Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:33, реферат

Описание работы

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Содержание

1. Введение;

2. Система физического образования П. Ф. Лесгафта;

3. Основные черты и принципы советской системы физического воспитания;

4. Основные направления в физическом воспитании ОФП, ПФ и СП;

5. Характеристика основ советской системы физического воспитания;

6. Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще;

7. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.43 Кб (Скачать)

     Кроме того, следует подчеркнуть, что все  принципы тесно связаны между  собой и сохраняют значение руководящих  положений только в единстве. Нарушение  хотя бы одного из них неизбежно  приведет не только к простому невыполнению какой-либо из педагогических задач, но и к нарушению воспитательной системы в целом.

     Но формирование и выдвижение принципов советской системы физического воспитания не означает, разумеется, их возможности автоматически претворяться в жизнь, реализовываться в педагогической практике. Необходимы условия для их реализации, соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы. Так, лозунг превращения массовой физической культуры во всенародную, имевший место в недавнем прошлом ввиду отсутствия надлежащей материальной базы, инвентаря, развитых физкультурных потребностей у значительной части населения, все в большей степени профанировался, толкая физкультурных работников на путь очковтирательства и приписок. 

3.Основные  направления в физическом воспитании

     Преимущественное  решение тех или иных педагогических задач позволяет выделить три  основных направления в физическом воспитании.

ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:

     Общее физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и поддержание  работоспособности в учебной  или трудовой деятельности. В соответствии с этим содержание физического воспитания ориентировано на овладение жизненно важными двигательными действиями, согласованное и соразмерное  развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает  тот обязательный минимум физической подготовленности человека, который  необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом  виде профессиональной или спортивной деятельности. Оно осуществляется в  дошкольных учреждениях, на уроках физического  воспитания в общеобразовательных  школах, в секциях (группах) общей  физической подготовки и группах  ГТО, в группах здоровья и др.

ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ:

     Физическое  воспитание с профессиональной направленностью  призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готовности, который необходим человеку в  конкретном виде трудовой или военной  деятельности (в этом значении говорят  о специальном физическом воспитании учителя общеобразовательной школы, о специальном физическом воспитании космонавта и т. д.). Физическое воспитание, направленное на подготовку человека к избранной им профессии в  трудовой или военной деятельности, принято называть физической подготовкой, а результат подобной подготовки, выраженный в определенном характере  и уровне физической готовности осваивать  избранную профессию и эффективно трудиться,— физической подготовленностью.

     Содержание  физической подготовки и физической подготовленности всегда обусловлено  требованиями конкретного вида профессиональной деятельности. Поэтому и физические упражнения для занятий подбираются  такие, которые в наибольшей степени  содействовали бы формированию трудовых умений, соответствовали условиям настоящей  или будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях и в Советской  Армии.

Возможность использования физического воспитания для подготовки человека к труду  основана на наличии значительной общности требований, которые предъявляют  к человеку труд и физическое воспитание. Самым общим основанием такой  взаимосвязи служит то, что и то и другое являются разновидностями  человеческой деятельности и направлены на удовлетворение физических и духовных потребностей человека, имеют общую  социальную направленность. Трудовая деятельность направлена на создание экономической базы социализма. Физическое воспитание содействует подготовке человека к трудовой деятельности путем  укрепления его здоровья, развития способностей, необходимых для успешного  овладения избранной профессией и достижения в ней высокого мастерства, а также подготовки к службе в  Советской Армии.

     Общность  между трудовой деятельностью и  физическим воспитанием можно проследить по следующим моментам:

     1. Как в процессе трудовой деятельности, так и в физическом воспитании  овладение двигательными действиями  достигается за счет активного  взаимодействия индивидуальных  свойств личности.

     2. В обоих видах деятельности  человек действует в коллективе. В функционировании трудового  и спортивного коллективов есть  много общего: наличие цели, задач, прав и обязанностей членов коллектива, режима деятельности и взаимоотношений между людьми.

     3. Обучение двигательным действиям  и воспитание человека как  в трудовой деятельности, так  и в процессе физического воспитания  осуществляются на основе одних  и тех же закономерностей: теории  познания, теории образования временных  условных связей, теории информации  и теории произвольных движений.

     4. Овладение мастерством в трудовой  деятельности и успех в физическом  воспитании зависят от одних  и тех же условий: сознательного  и активного отношения к избранной  деятельности, удовлетворенности результатами  своей деятельности, характера общения,  осознания своего места в коллективе, состояния здоровья, физической  и умственной работоспособности,  опыта,  уровня  развития  способностей.

     При определенных условиях результаты физического  воспитания по механизму положительного переноса могут благоприятно сказываться  на успехах в учебе. Перенос эффекта  от занятий физическими упражнениями на трудовую деятельность возможен и  по навыку, и по линии индивидуальных свойств личности.

     Большие возможности положительного переноса эффекта от занятий физическими  упражнениями на трудовую деятельность заложены в полиструктурности и  полифункциональности физических упражнений и трудовых двигательных действий. Полиструктурность физических упражнений и трудовых двигательных действий проявляется  в том, что отдельная мышечная группа (орган, система организма  и т. д.) может обеспечивать разнообразные  двигательные действия. Полифункциональность обусловливает выполнение каждого  из них за счет активизации функций  многих органов и систем организма, психических и личностных свойств  человека. С одной стороны, одни и  те же функции организма (психические  процессы, личностные свойства человека) можно развивать с помощью  разных физических упражнений, с другой — с помощью даже одного упражнения, но различными способами его выполнения можно развить многие  функции  организма.

     Перенос по виду может быть прямым и опосредованным, а по качеству — положительным  и  отрицательным.  Примером  прямого  положительного переноса служит облегчающее  влияние координации движений, развитой в процессе занятий специальными физическими упражнениями, на быстроту овладения навыками управления самолетом, наземными транспортными средствами и др. Прямой отрицательный перенос  в этих видах профессиональной деятельности наблюдается в неоправданно резких движениях руками у боксеров, ногами у футболистов. Эти недостатки остро проявляются в сложной ситуации полета или дорожной обстановки, при внезапно складывающихся трудных обстоятельствах.

     Опосредованный  перенос с положительным эффектом наблюдается в улучшении оперативного и тактического мышления у представителей водительских профессий в результате преднамеренного развития у них  спортивными играми способности  распределять и переключать внимание. Примером опосредованного переноса с отрицательным эффектом служит затрудняющее влияние одностороннего развития мышечной силы у тяжелоатлетов  на координирование движений, на способность  распределять и быстро переключать  внимание, а следовательно, и на успешность овладения навыками в тех профессиях, где эти способности являются ведущими (например, при управлении транспортными средствами).

     Отрицательное воздействие занятий физическими  упражнениями на проявление определенных способностей в трудовой деятельности компенсируется развитием других способностей. Например, отрицательное влияние  занятий футболом, боксом, тяжелой  атлетикой на успешность овладения  навыками управления самолетом на начальном  этапе обучения компенсируется за счет развития уверенности в своих  силах, эмоциональной устойчивости и воли, высокой работоспособности  в условиях укачивания и перегрузок. Более того, лица, занимавшиеся этими  видами спорта, в конечном итоге, на 15—20% быстрее и качественнее овладевают техникой пилотирования самолета, вождением  наземных транспортных средств, с более  высокими общими показателями оканчивают учебные заведения по сравнению  с лицами, активно не занимающимися  спортом.

     Чтобы добиться возможно большей величины переноса эффекта от занятий физическими  упражнениями на трудовую деятельность, надо: а) ознакомить занимающихся с  явлением переноса и его видами, с возможностью развития профессионально  важных способностей в процессе занятий  физическими упражнениями, сформировать у них сознательное и активное отношение к физическому воспитанию с профессиональной направленностью; б) подбирать такие упражнения, которые  бы по структуре движений, физиологическому и психологическому обеспечению  были возможно более близкими к структуре  профессиональных двигательных действий; в) обучение специальным упражнениям  доводить до уверенного выполнения; г) использовать возможно больший арсенал  физических  упражнений.

     Одним из главных условий эффективности  использования физических упражнений для содействия овладению профессией является своевременное изучение, развитие и прогнозирование общих и профессиональных способностей будущих тружеников.

     Основным  средством и методом изучения и развития способностей являются физические упражнения. Эффективность их применения основывается на следующих положениях:

     1. Физические упражнения должны  быть близки по психомоторной  структуре к избранному виду  профессиональной деятельности  и воздействовать на любую  функцию организма избирательно  и строго дозированно. Только  в этом случае ответная реакция  на выполненное упражнение станет  объективным показателем состояния  профессиональных способностей.

     2. Физические упражнения, применяемые  как контрольные, должны отвечать  всем требованиям стандартизации  тестов.

ФИЗИЧЕСКОЕ   ВОСПИТАНИЕ   СО   СПОРТИВНОЙ   НАПРАВЛЕННОСТЬЮ:

     Физическое  воспитание со спортивной направленностью  обеспечивает возможность специализироваться в избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям  в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой. Спортивная тренировка вместе со спортивной ориентацией и  отбором, теоретическими занятиями  спортсмена, восстановительными мероприятиями  и т. п. составляют то, что принято  называть спортивной подготовкой. В  спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны, в том числе  физическую подготовку, которая обеспечивает высокий уровень функциональных возможностей организма и укрепление здоровья спортсмена для максимальных достижений в избранном виде спорта. Следовательно, физическая подготовка в спортивной тренировке также имеет  специализированный характер, ибо ее содержание связано с требованиями конкретного вида спорта. Спортивная подготовка осуществляется на общественно-самодеятельных началах в соответствующих звеньях  советской системы.

     Все три направления подчиняются  единой цели, общим задачам и принципам  советской системы физического  воспитания. Различие же состоит лишь в преимущественном решении частных  задач. Например, задача достижения спортивного  мастерства, решаемая в процессе спортивной тренировки, должна опираться на реализацию широкого круга оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих подготовку человека к трудовой и  военной деятельности. В практике физического воспитания все эти направления тесно переплетаются; так, студент института, получив общее физическое воспитание в общеобразовательной школе, в стенах института проходит обязательный курс физического воспитания с профессиональной направленностью и одновременно в свободное время может заниматься спортивной подготовкой. 

4.Характеристика  основ советской  системы физического  воспитания

     Система физического воспитания — это  исторически обусловленный тип  социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные  основы, обеспечивающие физическое совершенствование  людей и формирование здорового  образа жизни.  

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

Информация о работе Физическая культура как общественное явление