Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

настоящее время в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населении (А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, 2001; Е.С. Садовников, 2007). Одно из основных направлений в решении проблемы повышения обороноспособности страны, сохранения, укрепления здоровья и развития физических способностей допризывников связано с воспитанием у них определенной системы нравственных и ценностных ориентаций в личностной и общественной деятельности (Л.Т. Анцпаури, 2003; Е.С. Садовников, 2007).

Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3


Организация исследования…………………………………………………………5


Основные положения выносимые на защиту…………………………….6


Основное содержание работы……………………………………………………7


Оцека исследовательских работ…………………………………………………10


Уровни сформированности физкультуроно-

Патриотической готовности к службе в армии…………………………12


Концептуальные положения…………………………………………………….13


Анализ………………………………………………………………………………………..16


Выводы……………………………………………………………………………………….19


Список литературы……………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Стерлитамакская государственная.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

 = 5,2 балла). 

 = 5,8 балла) – наиболее важные инструментальные ценности у допризывников с высоким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии.  

У допризывников  с низким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в Вооруженных силах составляющие здорового образа жизни образуют следующую последовательность: 1) осмысленная жизнь; 2) правильное питание; 3) занятия спортом; 4) позитивное отношение к себе; 5) самосовершенствование. 

У допризывников  со средним уровнем указанной  готовности приоритеты здорового образа жизни расположены в следующем  порядке: 1) занятия спортом; 2) правильное питание; 3) осмысленная жизнь; 4) самосовершенствование; 5) позитивное отношение к себе. У  юношей с высоким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии наиболее важные составляющие здорового образа жизни представлены так: 1) занятия спортом; 2) правильное питание; 3) осмысленная жизнь; 4) самосовершенствование; 5) позитивное отношение к 

Результаты нашего исследования свидетельствуют о  том, что у допризывников отмечаются серьезные проблемы в процессе формирования физкультурно-патриотической готовности к службе в армии. Даже занятия  физической культурой и спортом  не разрешают эти проблемы, поэтому  необходимы существенные изменения  в этом направлении у данного  контингента обследуемых.  

У допризывников  с различными уровнями сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии выявлены существенные различия в уровнях развития их физических способностей (табл. 2). Нами сравнивались как межгрупповые показатели испытуемых, так и сопоставлялись средние результаты всей выборки и каждой отдельной 

Результаты бега на 30 м (3,3 %, р<0,05) у юношей с низким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии достоверно отличались (были хуже) от показателей занимающихся всей 

Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности допризывников с различными уровнями сформированности  

физкультурно-патриотической готовности к службе в армии 

Показатели  

Вся выборка 

 Уровни сформированности физкультурно-патриотической готовности 

  к службе в армии 

1. Бег 30 м, с  4,80±0,03 4,96±0,05 4,74±0,04 4,58±0,06 

2. Прыжок в длину  с места, см 214,6±1,4 209,8±4,2 215,1±3,5 231,5±5,0 

3. Челночный бег  3*10 м, с 8,66±0,05 8,84±0,07 8,59±0,06 8,44±0,08 

4. Наклон туловища  вперед, см 11,7±0,35 9,2±0,43 12,7±0,52 14,3±0,61 

5. Подтягивания на  перекладине, кол-во раз 9,17±0,27 8,13±0,55 9,45±0,46 

6. Бег 1000 м, с  217,9±3,0 228,0±5,9 214,1±4,3 204,4±6,6 

7. Отжимания в упоре лежа, кол-во раз 35,1±0,66 33,3±1,05 35,7±0,75 

8. Поднимания и  опускания туловища, кол-во раз

20,6±0,46  

19,1±0,70  

21,1±0,62  

9. Вис на перекладине,  с 47,5±0,76 45,0±1,05 45,4±0,90 51,3±1,11 

Примечание. Выделены достоверные различия показателей: - р<0,05; - р <0,01 в сравнении с результатами всей выборки. 

Преимущество допризывников  с высоким уровнем развития данных качеств перед учащимися всей выборки выявлено в наклоне туловища вперед (22,2 %, р<0,01), прыжке в длину с места (7,8 %, р<0,01), беге на 30 м (4,6 %, р<0,01), поднимании и опускании туловища (12,6 %, р<0,05), отжимании в упоре лежа (9,1 %, р<0,05), висе на перекладине (8,0 %, р<0,05), челночном беге 3*10 м (2,5 %, р<0,05). 

