Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:39, аттестационная работа

Описание работы

Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В целом уровень здоровья человека в масштабе планеты к началу 20 века оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями.
Однако для многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие о здоровье……………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые документы в области укрепления и сохранения здоровья детей………………………………………………………
1.3. Сотрудничество с семьёй в воспитании культуры здоровья .
1.4. Положение, на котором строится работа с семьёй…………………
2.0. Обобщение педагогического опыта по работе с семьёй в клубе «Геркулес»…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Работа по клубу Геркулес с диаграммой.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

 Учреждение образования

«Минский  государственный областной институт

повышения квалификации и переподготовки кадров» 
 

Кафедра дошкольного образования 
 
 
 
 

Работа  по обобщению опыта 

«Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению

к здоровому образу жизни» 
 
 
 
 
 

                                                                  Руководитель физического воспитания

                                                                       I квалификационной категории

                                                                      ГУО «Ясли-сад № 16 «Светлячок»

                                                                       г. Жодино»

                                                                       Толкачёва Татьяна Константиновна    
 
 
 
 
 
 

Работа  допущена к экзамену

Рецензент    ГУО МОИРО      ___________    ____________

                                              (подпись)              (ФИО) 
 
 

Минск  2011

                                   
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие о здоровье……………………………………………………  
1.2. Нормативно-правовые документы в области укрепления и сохранения  здоровья детей………………………………………………………  
1.3. Сотрудничество с семьёй в воспитании культуры здоровья  .  
1.4. Положение,  на котором строится работа  с семьёй…………………  
2.0. Обобщение  педагогического опыта по работе  с семьёй в клубе «Геркулес»…………………………………………………………………..  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 Здоровье  до того перевешивает все остальные

                                                       блага жизни, что поистине здоровый нищий

                                                           счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр 
 

     Проблема  здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В целом уровень здоровья человека в масштабе планеты к началу 20 века оценивается как более высокий  по сравнению с предыдущими столетиями.

     Однако  для многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых. Очень многие факторы агрессивно действуют на наше здоровье (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). По данным белорусских ученых, здоровье подрастающего поколения характеризуется высоким числом функциональных нарушений и отклонений. За последние 20 лет ресурс здоровья составил 20% здоровых по чисто медицинскому критерию здоровья (Ростовцев В.Н.) Каждый второй первоклассник уже имеет стойкие отклонения в здоровье, а две трети воспитанников школ – хронические заболевания. Состояние «предболезни» определяется у 55-75% населения РБ (Козаренко В.Н.). Население в возрасте от 17 до 70 лет в силу различных заболеваний и ограничений по двигательному режиму, в основном, старше своего паспортного возраста на 3-15 лет (Тимошенков В.В.). По состоянию здоровья «практически вся Беларусь является зоной бедствия. Время требует не только признания всеми структурами общества катастрофы здоровья, но и эффективных действий по его сохранению и укреплению» (Лебедева Н.Т.).

    Зададим себе ряд вопросов: может ли в  такой ситуации ребенок не болеть вообще, или болеть редко? Почему одни дети «не вылезают из болезней», другие болеют редко и быстро выздоравливают, а некоторые растут абсолютно здоровыми (весьма редкое явление).

    Физиолог  Аршавский И.А., многие годы возглавлявший лабораторию по изучению здоровья новорожденных, причину частых заболеваний в течение всего детства объясняет физиологической незрелостью, «приобретенной» в период внутриутробного развития. При этом родители и врачи, вместо того, чтобы преодолевать физическую незрелость естественными средствами (движение, закаливание, правильное питание), отдают предпочтение медикаментозному лечению. Но это не устраняет причину, и каждое новое заболевание провоцирует новое. Естественный иммунитет при этом не только не развивается, но и постоянно истощается. Аршавский И.А. в книге «Ваш малыш может не болеть», адресованной родителям, врачам, педагогам, дает ряд научно обоснованных и проверенных в практике советов по вопросам оздоровительного воспитания малышей и убедительно говорит: «Ваш малыш может не болеть. А, значит, он не должен болеть».

    Наблюдения  практики работы по оздоровлению детей  в разных группах и детских  садах убеждают задуматься над вопросом, почему в группах с одинаковым питанием, экологией, медицинским обслуживанием, гигиеническими условиями разный уровень здоровья детей. Шишкина В.В. основной причиной считает разное использование заложенного в программе и методиках оздоровительного потенциала из-за погони за инновациями, использования одновременно нескольких программ («принцип шведского стола» (Давыдов В.В.), «лоскутного одеяла» (Кудрявцев В.Т.)), неумения прогнозировать конечного результата здоровья и развития детей.

    Макаренкова Г. считает причиной, которая имеет место в практике работы, усугубления заболеваний детей в проблемах организации жизнедеятельности детей в детском саду (нерациональная организация образовательного процесса, недооценка сущности самоценности игры, дополнительные образовательные услуги и многое другое).

    Сегодня, в распоряжении педагогов, родителей, врачей имеются действенные оздоровительные и оздоравливающие средства, обеспечивающие физиологическую зрелость, способствующую снижению заболеваемости. В первую очередь к ним относятся условия здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа. Очень важно чтобы они органично вплетались в целостную систему образовательного процесса, а отслеживание показателей здоровья велось на уровне мониторинга от поступления ребенка в детский сад до перехода его в школу.

      «Человек – система в высочайшей  степени саморегулирующаяся, сама  себя поддерживающая, восстанавливающаяся и даже самосовершенствующаяся»,— писал Павлов И.П. И если мы будем помогать, а не вредить своему организму, осознаем, что здоровье закладывается в детстве, если каждый взрослый будет ответственен за здоровье своих детей и тех, которых ему доверили воспитывать, то для каждого малыша здоровье будет «главным жизненным благо» (Корчак Я.)

    Вопрос  об ответственности за здоровье детей  является глобальным. Кто же им занимается в детском саду? Долгое время оздоровительная работа считалась прерогативой медицины. Однако, в современных условиях, эта проблема не может быть решена усилиями медиков потому, что само понятие здоровье трактуется как «полное физическое, психологическое и социальное благополучие (программа «Пралеска», определение ВОЗ). В нем наиболее полно рассматривается педагогика оздоровления. Здоровье становится задачей воспитательного процесса и результат его напрямую зависит от «благополучных» условий жизни и создает «благоприятную» почву для развития ребенка. По данным ВОЗ, отклонения в здоровье происходит на 50-70% по причине неправильного образа жизни, в чем во многом повинно воспитание. «Доминанта» здоровья закладывается в раннем возрасте. Сначала в результате механических повторений правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения, затем постепенно приобретаются соответствующие знания и формируется осознанное отношение к собственному здоровью (механические действия - знания - осознанное отношения - осознанные действия).

    Обучение  детей умению сохранить свое здоровье, формирование у них потребности в здоровом образе жизни должно стать составной частью образования в дошкольном учреждении.

    Здоровые  дети – это великое счастье  и главная жизненная ценность. На протяжении веков люди искали лекарство  от болезней, создавали диеты, использовали разные виды закаливания, выполняли отдельные физические упражнения. А лекарство кроется в здоровом образе жизни. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, мы должны его сделать крепким и здоровым» (Руссо Ж-Ж). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

1.1    Понятие о здоровье 

    Многочисленные  научные исследования свидетельствуют о том, что первые годы жизни человека являются определяющими для его физического, психологического и социального развития.

    Здоровье  ребенка является главной жизненной  ценностью и рассматривается как ведущий компонент его развития. Какой же смысл вложен в само понятие здоровье? Существуют разные трактовки и определения этого понятия.

    В материалах международной конференции  по проблемам формирования здорового  образа жизни населения приводится до десяти определений понятия «здоровье». По мнению Зманковского Ю.Ф. , здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому. Амосов Н.предложил измерять здоровье по резервным мощностям организма, которые во многом зависят от правильного образа жизни человека. В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. здоровье трактуется как «правильная нормальная деятельность организма». Самое популярное и наиболее емкое определение дано в уставе ВОЗ : «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие». Многие считают, что такое определение сложно применить к здоровью граждан, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно подходит определение «здоровья», сформулированное Громбахом С.М., как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальный функции. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

    Следовательно, можно выделить следующие существенные характеристики понятия «здоровья»:

  1. Здоровье – это нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации.
  2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его взаимодействие с окружающей средой.
  3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям в климатической среде.
  4. Здоровье – это отсутствие болезней, болезненного состояния организма.
  5. Здоровье – это способность к выполнению основных социальных функций.
  6. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное, социальное благополучие.

    По  данным отечественных и зарубежных исследований, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% от наследственности, на 10-15% от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здоровья, нельзя значительно изменить экологические условия, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него.

    В программе «Пралеска» понятие здоровье рассматривается как полное физическое, психологическое и социальное благополучие. С одной стороны, здоровье – одна из задач воспитательно-образовательного процесса и его результат, который напрямую зависит от благополучных условий жизни, а с другой стороны, хорошее здоровье создает благоприятную почву для развития ребенка. 

    Таким образом, в признании здоровья как фактора развития личности ребенка прослеживаются идеи педагогики оздоровления. Педагогика здоровья трактуется как образовательный процесс, направленный на качественное улучшение показателей здоровья детей и овладение ими навыками здорового образа жизни. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать «Школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (игра, труд, прием пищи и другое) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать формированию у них привычек, а затем потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья 

           1.2 Нормативно-правовые документы в области сохранения

    и укрепления здоровья детей 

Информация о работе Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни