приобрела в Российской  Федерации угрожающие масштабы  и была обозначена правительством  среди первоочередных задач общефедерального  уровня. Проблемы устройства детей-сирот  являются одним из приоритетов  социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.

2. Никакие меры не  смогут изменить ситуацию, если  к проблеме устройства детей-сирот  не будет привлечено внимание общественности.

3. Результаты анкетирования  показывают, что большинство опрошенных  беспокоят судьбы детей, оставшихся  без попечения родителей. Отношение  к семьям, воспитывающим приемных  детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.

4. Точку зрения о  том, что помещение ребенка  в детский дом возможно только  в крайнем случае высказывают  большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что это  необходимая мера.

5. Большинство опрошенных  считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее внимание уделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.

6. Несмотря на большую  работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства, опрошенные  слабо информированы о деятельности этой службы, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ состояния проблемы в литературе и опросе познали  следующие пути преодоления социального  сиротства:

Для решения проблемы предусматривается комплексное  осуществление реформ, как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  федерации. В профилактике сиротства  в России приоритетной является поддержка  и укрепление статуса социально-здоровой семьи. Как показало исследование, особая роль отводится информированию граждан о возможностях семейного устройства детей. Информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.Также необходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью. Думается, что подобные меры будут способствовать решению проблемы социального сиротства.

 

 

 

 

 

 

2.3. Формы работы  «Школа приёмных родителей», «Совет  опекунов» , «Клуб опекунов Доброе  сердце»

На муниципальном уровне сложились определенные формы работы, рассмотрим их на примере Управления Министерства образования города Ульяновска.

«Школа приёмных родителей»

Успешно в регионе  функционирует  «Школа приёмных родителей» для претендентов в замещающие родители. Задачей этой школы является подготовка кандидатов по правовым, медицинским, педагогическим и психологическим аспектам. В 2010 году обучение в ней прошли 455 кандидатов в замещающие родители и усыновители, а в 2011 году число обучающихся возросло до 919.Кажется совершенно очевидным, что первый шаг на этом пути — найти  сайт с фотобанком детей и выбрать по фотографии ребенка, которого вы готовы принять в свой дом и в свою жизнь от всего сердца. На самом деле, первый шаг на этом пути — осознать, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, — это особые дети, и что у них особые потребности. И помимо умения дарить ласку и любовь, надо знать еще очень много нюансов, которые позволят вам суметь справиться с трудностями, дать детям самое лучшее (а вы безусловно хотите дать им именно лучшее), и при этом не наделать ошибок, сохранить себя, свою семью. Школа приемных родителей поможет вам:

Осознать свою готовность к такому серьезному шагу; Лучше  понять свою мотивацию; Узнать все об особенностях воспитания приемного  ребенка

о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие; Узнать, что скрывается за страшным словом «адаптация» ; Разобраться в процедуре оформления документов; Понять, нужна ли вам «тайна усыновления»; Узнать, как выстроить общения с биологическими родственниками ребенка; Получить квалифицированную консультацию специалиста по всем вашим вопросам;

 

«Доброе сердце»

Предметом деятельности Фонда является:

-материальная и нематериальная  поддержка детей-инвалидов, детей,  страдающих хроническими заболеваниями,  а также семьям, в которых есть дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями;

-содействие в социальной  реабилитации детей-инвалидов, детей,  страдающих хроническими заболеваниями;

-разработка мероприятий  по профилактике хронических  болезней у детей и предупреждению инвалидности детей на этой почве и содействие их реализации;

-содействие организации  лечебно - диагностической помощи  детям 

содействие в создании и эффективной реализации проектов в области паллиативной медицины;

-содействие работе  по профилактике детской инвалидности;

-налаживание и развитие  связей с заинтересованными международными  и российскими организациями,  занимающихся проблемами детей  - инвалидов и работающими над  реализацией государственной программы  профилактического лечения граждан  России;

-материальная и нематериальная поддержка, а также содействие в социальной реабилитации детей сирот;

-содействие в получении  медицинской, консультационной и  иной помощи семьям, испытывающим  трудности в рождении детей; 

-организация деловых  встреч, симпозиумов, семинаров, конференций по тематике Фонда;

-осуществление иной  деятельности, направленной на достижение  уставной цели Фонда и не  запрещенной действующим законодательством  РФ.

Цель программы -помощь в  лечении и реабилитации детей  с различными    нарушениями в развитии, а также детей с ДЦП, направленную на устранение или же возможную полную компенсацию их ограниченных возможностей, что ведет, в конечном итоге, к интеграции особого ребенка в общество здоровых детей.

Также в регионе действует:

«Совет опекунов»

Общественный совет  опекунов (попечителей) и приёмных родителей  при  Министерстве образования Ульяновской  области (далее Совет) является  общественно-консультативным  органом, созданным в целях координации  деятельности  опекунов (попечителей) Ульяновской области, оказания содействия поддержки опекунам (попечителям) и приёмным родителям.

Основными целями деятельности Совета являются:

- пропаганда семейных  форм устройств;

- формирование  у населения  позитивного отношения к приёму  детей в семьи граждан.

Основными задачами Совета являются:

- укрепление  взаимодействия  институтов  гражданского  общества  с муниципальными органами власти  Ульяновской области;

- выдвижение и поддержка   гражданских инициатив, направленных  на реализацию защиты прав  и законных интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-  распространение   положительного опыта воспитания  детей;

- повышение уровня  педагогической подготовки опекунов (попечителей);

- оказание консультативной  помощи по защите прав и  законных интересов несовершеннолетних.

Совет в своей деятельности руководствуется Конвенцией  ООН  о правах ребёнка(1989 г.), федеральными  законами  и иными нормативными  правовыми актами  Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми  актами Ульяновской области, а также осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим  Положением. Совет формируется из помощника Губернатора Ульяновской области по права человека; представителя Министерства образования Ульяновской области, представителя  Департамента социальной защиты населения, представителей опекунов (попечителей) по 1 человеку  от каждого муниципального образования Ульяновской области муниципальных образований Ульяновской области. Совет строит свою деятельность на основе открытости, гласности, коллегиальности, исходя из задач, закреплённых в разделе 3 настоящего положения, и плана работы утверждённого  Советом. Совет работает в режиме заседаний. Заседания  Совета проводятся по мере необходимости, не реже 1  раза в квартал. Для подготовки и проработки  конкретных вопросов  в рамках Совета могут образовываться  временные рабочие группы. К работе Совета также могут привлекаться  специалисты по охране прав детей,  специалисты  других органов и ведомств. В период проведения заседаний Совета ведётся протокол. Протокол подписывается  председателем Совета  и секретарём Совета. Решения Совета принимаются простым  большинством  голосов членов  Совета. Решения Совета носят рекомендательный характер. Организационно-техническое и документальное  обеспечение заседаний, ведение  делопроизводства, подготовка заседаний и связь с членами Совета  осуществляет секретарь Общественного Совета. Состав и положение об общественном Совете утверждается исполнительным  органом государственной власти уполномоченным  в сфере образования. Совет прекращает  деятельность по собственному решению либо по решению  Министерства образования Ульяновской области. Изменения и дополнения в настоящее Положение  и состав  Совета  вносятся на основании  Министерства образования Ульяновской области.

Информация о работе Управление системой социальной защиты детей-сирот