Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

настоящее время в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населении (А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, 2001; Е.С. Садовников, 2007). Одно из основных направлений в решении проблемы повышения обороноспособности страны, сохранения, укрепления здоровья и развития физических способностей допризывников связано с воспитанием у них определенной системы нравственных и ценностных ориентаций в личностной и общественной деятельности (Л.Т. Анцпаури, 2003; Е.С. Садовников, 2007).

Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3


Организация исследования…………………………………………………………5


Основные положения выносимые на защиту…………………………….6


Основное содержание работы……………………………………………………7


Оцека исследовательских работ…………………………………………………10


Уровни сформированности физкультуроно-

Патриотической готовности к службе в армии…………………………12


Концептуальные положения…………………………………………………….13


Анализ………………………………………………………………………………………..16


Выводы……………………………………………………………………………………….19


Список литературы……………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Стерлитамакская государственная.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

- привлечение к  занятиям физической культурой  и спортом, формирование активной  жизненной позиции, удовлетворение  личностных и общественных потребностей  в сфере физической культуры  и спорта, приоритет здорового  образа жизни - важные факторы  физкультурно-патрио-тической среды; 

- развитие физических  способностей в пространстве  физкультурно-патриотического воспитания  осуществляется поэтапно на основе  сопряженного развития физических, нравственных, волевых и патриотических  качеств, формирования ценностных  ориентаций на здоровье и навыки  здорового образа жизни;  

- развитие физических  и патриотических качеств личностной  и общественной направленности  осуществляется на основе педагогического  сопровождения учебно-воспитательного  процесса. 

Апробация результатов  исследования. Результаты исследования апробированы на всероссийских и региональных (Волгоград, 2005-2008 гг.) научных и научно-методических конференциях по проблемам совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения, заседаниях кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного университета, опубликованы в шести печатных работах. 

Структура и объем  текста диссертации. Работа состоит  из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы. Она изложена на 151 странице машинописного текста, иллюстрирована 7 рисунками и 12 таблицами. Список литературы состоит из 244 наименований, из которых 17 – иностранных. 

II. Основное содержание работы 

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту. 

В первой главе диссертации  рассматриваются теоретико-методоло-гические основы физкультурно-патриотического воспитания подрастающего поколения, характеризуется здоровье молодого человека как социально-педагогическое явление, изучаются социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, анализируются основные средства и методы развития физических способностей и формирования основных двигательных умений и навыков у молодых людей. 

Во второй главе  работы дается описание методов исследования, раскрывается содержание основных этапов организации исследования. 

В третьей главе  диссертации «Физическая подготовка допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания»  нами проводилось анкетирование 176 допризывников Советского района города Волгограда в возрасте 16-17 лет. Небольшое  число респондентов (7,0 %) заняты организованным досугом (кружки, спортивные секции), а  большая их часть (69,3 %) предоставлены  сами себе. Допризывники большую часть  свободного времени проводят с приятелями, а форма общения носит стихийный  характер («просто гуляю», «провожу время», «общаюсь с друзьями»). Существенно  различаются и ведущие интересы у данных контингентов старшеклассников. 

По нашим данным, в меньшей степени допризывники нацелены на активные формы проведения досуга: занятия физической культурой  и спортом, изучение техники и  конструирование. Безусловно, все это  отрицательно сказывается на подготовке молодежи к службе в армии. Именно в этот период (1-2 года) и происходят многие негативные явления, проступки  и даже преступления. 

При такой ситуации не вызывает удивление тот факт, что бесцельному времяпрепровождению (с точки зрения активных форм) ежедневно  более 6 часов «уделяют» 14,8 % из число  опрошенных, от 5 до 6 часов – 23,8 %, от 3 до 4 часов – 34,8 %, до двух часов – 18,9 %, до одного часа - 7,7 %. В среднем  около 3,5 часов в день подростки  проводят свободное время бесцельно.  

