Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:33, реферат

Описание работы

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Содержание

1. Введение;

2. Система физического образования П. Ф. Лесгафта;

3. Основные черты и принципы советской системы физического воспитания;

4. Основные направления в физическом воспитании ОФП, ПФ и СП;

5. Характеристика основ советской системы физического воспитания;

6. Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще;

7. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.43 Кб (Скачать)

     Система физического воспитания тесно связана  с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной  из сфер проявления общественных отношений, она развивается под влиянием изменений, происходящих в данных системах.

     Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно  в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу  опосредованное воздействие через  субъекта производственных отношений  — человека.

     Своими  различными формами система физического  воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Она удовлетворяет не только его  биологические потребности в  движении, но и социальные — формирование личности, совершенствование общественных отношений.

     Разумеется, физическое развитие человека, подчиняясь биологическим законам, может осуществляться и естественным путем. Но уровень  двигательной активности современного человека недостаточен для того, чтобы  можно было обеспечить его физические возможности на должном уровне. Реализуя свои специфические функции, система  физического воспитания способна полностью  удовлетворять потребности людей  в двигательной активности, обеспечивая  тем самым высокий уровень  здоровья и физической дееспособности.

     Реализуя  свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального  развития, достигая успеха там, где  оказываются неэффективными другие воспитательные системы.

     Вместе  с тем в самой системе физического  воспитания получает отражение все  то, что связано с социальной, экономической и духовной жизнью общества. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем полнее представлены ценности физической культуры в образе жизни его граждан, выше доля национального  дохода, расходуемого на цели физического  воспитания, выше уровень здоровья и долголетия людей.

     Признавая огромное значение физического воспитания в деле формирования всесторонне  развитой личности, Коммунистическая партия и Советское государство  на различных этапах развития советского общества неоднократно обращались к  этим вопросам. Разумеется, содержание постановлений отражало текущую  политическую   ситуацию,   приоритет   в   которой   отдавался жесткой  централизации управления и контролю, что не всегда благоприятно сказывалось  на развитии советского физкультурного движения.

     Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений. Будучи сложной по своему организационному строению (сочетание принципов государственного и общественного руководства), она  сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ.

     В экономическом плане система  выступает как отрасль народного  хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального  и нематериального характера. В  сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера  носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере  системы физического воспитания — непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ

     Советская система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют  различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция СССР (статьи 24, 25, 41, 51), в которой закреплено право советских людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т. д.). 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

     Методические  основы раскрываются в закономерностях  физического воспитания и соответствующих  им рекомендациях по реализации принципов  обучения и воспитания, а также  по использованию средств, методов  и форм организации занятий в  каждой социальной группе населения.

     В методических основах выражается характерная  черта советской системы физического воспитания - ее научность. Исходные теоретические положения и способы их практической реализации разрабатываются с опорой на фундаментальные науки (философию, социологию, педагогику, психологию, биологию и др.) целым комплексом специализированных теоретических и спортивно-педагогических наук.

ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ  ОСНОВЫ

     Программно-нормативные  основы раскрываются в трехступенчатой  системе взаимосвязанных нормативных  требований к уровню физического  развития и физического образования  населения.

     Единые  государственные программы физического  воспитания определяют обязательный минимум  физического воспитания, осуществляемый в яслях, детских садах, общеобразовательных  школах, в средних специальных  и высших учебных заведениях. В  этих программах установлены основные средства физического воспитания и  нормативные требования к показателям  физического развития и физического  образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

     Всесоюзный  физкультурный комплекс «Готов к  труду и обороне СССР» является программно-нормативной основой  требований к физической подготовке учащейся, студенческой и трудящейся молодежи, определяющей уровень физической готовности молодежи к труду и  обороне Родины. Комплекс охватывает лица обоего пола в возрасте от 7 до 60 лет. Часть средств и некоторые  нормативные требования комплекса  ГТО входят в единые государственные  программы физического воспитания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

