Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………… ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ …………………… 5
ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ …………………………………………………………………. 7
ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ ……………………………………………………………………. 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОЛИГОФРЕНИИ ………………………………… 11
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ ……………………………………………………………………………………. 12
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………….. 14
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………. 23
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ …………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

олигофрения.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

     ♦ гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные упражнения для которой подбираются так, чтобы успокоить детей перед уроком;

    ♦ физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия утомления, переключения ученика с одного вида деятельности на другой. Это пять‑шесть упражнений малой интенсивности с речитативами (в младших классах) или в обыкновенном режиме;

     ♦ физкультпаузы – более интенсивное выполнение физических упражнений на уроках трудового обучения, на больших переменах. Учащиеся заранее разучивают с учителем физкультуры два‑три комплекса упражнений с учетом специфики вида труда. Можно практиковать малоинтенсивные подвижные игры (большинство их представлено в программе по физическому воспитанию);

     ♦ спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выбирает маршрут, сообщает его учащимся, указывает (определяет) цели, задачи прогулки, отмечает в своем рабочем плане воспитательной работы, согласовывает с врачом школы, администрацией.

     Особое внимание следует обратить на спортивно‑массовые мероприятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными являются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвижных игр.

     Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкультуры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классификацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития учащихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

     Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррекционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных команд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, большой теннис, «Веселые старты», различные эстафеты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыжные гонки, бег на коньках – старшие классы; плавание, гимнастика, подвижные игры – младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований – сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама организация соревнований – общепринятая. Особое внимание следует обращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награждать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школьных линейках.

     Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему физического воспитания. Содержание программы праздника должно соответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовленности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике.

     В системе адаптивной физической культуры различают рекреационно‑оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встречаются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, которые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В заключении можно сделать выводы:

     1. Изучением психического развития и возможностей его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвития мозга занимается раздел специальной психологии – Олигофренопсихология.

     2. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

     3. Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски-роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.

     4. В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось несколько позже — в начале XX в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.

     5. К олигофрениям относят различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве недоразвития психики, характеризующегося преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности.

     6. В дефектологии наибольшее распространение имеет классификация М. С. Певзнер, согласно которой выделяется пять основных форм олигофрении: неосложненная; осложненная нарушениями нейродинамики по типу повышенной возбудимости либо тормозимости; осложненная нарушениями различных анализаторных систем (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи); олигофрения с психопато-подобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью:

     7. В зависимости от степени олигофрении выделяют идиотию, имбецильность и дебильность. Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении. Имбецильность. Психика имбецилов более сложна, чем психика идиотов. Дебильность - наиболее легкая степень олигофрении, при которой при невозможности образования абстрактных понятий наблюдается способность к обобщению опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.         Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред.  А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.  - М.: Политиздат, 1995.

2.         Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто  они, дети с отклонениями в  развитии? –М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

3.         Справочник невропатолога и психиатра/Под  общ. редакцией Н.И. Гращенкова, А.В. Снежневского. - М.: Издательство «Медицина», 1989.

4.         Материалы с сайта http://www.eti-deti.ru

5.         Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991.

6.        Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. — М., 1988

7.       Вавилова ЕЛ. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981.

8.       Детские подвижные игры народов СССР. / Сост.А.В.Киман. Под ред. Т.И.Осокиной. — М., 1988.

9.        Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего до школьного возраста. — М., 1986.


Информация о работе Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»