Корреляционный анализ показывает, что уровень физической подготовленности занимающихся взаимосвязан с морально-волевыми качествами. По нашим данным, результативность допризывников в наклоне туловища вперед оказывает достоверное (пятипроцентный уровень значимости) влияние на показатели качества «правдивость» (r = 0,513) «самокритичность» (r = 0,432), «искренность» (r = 0,412) и «чуткость» (r 

Уровень развития выносливости, наиболее характерный для достижения результатов в беге на 1000 м, оказывает  наибольшее влияние на сформированность качества «справедливость» (r = -0,532) и «развитие воли» (r = -0,470). 

У допризывников  результаты прыжка в длину с места  достоверно взаимосвязаны с показателями качества «решительность» (r = 0,479) и «настойчивость» (r = 0,396). По результатам обследования показатели физической подготовленности оказывают существенное влияние на уровни сформированности морально-волевых качеств допризывников. 

Результаты нашего исследования свидетельствуют о  высокой значимости занятий физической культурой и спортом в процессе формирования физкультурно-патриотической готовности к службе в армии допризывной 

В четвертой главе  диссертации нами разрабатывалась  методика физической подготовки допризывника в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания. 

В основу проектирования системы физической подготовки допризывников  в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания были положены следующие  концептуальные положения:  

- потребностное отношение к здоровому образу жизни и здоровью - важный фактор формирования физкультурно-патриотической готовности к службе в армии, который осуществлялся на основе последовательного прохождения сменяющихся этапов: когнитивного, эмоционального, аксиологического, поведенческого, личностно-деятельностного и творческого; 

- формирование физических  способностей существенно повышает  эффективность подготовки допризывника  к службе в Российской армии; 

- содержание учебного  процесса акцентированно направлено на формирование физкультурно-патриотической готовности к службе в армии. 

Цель программы - развитие физических способностей допризывника посредством овладения основами физкультурно-спортивной деятельности с патриотической направленностью. В соответствии с целью формируются  следующие частные задачи: 

- сформировать у  допризывников потребностное отношение к физической культуре в пространстве физкультурно-патриотического воспитания;  

- обогатить двигательный  опыт занимающихся на основе  использования базовых физических  упражнений; 

- развить основные  физические способности, обеспечивающие  достаточность физической подготовленности  к предстоящей службе в армии; 

- сформировать потребность  укреплять свое здоровье, регулярно  самостоятельно заниматься физическими  упражнениями; 

- сформировать навыки  и умения физкультурного стиля  жизни, которые обеспечивают профилактику  вредных привычек; 

- расширить адаптационные  возможности организма допризывников  к социально-экологическим условиям  среды обитания; 

- активно помочь  юношам получить общекультурное  развитие, сформировать умения межличностного  общения и умения общественного  поведения, воспитать нравственные  качества. 

Нами разработана  модель формирования физических способностей допризывников в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания (рис. 1). Ценностные ориентации детерминировали мотивационную  среду личности и выступали в  качестве движущей силы социального  поведения, развития и сформированности физических способностей. Они обеспечивали устойчивость личностной структуры и активизировали отношение и мотивы, направленные на удовлетворение личностных и общественных потребностей.  

Существенное место  в инновационном проекте отводилось педагогическому сопровождению  учебно-тренировочного процесса, целью  которого было создание целостной системы  организованной деятельности по формированию физических способностей в пространстве физкультурно-патриотического воспитания. Для повышения эффективности  воспитательного процесса разработана  программа «Физкультурник, допризывник, гражданин, патриот», в её рамках развернута опытно-экспериментальная работа. 

