Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:39, аттестационная работа

Описание работы

Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В целом уровень здоровья человека в масштабе планеты к началу 20 века оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями.
Однако для многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие о здоровье……………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые документы в области укрепления и сохранения здоровья детей………………………………………………………
1.3. Сотрудничество с семьёй в воспитании культуры здоровья .
1.4. Положение, на котором строится работа с семьёй…………………
2.0. Обобщение педагогического опыта по работе с семьёй в клубе «Геркулес»…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Работа по клубу Геркулес с диаграммой.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

- Различные  консультации,  дискуссии учителя дефектолога, педагога социального, медиков, руководителя физического воспитания, а также родителей с опытом семейного воспитания.

- Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги, "день открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

- Совместные  физкультурные досуги, праздники.

Таким образом,  ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.0 Обобщение опыта по работе с семьёй.

    В последние годы все ученые отмечают тенденцию к снижению двигательной активности всех детей, в частности дошкольников. Этому способствуют многие факторы. В больших городах криминогенная обстановка не позволяет оставлять детей на улице без присмотра, что приводит к нарушению формирования детского сообщества, вследствие чего не происходит естественной передачи игрового и двигательного опыта от поколения к поколению. Часто телевизор и компьютер заменяют современным дошкольникам общение со сверстниками и игру. Чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием ставят в ущерб физическому развитию. Очень высокая занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности: все меньше семей можно встретить на лыжне, на катке, в парке и лесу.

    Снижение двигательной активности не проходит для ребенка дошкольного возраста даром: понижается эмоциональный тонус, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, снижается работоспособность и выносливость. По данным специалистов, за последние годы количество хронических заболеваний увеличилось в 4–6 раз.

Еще в  свое время Гиппократ говорил: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь”.

    Поэтому работа по физическому воспитанию в условиях детского сада приобретает особое значение. Физическое воспитание в детском саду направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Наш детский сад работает по  программе «Пралеска» в которой дана система по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя такие формы работы как: физкультурные занятия в зале и на улице, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.

В последние  годы в системе работы нашего детского сада по физическому воспитанию, помимо традиционных форм работы, появилось несколько новых, которые уже стали традиционными. Это секции «Школа мяча», «Непоседы», «Ритмическая гимнастика», платные образовательные услуги «Ритмопластика» и  семейный клуб «Геркулес».

  Конечно же, проблема здоровьесбережения не компания одного дня деятельности и одного человека, а  целенаправленная, систематически спланированная работа всех участников педагогического процесса.

  Поэтому неслучайно  наше дошкольное учреждение отводит приобщению к ЗОЖ центральное место в своей оздоровительной работе. Мы понимаем, что улучшить состояние здоровья воспитанников и направить их жизненный путь в русло здорового образа жизни без поддержки и помощи родителей нам не по силам.

  Исходя  из актуальности обозначенных проблем целью моей работы стало:

  - раскрыть особенности здоровьесберегающих  технологий используемых в дошкольных  учреждениях, позволяющих эффективно  решать одну из самых актуальных  задач дошкольного образования  – формирование здорового образа жизни.

  - изучить опыт по физкультурно-оздоровительной  работе с детьми и родителями, разработать перспективный план работы семейного оздоровительного клуба.      

     Вот и наш детский сад №16 «Светлячок»  уже не первый год работает под  девизом «Здоровые дети - здоровая семья – здоровая нация».

     Согласно  исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не  из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых, требующих незамедлительного решения. В связи с этим Президент РБ А.Г. Лукашенко  2008 год объявил годом здоровья.

     Поэтому основной задачей дошкольного учреждения является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребёнка, эффективное сотрудничество с семьями воспитанников; обязательность самообразования и личностная позиция педагогов в области здоровья, в том числе собственного. И главное – чтобы в центре всегда и во всём был ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РЕБЁНОК. [10, с.4]

       Наш детский сад старается  создать определённые условия  и материальную базу, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.

     Также работа по физическому воспитанию не мыслима без единства взглядов и тесного сотрудничества всего педагогического коллектива детского сада. Вместе с руководителем физического воспитания в процессе занятия задействован воспитатель. Он является основным помощником в организации занятия, а нередко участником игры, перевоплощающийся в различных героев. Воспитатель помогает развивать чувство самостраховки и одновременно овладевать техникой выполнения движений, что способствует закреплению умения владеть своим телом. А это всё в целом помогает решать задачу обеспечения безопасности жизни детей в движении. Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность и необходимость всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Это дыхательные упражнения по методике Т.Ю.Логвиной, закаливающие процедуры утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, Дни здоровья, индивидуально-профилактическая работа с ослабленными и ЧДБ детьми. Работает много спортивных секций: «Ритмическая гимнастика», «Олимпийские надежды», «Школа мяча», в зимнее время секция «Юный лыжник»; «Ритмопластика» - на платной основе.

     Для успешного решения задач по оздоровлению и всестороннему развитию я использую разнообразную методическую литературу, и, в первую очередь, базисную программу «Пралеска». В программе осуществлён новый подход к пониманию выражения здоровый человек не только с точки зрения его физического бытия, но и психического здоровья. В народной педагогике замечено, что физическое здоровье не возможно без психического. Вот почему мы стремимся сформировать привычки здорового образа жизни. Дети познают культуру владения своим телом, научатся красиво двигаться, ощутят радость от своей лёгкости, ловкости, подвижности, здоровья. Поэтому развитие у ребёнка физических качеств и способностей - существенная задача укрепления и охраны здоровья. Программа ориентирует на гуманистический подход к оздоровительной работе, учёт возрастных и индивидуальных, физических и психических особенностей детей, широкое и умелое использование природных средств для их закаливания, оздоровления и физического развития.

     В программу впервые включены такие  важные направления в работе педагога, как диагностика, прогнозирование  и коррекция здоровья, физического и двигательного развития детей. Показаны возможные, наиболее вероятные отклонения в физическом состоянии дошкольников и предложены основные пути профилактики и коррекции.

     Ещё программа "Пралеска" имеет раздел "Сотрудничаем с семьёй". Только в тесном союзе с родителями можно  достигнуть желаемой цели. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу.

     Важная  роль отводится проблеме взаимодействия с родителями, установлению партнёрских отношений, созданию благоприятного микроклимата во взаимоотношениях, сотрудничеству, сотворчеству ради главного - счастья ребёнка. [1, с.23]

     Также используется программа «Физкульт – Ура!», авторы В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Карманова – это программа физического воспитания в детском саду. Она направлена на укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, воспитание дружеских взаимоотношений и интерес к совместной двигательной деятельности. Здесь приемлемы такие элементы индивидуально-дифференцированного обучения, как занятия по спортивным интересам и с элементами  тренировки, спортивны танец,  индивидуальные двигательные задания по развитию движений на прогулке. 

  Важным условием успешного решения задач программы является проведение диагностической работы.

     Также, мне пришлось ознакомиться со многими другими программами, которые имеют направления и здоровьесберегающие технологии.

     Я изучила программу В.Г.Алямовской  «Здоровье». В ней решается проблема – как сохранить здоровье ребёнка в условиях детского сада. И здесь автор предлагает целый ряд направлений:

     1. оздоровительная утренняя гимнастика  должна проводится на свежем  воздухе круглый год (кроме -20° и осадки) и обязательно включает бег;

     2. разработан комплекс лечебно-профилактических  мероприятий, которые помогают при простудных заболеваниях;

     3.  дети занимаются на спортивных  снарядах;

     4.  прогулки-походы;

    5.  секционная работа.

С программой «Здоровый дошкольник» (автор Ю.Ф.Змановский) я познакомилась в 2006 году. Меня она заинтересовала тем, что посвящена проблемам воспитательно- оздоровительной работе в дошкольных учреждениях и принципиально отличается от действующей программы воспитания в детских садах. Основные отличия:

 1. Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.

2. Комплексный  подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена  в понятии «здоровый образ  жизни» ребёнка. Реализация программы носит преимущественно  индивидуально-дифференцированный характер.

     С помощью диагностики и обследования врачей мы выбираем детей для нашего клуба «Геркулес». 

     Уже пятый год работает родительский клуб «Геркулес». Сюда приходят дети с ослабленным здоровьем (ЧДБ, ИМТ, малоподвижные дети, высокой ДА). Именно в нашем клубе, в общении детей с  родителями, дети получают уроки жизни, приобретают опыт действий, оценок, более раскрепощёнными чувствуют себя с другими детьми. Здесь большое значение имеют положительные примеры отца или матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения  детей.

     Как показала практика ГУО «Ясли-сада №16 «Светлячок», открытие семейного клуба «Геркулес» позволила решить не только задачи программы «Пралеска» по вовлечению родителей в сотрудничество, но и сделать родителей активными партнёрами в вопросах физического воспитания детей

Прежде  чем наш  семейный клуб начал работать  весь коллектив  принял участие и проделал большую работа по созданию предметно - развивающей среды в спортивном зале и в групповых комнатах, направленной на физическое развитие всех детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

При  составлении плана работы клуба  «Геркулес» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) подобрала необходимую методическую литературу; разработала перспективное планирование занятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) для детей с учётом разнообразного спортивно-игрового инвентаря; изготовила картотеки: подвижных игр, пальчиковой гимнастики, картотека комплексов по профилактике плоскостопия и картотеку комплексов направленных на формирование правильной осанки, картотеку эстафетных игр.           

    Мы поставили цель, к которой должны прийти. Это  оздоровление ослабленных детей. И уже из этой цели выделили задачи, которые нам предстоит решить:

  • обучать двигательным навыкам;
  • развивать и активизировать системы и защитные функции организма;
  • воспитывать потребность здорового образа жизни в семье.

  Разработка  тематики занятий клуба осуществлялась мной в тесном контакте с родителями и специалистами детского сада. Были определены критерии отбора материалов:

Информация о работе Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни