Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:33, реферат

Описание работы

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Содержание

1. Введение;

2. Система физического образования П. Ф. Лесгафта;

3. Основные черты и принципы советской системы физического воспитания;

4. Основные направления в физическом воспитании ОФП, ПФ и СП;

5. Характеристика основ советской системы физического воспитания;

6. Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще;

7. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.43 Кб (Скачать)

УО «Витебский Государственный Университет им. П. М. Машерова» 
 

Кафедра физического воспитания и спорта 
 

Реферат на тему:

«Физическая культура как общественное явление» 
 
 
 
 

                             
 

  

План:

1. Введение;

2. Система физического образования П. Ф. Лесгафта;

3. Основные черты  и принципы советской системы  физического воспитания;

4. Основные направления  в физическом воспитании ОФП,  ПФ и СП;

5. Характеристика  основ советской системы физического  воспитания;

6. Физическое  воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще;

7. Список использованной  литературы.

Введение

     Физическая  культура представляет собой сложное  общественное явление, которое функционирует  на протяжении всей истории человеческого  общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в  целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда  люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и  свою собственную природу. Необходимость  подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к  другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение  и дальнейшее развитие физической культуры.

     Особенность  данного социального феномена состоит  в том, что физическая культура, как  многогранное общественное явление, не ограничивается решением задач физического  развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области  морали, воспитания, этики.

     Физическая  культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными  в него природой  физическими  и психическими способностями, но, что  не менее важно, и опыт утверждения, и закалки, проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

     Физическая  культура и спорт — средства созидания  гармонично развитой личности. Они  помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого  рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в  здоровом образе жизни.

     Физическая  культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

1.Система физического образования П.Ф.Лесгафта

     Петр  Францевич Лесгафт прославил  свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной  системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

  Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в один ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания.

     В 1877 г. Лесгафт по собственному плану  организует учебно-гимнастические курсы  для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд  значительных работ, где показывает единство физического и психического («О генетической связи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы  высших  чувств», 1881) и  раскрывает особенности физического  развития и воспитания («Физическое  развитие в школах», 1880, «Школьные  типы», 1884).

     Он  создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования,  биологическую  лабораторию – научный центр  и учебную базу со специальным  печатным органом, руководит организацией детских площадок,  катков по линии  «Общества содействия физическому  развитию учащейся молодежи»,  созданного по его же инициативе. Это общество ставило следующие задачи: «разрабатывать вопросы, относящиеся к физическому воспитанию и образованию в целях установления нравственных взглядов родителей и воспитателей на этот предмет, и практически содействовать, по мере возможности, физическому развитию детей и молодых людей обоего пола».

     При поддержке общества П.Ф. Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц, руководительниц физического образования (1896г.)

     Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизиологического  единства человеческой природы и  роли  физического образования во всестороннем развитии человека,  утверждаемые П.Ф.Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций русской педагогики ХIХ в.,  отраженных в трудах А.И.Герцена,, В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П.Ф.Лесгафта трудов И.М.Сеченова и К.Д.Ушинского. Однако  нельзя отказать ему в оригинальности и самобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо-физических данных. В основных трудах Лесгафта прослеживаются положения, раскрывающие сущность взаимоотношения между телесными и душевными явлениями. Он резко критикует попытки обособить «душевные» и «телесные» явления. «При такой постановке вопроса следует совершенно отвергнуть всю психиатрию и даже всю медицину, а также педагогику и нельзя признать за этими дисциплинами никакого научного значения».

     В  истории развития педагогической теории П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место  – как  основоположнику отечественной  науки о физическом воспитании. Ему  удалось создать оригинальную, стройную и развернутую систему физического  образования (воспитания). В этой системе  одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

     Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном  труде «Руководство по физическому  образованию детей школьного  возраста» (1888—1901). В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт. В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования - педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием. Это трактовка роли и места физических упражнений в формировании личности растущего человека. Здесь обращает на себя особое внимание введение П.Ф.Лесгафтом понятия  «физическое образование».

     Исходя  из основного положения созданной  им функциональной анатомии — о  единстве формы и функции, — Лесгафт  считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и  всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

- простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

- упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

- упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

- систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

     Лесгафт  считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником  снарядовой гимнастики. В основу физического  образования должна быть положена связь  физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием  человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». Лесгафт стремился  через ощущения и их проверку создать  правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и  т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в  виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был  его образцово продемонстрировать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присутствовать на нем и зрительно  усваивать упражнения. На уроке требовалась  тишина, даже во время игр. Лесгафт  осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «...Кто шумит — выходи вон из игры и жди, пока она закончится...», положительно относился к подвижным  играм, которые подбирались в  соответствии с целью занятия, отрицал  применение гимнастических снарядов и  массажа, так как они «...дают вредные  добавочные раздражители». По этическим  мотивам он отрицательно относился  к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в  процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т. е. осознание  того, что делает обучающийся.

     Выдающийся  советский физиолог Л.А. Орбели, высоко оценивая заслуги П.Ф. Лесгафта в  деле развития физического воспитания, назвал его методику «очеловеченной гимнастикой», требующей развития всего  организма. Курсы Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных  заведений России. Сюда принимались  люди любой национальности, общественного  положения, вероисповедания и имущественного ценза.

Информация о работе Физическая культура как общественное явление