За период исследования показатели физической подготовленности допризывников экспериментальной  группы достоверно (пятипроцентный уровень  значимости) изменились в четырех  тестовых испытаниях (табл. 3): подтягивания на перекладине (35,1 %), метание гранаты (13,9 %), прыжок в длину с места (8,5 %) и бег 1000 м (6,0 %) . В контрольной  группе существенно изменились только показатели прыжка в длину с места (4,1 %, 

1. Бег 30 м, с  4,85 4,72 2,7 >0,05 4,88 4,70 3,7 >0,05 >0,05 >0,05 

2. Бег 100 м, с  14,23 14,04 1,3 >0,05 14,20 13,91 2,0 >0,05 >0,05 >0,05 

3. Прыжок в длину  с места, см 214,5 223,3 4,1 <0,05 212,5 230,5 8,5 <0,05 >0,05 >0,05 

4. Челночный бег  3х10 м, с 8,72 8,61 1,3 >0,05 8,75 8,60 1,7 >0,05 >0,05 

5. Подтягивания на  перекладине, кол-во раз 7,81 8,43 7,9 >0,05 7,70 10,40 35,1 <0,05 >0,05 <0,05 

6. Наклон туловища  вперед, см 10,81 11,33 4,8 >0,05 10,70 11,60 8,4 >0,05 >0,05 >0,05 

7. Метание гранаты,  м 33,6 35,8 6,5 >0,05 33,8 38,5 13,9 <0,05 >0,05 

8. Бег 1000 м, с  218,4 214,0 2,0 >0,05 219,5 206,3 6,0 <0,05 >0,05 

Примечание. Выделены достоверные приросты результатов. 

 Таким образом,  за период исследования нами  выявлено некоторое преимущество  допризывников экспериментальной  группы по уровням развития  физических способностей: по трем  показателям (метание гранаты,  бег 1000 м, подтягивания на перекладине)  проявилась конечная межгрупповая  достоверность различий. 

Преимущество юношей экспериментальной группы в этих тестовых заданиях определяется не только уровнями развития физических способностей, но и существенный вклад в их результаты вносят волевые качества.  

По нашему мнению, более высокий уровень сформированности настойчивости, трудолюбия и волевых качеств и оказали существенное влияние на результативность допризывников экспериментальной группы в данных тестовых заданиях. 

В экспериментальной  группе произошли значительные изменения  отношения допризывников к занятиям спортом. В конечном обследовании на вопрос «Нравится ли вам заниматься спортом?» положительно ответили 80,0 % юношей. В начальном обследовании данный показатель составил 50,0 %. На вопрос «Как вы относитесь к здоровому образу жизни в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания?» также отмечено увеличение (с 40,0 % до 70,0 %) количества учащихся, положительно относящихся к данному аспекту  работы. Выявлено увеличение числа  допризывников, которые считают, что  здоровому образу жизни в пространстве физкультурно-патриотического воспитания необходимо уделять должное внимание в процессе тренировочной деятельности.  

В конечном обследовании 75,0 % опрошенных отметили влияние сформированности нравственных качеств на спортивный результат и хотели, чтобы спортивные педагоги обращали пристальное внимание в процессе их подготовки на данный аспект тренировочного процесса.  

В начальном обследовании в обеих группах были приблизительно одинаковые соотношения контингентов по уровням сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии, в них (контрольная – 57,1 %; экспериментальная – 55,0 %) доминировали допризывники со средним уровнем развития данных качеств. В конечном обследовании только у допризывников экспериментальной группы проявляются существенные изменения в структуре контингентов, распределенных по уровням сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии: увеличивается доля юношей с высоким (25,0 %) и средним (65,0 %) уровнями развития данных качеств. В контрольной группе существенных изменений в структуре контингентов с разными уровнями данной готовности нами не выявлено.  

Характеризуя отношение  юношей к учебным занятиям по физическому  воспитанию, можно констатировать, что у занимающихся экспериментальной  группы при однопроцентном уровне значимости улучшились показатели активности (12,4 %) и желания заниматься спортом (11,3 %), а при пятипроцентном уровне значимости - характеристики настроения (9,2 %), способности  к преодолению трудностей (8,4 %), дисциплинированности (5,7 

Средний показатель, характеризующий отношение учащихся данной группы к учебным занятиям, изменился (7,4 %) при пятипроцентном уровне значимости. В контрольной  группе анализируемые показатели улучшились в основном несущественно: только способности к преодолению трудностей (5,5 %, р<0,05) и характеристики настроения (4,0 %, р<0,05) изменились достоверно, хотя отдельные из них (активность, желание заниматься спортом и дисциплинированность) несколько улучшились.  

Информация о работе Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы