Быстрота как двигательное качество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. 3
1.Основы методики воспитания быстроты…………………………6
2. Скоростные способности и методика их воспитания……….......12
3. Быстрота и методика ее развития………………. ………………15
4. Методы развития быстроты.………………………………………23
5.Упражнения для развития быстроты………………………………28
6. Выводы ……………………………………………………………..32
7. Литература………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Быстрота.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

       Основная задача подготовки до начала специализации в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо упражнении (а, следовательно, не

применяя в большом объеме стереотипного повторения этого движения), добиться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения здесь необходимо применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и т. п. Учитывая, что наиболее широкие возможности для

                                 10

воспитания быстроты существуют в детском и юношеском возрасте (В. С. Фарфель, 1959; В. М. Корецкий, 1961, и др.), целесообразно основную часть работы в этом направлении осуществлять в указанный возрастной период.

       В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась тенденция к уменьшению объема работы в основном виде и к увеличению удельного веса скоростно-силовой подготовки и специальных упражнений. Например, у ведущих советских прыгунов в высоту (по данным В. М. Дьячкова) прыжки через планку составляют не более 12—16% всех прыжков. Основное время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Если же сделать основным содержанием тренировочного процесса прыжки через планку в полной координации, то образуется динамический стереотип и скорость отталкивания стабилизируется. Сходная тенденция проявляется в спринте (Г. В. Коробков, В. П. Филин, 1961).

       В случае если стабилизация скорости все же наступила, применяют специальные приемы, которые делятся на 2 группы — приемы разрушения «скоростного барьера» и приемы его «угашения».

       В основе приемов разрушения «скоростного барьера» лежит стремление поставить спортсмена в такие условия, чтобы он превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной дорожке (Д. И. Оббариус, 1953), бег за лидером, бег с ускорением, метания облегченных снарядов, метание утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молота и т. п. Это облегчение не надо делать излишне большим. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях (В. М. Дьячков, 1961).

       Приемы «угашения» основаны на том, что при прекращении тренировки скорость угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения более

                                 11

стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основное упражнение, «скоростной барьер» может исчезнуть, техника же движений сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результатов. Так, в одном эксперименте у квалифицированных прыгунов с шестом перерыв в прыжках в несколько месяцев не сказался отрицательно на технике. Весь этот период основное внимание уделялось развитию скоростно-силовых качеств, и после перерыва, когда снова в занятия были включены прыжки, результаты спортсменов улучшились (В. М. Типаков).

                                 12

       Скоростные  способности и  методика их воспитания.

       Скоростные  способности – возможность человека совершать максимальное количество движений в единицу времени. Быстрота зависит от:

       а) латентного времени скрытой реакции  на сигнал;

       б) от скорости одиночного движения;

       в) от частоты движения.

       Задачи  по развитию скоростных способностей:

       1)   на первом этапе необходимо разносторонне развивать скоростные способности (быстроту реакции, частоту движений, скорость одиночного движения, быстроту целостных действий). Благоприятный период для развития скоростных способностей у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет;

       2)   на втором этапе – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где быстрота реакции и быстрота действия играют существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры,);

       3)   совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, диспетчер авиации, на железной дороге и др.).

       Средства воспитания скоростных способностей

       В. И. Лях (1997) дает три группы упражнений для развития быстроты:

1.  Упражнения, которые целенаправленно воздействуют на отдельные компоненты скоростных способностей:

       а) быстроту реакции;

       б) скорость выполнения отдельных движений;

       в) улучшение частоты движения;

       г) улучшение стартовой скорости;

       д) скоростную выносливость; 

                                 13

       е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, ведения мяча).

       2.    Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все компоненты скоростных способностей (наприм. спортивные игры, эстафеты)

       3.  Упражнения сопряженного воздействия:

       а)      на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

       б) на скоростные способности и совершенствование  двигательных действий (в беге, спортивных играх и др.).

       Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения руками и ногами, выполняемые в высоком темпе, упражнение на повышение скорости расслабления мышц после их сокращения.

       Методы  воспитания скоростных способностей

       В практической деятельности для воспитания скоростных способностей применяются следующие методы:

       1)   метод строгого регламентированного упражнения;

       2)   соревновательный метод;

       3)   игровой метод.

       Эти методы представлены в разделе «Методы  физического воспитания»

       Для определения уровня развития скоростных способностей применяют контрольные упражнения.

       Для оценки скорости одиночного движения применяют биомеханическую аппаратуру.

       Для оценки максимальной частоты движений в разных суставах применяется специальный  тренинг-тест за 5-20 с. Регистрируется число

движений руками или ногами (поочередно или одной).

                                                

                                 14

       Для оценки скорости, проявляемой в целостных  двигательных действиях, используют пробегание дистанции на 30, 60, 100 м с низкого или высокого старта. Время измеряется вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных или лазерных устройств.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 15

                Быстрота и методика ее развития

       Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

       Основные  формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.

       Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее.  

                                 16

Между этими  формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.

       Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения  в них – одно из самых важнейших  качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.

       Быстрота  движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.

       Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать  бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.

       Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.

       Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую  роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных

                                 17

движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.

       Для развития частоты движений можно  использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным  подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).

Информация о работе Быстрота как двигательное качество