Управление системой социальной защиты детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – выявить функции и взаимосвязи социальных институтов в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.осветить методологические основы исследования жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы;
2. сформировать концептуальную модель системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.провести анализ социальных институтов образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и их элементов в функционировании системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение
Глава 1 Научно-методические опыты проблемы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации
1.1. Проблема социального сиротства, научные подходы к её решению
1.2. Опыт решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ на муниципальном уровне ,управления в СР
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Опыт совершенствования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне
2.1.Структура Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.
2.2.Результаты анкетирования.
2.3. Формы работы «Школа приемных родителей», «Совет опекунов»,«Клуб опекунов Доброе Сердце».
2.4.Реализация Федеральных и областных программ «Здоровая семья в Ульяновской области», «Вернуть детство», «Ульяновская область без жестокости к детям»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  а также дети, находящиеся под  опекой (попечительством), имевшие закрепленное  жилое помещение, сохраняют на  него право на весь период  пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2. Регистрационный учет  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, осуществляется  как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

5. В случае смерти  родителей или принудительного  размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

6. Для обеспечения  жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей,  гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

1. Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

2. Предприятиям, учреждениям,  организациям, создающим специальные  рабочие места гражданам из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

3. Должностные лица, виновные  в нарушении условий трудовых  договоров (контрактов), регулирующих  их отношения с гражданами  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Органы исполнительной  власти субъектов РФ обеспечивают  профессиональную подготовку и  профессиональную деятельность  выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5. Ищущим работу и  зарегистрированным в органах  государственной службы занятости  в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

6. Работникам из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих  прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно  их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

1. Должностные лица  органов государственной власти  РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

2. Нормативные правовые  акты Федеральных органов исполнительной  власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке.

3. Неисполнение либо  ненадлежащее исполнение должностными  лицами федеральных законов государственной  власти своих обязанностей, предусмотренных  настоящим законом, влечет за  собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт совершенствования  системы социальной защиты детей-сирот  и детей , оставшихся без попечения  родителей на муниципальном уровне .

2.1.Структура  Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.

           Управление системой социальной  защиты детей-сирот осуществляется  в Министерстве образования Ульяновской  области, её структура представлена на рис.2. Оперативное управление этой сферой осуществляет отдел опеки и попечительства.

        Отдел опеки и попечительства  является структурным подразделением  Управления по охране прав  несовершеннолетних Департамента  профессионального образования  и охраны прав несовершеннолетних  Министерства образования Ульяновской области. Отдел возглавляется начальником Управления по охране прав несовершеннолетних, начальником отдела опеки и попечительства, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Министром образования Ульяновской области в соответствии с законодательством. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального государственного органа управления образованием, Уставом и законами Ульяновской области, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Ульяновской области, Положением о Министерстве образования Ульяновской области, Положением об Управлении по охране прав несовершеннолетних, настоящим Положением.

Основными задачами отдела являются:

Определение и осуществление  региональной политики в сфере защиты прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не противоречащей политике Российской Федерации. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, Ульяновской области по защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение контроля исполнения государственных социальных гарантий детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Осуществление в пределах своей компетенции правового регулирования отношений в сфере защиты прав детей и организация работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Координация деятельности муниципальных органов управления образованием, исполняющих функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, образовательных учреждений по вопросам охраны прав детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей. Контроль за функционированием областных государственных образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация и методическое сопровождение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в пределах территории Ульяновской области.

В соответствии с возложенными задачами отдел выполняет следующие  основные функции:

Осуществляет выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их ведомственной принадлежности, в порядке и сроки, установленные законодательством; Предоставляет сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи граждан, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и сроки, установленные законодательством; Осуществляет подбор, учет и подготовку граждан Российской Федерации, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в формах, установленных законодательством; Готовит материалы и осуществляет иные мероприятия, необходимые для усыновления (удочерения), устройства в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и сроки, установленные законодательством; Представляет в суд заключения об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), иные документы по запросам суда, участвует по данным вопросам в судебных заседаниях; Осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, в порядке и сроки, установленные законодательством; Осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, приемных родителей, оказывает им необходимую помощь в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей, контроль за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Осуществляет в порядке, установленном законодательством, немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, а также участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам); Представляет законные интересы несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и или законодательству Ульяновской области или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; Дает предварительное разрешение родителям (законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетнего, на совершение сделок с имуществом подопечного, за исключением случаев, когда несовершеннолетний вправе распоряжаться имуществом самостоятельно; Назначает денежные средства на содержание подопечных и приемных детей в порядке и размере, установленными законодательством; Принимает решение о возможности раздельного проживания попечителя с несовершеннолетним подопечным (ст.36 ГК РФ); Принимает решение или готовит заключение в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); Обращается в суд с исками о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, в случаях, предусмотренных законодательством; Предъявляет иски в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них), в случаях, предусмотренных законодательством; Готовит заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешает спорные вопросы между родителями (иными законными представителями); Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством; Освобождает и отстраняет опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей в соответствии с законодательством; Заключает договоры доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьёй 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; Ходатайствует перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; Заключает договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; Расторгает договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью в случаях, предусмотренных законодательством; Выдает разрешения на изменение имени ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством; Осуществляет защиту прав выпускников образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций; Выдает предварительное разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям), или приемным родителям ребенка (детей); Осуществляет охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества; Исполняет функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно; Предъявляет в суд иски о признании недействительными сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных; Предъявляет в суд иски о признании недействительными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним членам семьи, в случаях предусмотренных законодательством; Дает согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания; Требует признание брака недействительным в случаях, предусмотренных законодательством; Подает заявление о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном законодательством; Назначает представителя для защиты прав и интересов детей, при наличии противоречий между интересами родителей и детей; Дает согласие на контакты с ребенком родителей, ограниченных в родительских правах; Участвует в рассмотрении судом дел, предусмотренных законодательством; Дает в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; Участвует в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также осуществляет меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; Дает согласие на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников; Дает разрешение на передачу жилья в собственность ребенка в порядке приватизации, в случаях, если в жилых помещениях проживают исключительно несовершеннолетние, согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление; Дает разрешение на психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар, в случаях возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя; Выполняет иные полномочия, относящиеся к компетенции Управления по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в соответствии с законодательством.

Информация о работе Управление системой социальной защиты детей-сирот