Лишь 15,2 % из числа  опрошенных считают службу в рядах  Российской армии своим гражданским  долгом, а 62,3 % указали, что при возможности  они не стали бы служить совсем. Анализ анкет допризывников вскрывает негативные тенденции в формировании их физической готовности к службе в армии: снижается двигательная активность; увеличивается количество юношей, не желающих служить в армии; снижается уровень здоровья и психострессорная устойчивость; повышается боязнь служить в армии; проявляется неуверенность в экстремальных условиях. Выявленные данные свидетельствуют об имеющихся резервах в организации физкультурно-спортивной работы с допризывниками.  

По результатам  анкетирования, только 63,6 % респондентов гордятся тем, что они являются гражданами России, но, к сожалению, почти треть  опрошенных (29,0 %) не испытывают таких  патриотических чувств к Родине, а отдельные юноши (7,4 %) высказали даже отрицательное отношение по этому вопросу. Только 19,3 % допризывников смогли полностью назвать символы Российского государства (герб, гимн, флаг, знамя Победы, штандарт Президента), а 24,4 % старшеклассников не назвали ни одного данного символа.  

Образ защитника  Отечества, добра, правды и справедливости определяет сознание патриота России, так считают 55,1 % допризывников. Мнения респондентов сходятся в том, что  такие личностные качества как бесстрашие и самоотверженность в основном определяют жизненную позицию патриота России. Гордость за Родину и народ  – главные слагаемые эмоциональной  сферы личности патриота, таково мнение большинства (56,6 %) респондентов. 

По данным опроса допризывников, самосовершенствование, преодоление трудностей в экстремальных  ситуациях, мобилизация ресурсов организма, проявление настойчивости в достижении поставленной цели - умения, которыми должен обладать патриот России. Специфические  особенности патриотического поведения  личности – соответствие основным общественным установкам и ценностям. Развитие морально-волевых качеств, формирование стойкости и мужества, готовность к защите Родины, по мнению большинства (57,4 %) респондентов, направлено на формирование спортивно-патриотического  воспитания.  

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности допризывника и на особенности его  поведения, ведущее место принадлежит  семье и неформальным группам  сверстников. По мнению респондентов, большинство (63,9 %) родителей негативно  относятся к вредным привычкам  сына, 25,4 % проявляют безразличие. Эти  показатели являются подтверждением мнения о том, что работу по профилактике вредных привычек надо начинать в  семье.

На основании приведенных  фактов можно говорить о том, что  в сложившейся ситуации поиск  новых моделей, средств и форм организации досуга допризывной  молодежи может рассматриваться как необходимое условие предупреждения правонарушений и распространения наркотиков, подготовки к службе в Российской армии.  

На основе литературных данных и собственных научных  исследований нами определены критерии, характеризующие различные уровни сформированности физкультурно-патриотической готовности допризывников к службе в Вооруженных силах России. 

 У юношей допризывного  возраста (16-17 лет) выявлен в основном (60,2 %) средний уровень сформированности физкультурно-патриотичес-кой готовности к службе в армии. Низкий уровень данных характеристик проявляется у 32,4 % данного контингента, а высокий – у 17,4 % занимающихся.  

У допризывников  с низким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии доминируют (68,4 %) низкий и ниже среднего уровни физической подготовленности. И только у отдельных занимающихся (16,3 %) проявляется средний уровень физической подготовленности.  

У допризывников  со средним уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии отмечается увеличение доли занимающихся по мере повышения уровней физической подготовленности: низкий и ниже среднего уровни физической подготовленности – 16,3 %, средний – 66,0 %, выше среднего, высокий – 17,7 %. По нашим данным, отмечается взаимосвязь между показателями сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в Вооруженных силах России и общественной активностью допризывников: показатели изменяются однонаправленно. С ростом уровня сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии существенно увеличивается успешность их учебной деятельности, повышается двигательная активность, твердость характера и настойчивость достижения 