     Поступательное  развитие советской системы физического  воспитания сопровождалось изменением содержания, структуры и нормативных  требований комплекса ГТО. В этих изменениях отражались прежде всего  объективные условия жизни, трудовой деятельности населения страны, реальный уровень физических возможностей всех социальных групп населения. Действующий комплекс состоит из шести ступеней, включающих девять возрастных групп. В соответствии с возрастными возможностями человека нормативные требования возрастают в каждой очередной ступени вплоть до возраста, когда начинает происходить естественное снижение физических возможностей человека. Нормативные требования каждой ступени определяют, во-первых, количественные критерии достижений в некоторых наиболее важных для человека действиях (бег, прыжки и пр.); во-вторых, круг жизненно важных двигательных умений, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; в-третьих, объем теоретических сведений об основных положениях советской системы физического воспитания, о правилах личной и общественной гигиены, о приемах защиты от оружия массового поражения. В соответствии с возрастными возможностями некоторые ступени комплекса требуют выполнения определенного спортивного разряда по любому виду спорта.

     Единая  всесоюзная спортивная классификация  является высшей заключительной ступенью программно-нормативной основы советской  системы физического воспитания. Она является самобытной особенностью отечественного спорта, устанавливающей  единые для всех спортивных организаций  страны принципы и правила присвоения спортивных разрядов и званий, а  также единые в каждом виде спорта нормативные требования к подготовленности спортсменов. Главное назначение спортивной классификации состоит в том, чтобы содействовать массовости спорта, всестороннему воспитанию спортсменов, повышению качества их подготовки и  на этой основе достижению высших спортивных результатов.

     Состав  видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются примерно через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом создается  требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным  Олимпийским играм.

     Спортивные  разряды и звания установлены  для тех видов спорта, которые  имеют официальные правила и  календарь соревнований. В их число  вошли виды, получившие международное  признание, национальные виды спорта народов  нашей страны, а также военно-прикладные и профессионально-прикладные виды спорта.

     В спортивной классификации предусмотрены  два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов  спорта, в которых результаты оцениваются  по объективным показателям (в мерах  времени, веса, расстояния и т. п.), и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в составе команды (бокс, спортивные игры и т. п.). Для некоторых видов спорта (лыжный, велосипедный и т. п.) введены одновременно и разрядные нормы и разрядные требования.

     Положением  о Единой всесоюзной спортивной классификации  предусмотрены правила, обязывающие  спортсмена повышать свою теоретическую  подготовку и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего  развития человека и устанавливает  преемственность с комплексом ГТО.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

     Организационные основы советской системы физического  воспитания представляют собой органическое сочетание государственных и  общественно-самодеятельных организационных  форм и органов управления. Это  сочетание опирается на единую цель советской системы физического  воспитания, ее задачи, на единые принципы, идеологические, методические и программно-нормативные  основы, а также на практическое взаимодействие государственных и  общественных учреждений страны, которые  осуществляют, контролируют и направляют развитие физической культуры. Подобное единство государственных и общественных форм, присущее системе физического  воспитания, обеспечивается финансированием  строительства и эксплуатации спортивных сооружений, изготовления бесплатного  или частично платного использования  оборудования и инвентаря, государственной  системой подготовки квалифицированных  специалистов, функционированием врачебно-физкультурной  службы, а также неуклонным увеличением  свободного времени трудящихся как  непременного условия для занятий  физическими  упражнениями.

     Учреждения, организации и коллективы, осуществляющие физическое воспитание тех или иных контингентов населения, принято называть звеньями советской системы физического  воспитания.

5.Физическое  воспитание – неотъемлемая часть воспитания вообще

     Физическое  воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций  организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производственной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

     Физическое  воспитание является важнейшим элементом  в системе воспитания человека. В  этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

     В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя  физической культуры), место и функции  воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

     Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим  принципам и нормам организации  педагогического процесса, однако имеет  свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний  процесс, распространяющийся на все  периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся  в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.

     Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств  и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения  возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического  воспитания.

     Физическое  развитие человека как процесс изменения  природных морфофункциональных  свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции  организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы  тела, прогресс в функциональных возможностях и т.д.). Обусловленные особенностями  онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь  по естественным законам, этот процесс  одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий  жизни и деятельности человека. В  данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело, используя  объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию  развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и  умений, предпочтительных для формирования личности отдельного человека и общества в целом. 

Информация о работе Физическая культура как общественное явление