Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:33, реферат

Описание работы

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Содержание

1. Введение;

2. Система физического образования П. Ф. Лесгафта;

3. Основные черты и принципы советской системы физического воспитания;

4. Основные направления в физическом воспитании ОФП, ПФ и СП;

5. Характеристика основ советской системы физического воспитания;

6. Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще;

7. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.43 Кб (Скачать)

     Критически  оценивая и анализируя в настоящее  время систему физического образования  П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней  немало и ошибочных положений. В  историческом обзоре развития физического  воспитания в своем основном сочинении  «Руководство по физическому образованию  детей школьного возраста» он практически устранился от вопроса  происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии. Лесгафт фактически не упоминает  о прогрессивных взглядах русских  ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова  и др. по вопросам физического воспитания. Его системе во многом было присуще  формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно  разрешать катание на коньках, так  как оно происходит на малой площади, и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой  возможности они не имеют, и поэтому  будут переутомляться. Практика физического  воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого  не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные  и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи. В  последующие годы многие положения  системы Лесгафта: классификация  физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных  возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. — существенно уточнялись. И все же система физического  образования П.Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых  в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени.

      Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры. 

2.Основные  черты и принципы  советской системы  физического воспитания

     Советская система физического воспитания характеризуется коммунистической идейностью, народностью и научностью. Коммунистическая идейность заключается  в том, что в процессе физического  воспитания формируется коммунистическое мировоззрение, воспитываются высокие  нравственные качества. Вся работа по физической культуре и спорту служит интересам строительства коммунистического общества, подготовке народа к труду и защите социалистической Родины.

       Народность проявляется в массовости  физкультурного движения, в доступности  занятий физкультурой и спортом  широким массам трудящихся, в  наличии народных, национальных  видов спорта, в использовании  общественно-самодеятельных форм  руководства. Научность обеспечивается  широким развитием научно-исследовательской  работы в области физического  воспитания советских людей всех  возрастов, тесной связью науки  с практикой.

     В основу создания советской системы  физического воспитания был положен  опыт и теоретические труды основоположников социализма, научного коммунизма. Становление советского физического воспитания происходило на базе того, что уже было достигнуто в этой области деятельности людей. Однако в рамках нового государственного устройства принципы советской физической культуры должны были быть иными, чем в западноевропейских странах. Поэтому стали предлагаться различные пути и направления по содержанию советской системы физического воспитания. «Социалистическое направление» сводилось к использованию только «благоприятной и полезной игровой деятельности». Приверженцы «медицинского направления» отвергали занятия боксом, футболом, тяжелой атлетикой, гимнастикой и т.д., так как считали их вредными для ослабленного здоровья трудящихся. Их кредо были гигиенические упражнения и лечебная физическая культура, пеший туризм. Специфическую форму советской системы физического воспитания предлагали сторонники «Пролеткульта» – физическая культура у них была представлена подражательными действиями рабочих движений (загребание угля, строгание, пиление и т.п.) и называлась «трудовой гимнастикой». «Скаутское направление» строилось на основе уже существующего в Англии. В 1922 г. была изменена идеологическая основа скаутского воспитания и создано «пионерское движение», включающее и физическую подготовку учащихся школ. В обстановке существования различных концепций советского физического воспитания 1917–1923 гг. было необходимо принятие фундаментальной единой основы развития и содержания физической культуры. Она была изложена в Постановлении ЦК РКП (б) «О задачах партии в области физической культуры» (1925 г.). В нем были сформулированы: а) определения социалистической системы физического воспитания; б) определены ее задачи; в) содержание; г) организационная структура; д) основные направления. Все дальнейшие положения и решения коммунистической партии и советского правительства о физической культуре и спорте развивались на этом руководящем документе.

     В советской системе физического  воспитания предвоенного периода была сделана попытка использования  двигательных тестов для определения  уровня физической подготовленности населения, т.е. введен Всесоюзный физкультурный  комплекс «Готов к труду и обороне  СССР». Физкультурный комплекс стал программно-нормативной основой советской системы физического воспитания.

     В теории физического воспитания имеется  несколько групп принципов, в  том числе и общие, к которым  относятся принцип связи физического  воспитания с трудовой и военной  практикой, принцип всестороннего  развития личности и принцип оздоровительной  направленности физического воспитания. Принципами советской системы физического воспитания обязан руководствоваться каждый учитель физкультуры, какую бы педагогическую задачу он не решал. Можно не сформулировать для конкретного урока, например, оздоровительную задачу, но недопустимо давать ученикам нагрузки, превышающие их возможности, т. е. нарушать один из принципов. От деятельности учителя зависит полнота реализации каждого из принципов. Реализация всех принципов осуществляется, во-первых, одновременно (а не последовательно), во-вторых, при работе с любыми контингентами занимающихся, в-третьих, с акцентированием одного из принципов — в зависимости от конкретных задач образования и воспитания, в-четвертых, с опорой на основы советской системы физического воспитания.

     Принцип связи физического воспитания с  трудовой и военной практикой  выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную  функцию — готовить людей к  трудовой деятельности и защите своей  Родины. Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР».

     Реализация  этого принципа осуществляется через  выполнение следующих требований:

     1. Содержание физического воспитания  должно предусматривать формирование  прежде всего жизненно важных  двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.  п. Это требование воплощено  в содержании комплекса ГТО  и учебных программ по физическому  воспитанию.

     2. Всесторонним физическим воспитанием  необходимо создавать настолько  широкую физическую подготовленность  человека, чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия.

     3. Максимально использовать занятия  физическими упражнениями для  трудового и патриотического  воспитания.

     Доказано, что в результате занятий различными физическими упражнениями человек  обогащает запасы двигательных навыков  и повышает функциональные возможности  своего организма. Многочисленные примеры на практике подтверждают, что сильный, ловкий, выносливый человек, обладающий большим запасом разнообразных двигательных навыков, значительно быстрее овладевает незнакомой ему техникой.

     Современная практика боевой подготовки войск также  показала, что чем сложнее военная  техника, тем глубже и разностороннее требования к физической подготовленности людей, осваивающих и управляющих  этой техникой.

     Принцип всестороннего развития личности обусловливает  многосторонний характер воздействия  на человека в процессе физического  воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которая должна учитываться и  целенаправленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

     Люди  всесторонне развитыми могут  стать только под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит воспитанию, в том числе и физическому.

     Принцип всестороннего развития советского человека включает строгое соблюдение единства различных сторон воспитания, суть которого состоит в том, что высокоразвитые физические качества и навыки советского человека приобретают общественную ценность только в том случае, если процесс их формирования шел одновременно с умственным, нравственным, эстетическим и идейно-политическим воспитанием; широкую общую физическую подготовку.

     В физическом воспитании этот принцип  предусматривает выполнение двух основных требований:

     1. Решение задач физического воспитания  должно осуществляться в органической  связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

     2. Содержание физического воспитания  следует планировать таким образом,  чтобы обеспечивалось согласованное  и соразмерное развитие всех  физических способностей, достаточно  разностороннее формирование двигательных  умений и вооружение специальными  знаниями.

     Чем выше уровень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), чем богаче запас двигательных навыков  и крепче здоровье человека, тем  успешнее будет осуществляться его  специальная подготовка, в том  числе и спортивная.

     Всесторонняя  подготовка составляет основу совершенствования  в любом виде деятельности, служит неиссякаемым источником моральных  и физических сил человека.

     Принцип оздоровительной направленности физического  воспитания основан на положении  о том, что в социалистическом государстве забота о здоровье трудящихся является делом государственной  важности. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии, сказано: «Социалистическое  государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения».

     Для принципа оздоровительной направленности физического воспитания характерны такие требования, как:

- ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Суть этого требования сводится к тому, что физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся, но и за его укрепление;

- обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.

     Занятия физическими упражнениями дают оздоровительный  эффект только при правильной методике их выполнения с соблюдением всех необходимых для этого условий:

     1. Средства и методы физического  воспитания должны применяться  только такие, которые имеют  научное обоснование их оздоровительной  ценности.

     2. Физические нагрузки обязаны  планироваться в соответствии  с возможностями учеников.

     3. Врачебно-педагогический контроль  должен быть обязательным элементом  любого учебно-воспитательного процесса.

     4. Соблюдение санитарно-гигиенических  норм, рациональное использование  солнца, воздуха и воды — все  это следует учитывать при  организации каждого занятия   физическими упражнениями.

      Таким образом, принцип оздоровительной направленности советской системы физического воспитания требует повседневного тесного творческого содружества врача, педагога и самого занимающегося.

Информация о работе Физическая культура как общественное явление