Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:33, реферат
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.
1. Введение;
2. Система физического образования П. Ф. Лесгафта;
3. Основные черты и принципы советской системы физического воспитания;
4. Основные направления в физическом воспитании ОФП, ПФ и СП;
5. Характеристика основ советской системы физического воспитания;
6. Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще;
7. Список использованной литературы.
Кроме того, следует подчеркнуть, что все принципы тесно связаны между собой и сохраняют значение руководящих положений только в единстве. Нарушение хотя бы одного из них неизбежно приведет не только к простому невыполнению какой-либо из педагогических задач, но и к нарушению воспитательной системы в целом.
Но формирование
и выдвижение принципов советской системы
физического воспитания не означает, разумеется,
их возможности автоматически претворяться
в жизнь, реализовываться в педагогической
практике. Необходимы условия для их реализации,
соответствующая экономическая, материально-техническая,
социальная и культурная база. Практическая
деятельность по их реализации должна
быть адекватна этой базе. В противном
случае прокламируемые принципы могут
превратиться в утопические призывы. Так,
лозунг превращения массовой физической
культуры во всенародную, имевший место
в недавнем прошлом ввиду отсутствия надлежащей
материальной базы, инвентаря, развитых
физкультурных потребностей у значительной
части населения, все в большей степени
профанировался, толкая физкультурных
работников на путь очковтирательства
и приписок.
3.Основные направления в физическом воспитании
Преимущественное решение тех или иных педагогических задач позволяет выделить три основных направления в физическом воспитании.
Общее
физическое воспитание направлено на
укрепление здоровья и поддержание
работоспособности в учебной
или трудовой деятельности. В соответствии
с этим содержание физического воспитания
ориентировано на овладение жизненно
важными двигательными
Физическое
воспитание с профессиональной направленностью
призвано обеспечивать тот характер
и уровень физической готовности,
который необходим человеку в
конкретном виде трудовой или военной
деятельности (в этом значении говорят
о специальном физическом воспитании
учителя общеобразовательной
Содержание физической подготовки и физической подготовленности всегда обусловлено требованиями конкретного вида профессиональной деятельности. Поэтому и физические упражнения для занятий подбираются такие, которые в наибольшей степени содействовали бы формированию трудовых умений, соответствовали условиям настоящей или будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях и в Советской Армии.
Возможность
использования физического
Общность между трудовой деятельностью и физическим воспитанием можно проследить по следующим моментам:
1.
Как в процессе трудовой
2.
В обоих видах деятельности
человек действует в
3.
Обучение двигательным
4.
Овладение мастерством в
При
определенных условиях результаты физического
воспитания по механизму положительного
переноса могут благоприятно сказываться
на успехах в учебе. Перенос эффекта
от занятий физическими
Большие возможности положительного переноса эффекта от занятий физическими упражнениями на трудовую деятельность заложены в полиструктурности и полифункциональности физических упражнений и трудовых двигательных действий. Полиструктурность физических упражнений и трудовых двигательных действий проявляется в том, что отдельная мышечная группа (орган, система организма и т. д.) может обеспечивать разнообразные двигательные действия. Полифункциональность обусловливает выполнение каждого из них за счет активизации функций многих органов и систем организма, психических и личностных свойств человека. С одной стороны, одни и те же функции организма (психические процессы, личностные свойства человека) можно развивать с помощью разных физических упражнений, с другой — с помощью даже одного упражнения, но различными способами его выполнения можно развить многие функции организма.
Перенос
по виду может быть прямым и опосредованным,
а по качеству — положительным
и отрицательным. Примером прямого
положительного переноса служит облегчающее
влияние координации движений, развитой
в процессе занятий специальными
физическими упражнениями, на быстроту
овладения навыками управления самолетом,
наземными транспортными
Опосредованный
перенос с положительным
Отрицательное
воздействие занятий
Чтобы
добиться возможно большей величины
переноса эффекта от занятий физическими
упражнениями на трудовую деятельность,
надо: а) ознакомить занимающихся с
явлением переноса и его видами,
с возможностью развития профессионально
важных способностей в процессе занятий
физическими упражнениями, сформировать
у них сознательное и активное
отношение к физическому
Одним из главных условий эффективности использования физических упражнений для содействия овладению профессией является своевременное изучение, развитие и прогнозирование общих и профессиональных способностей будущих тружеников.
Основным средством и методом изучения и развития способностей являются физические упражнения. Эффективность их применения основывается на следующих положениях:
1.
Физические упражнения должны
быть близки по психомоторной
структуре к избранному виду
профессиональной деятельности
и воздействовать на любую
функцию организма
2.
Физические упражнения, применяемые
как контрольные, должны
Физическое
воспитание со спортивной направленностью
обеспечивает возможность специализироваться
в избранном виде физических упражнений
и достигать в них максимальных
результатов. Физическое воспитание, направленное
на подготовку к высоким достижениям
в избранном виде спорта, называют
спортивной тренировкой. Спортивная тренировка
вместе со спортивной ориентацией и
отбором, теоретическими занятиями
спортсмена, восстановительными мероприятиями
и т. п. составляют то, что принято
называть спортивной подготовкой. В
спортивной тренировке условно выделяют
отдельные ее стороны, в том числе
физическую подготовку, которая обеспечивает
высокий уровень функциональных
возможностей организма и укрепление
здоровья спортсмена для максимальных
достижений в избранном виде спорта.
Следовательно, физическая подготовка
в спортивной тренировке также имеет
специализированный характер, ибо ее
содержание связано с требованиями
конкретного вида спорта. Спортивная
подготовка осуществляется на общественно-самодеятельных
началах в соответствующих
Все
три направления подчиняются
единой цели, общим задачам и принципам
советской системы физического
воспитания. Различие же состоит лишь
в преимущественном решении частных
задач. Например, задача достижения спортивного
мастерства, решаемая в процессе спортивной
тренировки, должна опираться на реализацию
широкого круга оздоровительных, воспитательных
и образовательных задач, обеспечивающих
подготовку человека к трудовой и
военной деятельности. В практике
физического воспитания все эти направления
тесно переплетаются; так, студент института,
получив общее физическое воспитание
в общеобразовательной школе, в стенах
института проходит обязательный курс
физического воспитания с профессиональной
направленностью и одновременно в свободное
время может заниматься спортивной подготовкой.
4.Характеристика основ советской системы физического воспитания
Система
физического воспитания — это
исторически обусловленный тип
социальной практики физического воспитания,
включающий мировоззренческие, теоретико-методические,
программно-нормативные и
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Информация о работе Физическая культура как общественное явление