Нами анализировались  показатели, характеризующие отношение  допризывников с различными уровнями физкультурно-патриотической готовности к службе в армии к обществу, государству, одноклассникам, спортивным устремленииям и потребностям здорового образа жизни. Общественную и спортивную направленность личности определяли по следующим критериям: участие в общественной и спортивной деятельности, выраженность мотивации достижения поставленной цели, характер нравственной мотивации, отношение к учебной и спортивной деятельности, социальная реакция на жизненные 

По материалам анкетирования, большая часть допризывников  с низким и средним уровнями физкультурно-патриотической готовности к службе в армии безразлично (27,4 и 22,3 % соответственно) и отрицательно (30,4 и 35,0 % %) относятся к общественной деятельности. Они полагают, что  общественные поручения отвлекают  от решения собственных проблем, не привлекательны и не удовлетворяют  их потребности. Только отдельные (12,7 и 11,1 % соответственно) респонденты высказались  за необходимость общественной деятельности. Большую долю (67,8 %) допризывников  с высоким уровнем физкультурно-патриотической готовности к службе в армии привлекает общественная деятельность. Отмечается высокий уровень (69,9 %) пассивности  в общественной деятельности контингента  с низким уровнем физкультурно-патриотической готовности к службе в армии.  

У допризывников  с высоким уровнем физкультурно-патриотической готовности к службе в армии показатели отношения к будущей профессии  выглядят так: доминирующие факторы  – возможность заниматься спортом (33,3 %), преимущества будущей профессии (22,2 %). Только отдельные респонденты (11,1 %) хотели бы стать тренером по избранному виду спорта. Вместе с тем, 22,2 % данного  контингента видят свое будущее  в качестве инженеров, предпринимателей, врачей и руководящих работников. Они осознают общественную значимость спорта, мотивированы на преодоление  сложных условий жизни. 

Оценка  исследовательских  работ  

По данным анкетирования, допризывники с высоким уровнем  физкультурно-патриотической готовности к службе в армии более активны  в учебной деятельности: 55,6 % юношей регулярно посещали учебные занятия  в общеобразовательной школе, 16,7 % респондентов - избирательно, а 27,7 % учащихся проявляли интерес к отдельным  предметам школьной программы.  

Оценочная шкала  проявления общественно-нравственных качеств показывает, что только отдельные (18,8 %) юноши допризывного возраста желали защищать спортивную честь класса. Эта категория респондентов имела  ярко выраженное доминирование общественных интересов. Они проявляют общественную активность, инициативность, интерес  к учебе, трудолюбие на уроках, преданность  школьному спортивному клубу, непримиримость к нарушениям моральных норм, готовность помочь товарищу. 

Достаточно большое  количество респондентов (33,7 %) отрицательно относятся к занятиям спортом. Они  убеждены в том, что спортивная тренировка не повышает уровень здоровья, формирует  эгоизм у занимающихся. Такая категория допризывников, как правило, имеет низкий уровень физической подготовленности, у них отмечаются проблемы со здоровьем, большинство из них завидуют преуспевающим в спорте. 

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют  о серьезных проблемах в формировании морально-нравственных качеств у  допризывной молодежи. Многие респонденты  концентрируют свое внимание на материальных ценностях, считают личные интересы доминирующими, обладают низким уровнем  нравственного самосознания, общественная деятельность для них не привлекательна.  

Как показывают материалы  анкетирования, у допризывников  с различными уровнями сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии здоровье занимает первое место в системе их ценностных ориентиров .Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что, не смотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество различных контингентов допризывников, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно.  

 = 5,4 баллов) – приоритетные терминальные ценности здорового образа 

Терминальные ценностные ориентации у различного контингента  допризывной 

Ценностные  

 = 4,5 балла). 

 = 4,8 балла) – приоритеты терминальных ценностных ориентаций допризывников с высоким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии. Вместе с тем, такая тенденция не оказалась характерной для определенной части (23,3 %) допризывников, предпочитавших здоровью любовь, счастье, творчество, развитие и свободу. 

Информация о работе Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы