Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………… ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ …………………… 5
ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ …………………………………………………………………. 7
ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ ……………………………………………………………………. 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОЛИГОФРЕНИИ ………………………………… 11
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ ……………………………………………………………………………………. 12
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………….. 14
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………. 23
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ …………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

олигофрения.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

Забайкальский государственный  гумманитарно-педагогический

университет имени  Н.Г. Чернышевского

г. Чита

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»

 

 

 

Выполнила: Леонова  Анна Викторовна

студентка 5 курса, 554 группы

факультет: Физическая культура

Проверила: Сутурина Юлия Викторовна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………… ………………………………………………………………………… 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ……………………  5

ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ ………………………………………………………………….  7

ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ …………………………………………………………………….  9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  ОЛИГОФРЕНИИ ………………………………… 11

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ  И АДАПТАЦИИ ……………………………………………………………………………………. 12

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………….. 14

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………. 23

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ …………………………… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….  29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………………………..   31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.  

      Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых.

     Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.

     Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.

     Причиной умственной отсталости является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.

     В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, глухонемой ребенок. Глухонемой ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний «отстал по умственному развитию» и «умственно отсталый ребенок», это далеко не одно и то же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

     Олигофренопсихология (от греч. Oligos – немногий, незначительный, phren – ум) – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. Олигофренопсихология выявляет причины их умственной отсталости (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта (дебилы – легкая степень отсталости, имбецилы – средняя, идиоты – глубокая), способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах.

     Психология умственно отсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

     Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

     Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.

     С середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

     В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось несколько позже — в начале XX в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.

     Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно-психические особенности которых являются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д.Ушинский. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908— 1910 гг.

     В середине XIX в. врачи стали отделять умственно отсталых детей от других пациентов психиатрических больниц. По мере попыток их воспитания и обучения накапливались сведения об особенностях их психической деятельности. В 1915— 1916 гг. вышел из печати первый в России фундаментальный труд Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в нем материалы, полученные зарубежными и отечественными исследователями, высказал ряд интересных и продуктивных положений относительно познавательных процессов и личностных особенностей умственно отсталых детей. К их числу относятся утверждения о возможности развития умственно отсталых детей, об общности законов, по которым осуществляется развитие нормального и аномального ребенка.

     Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большое влияние на развитие и обшей и специальной психологии в России. Им был сформулирован ряд важнейших теоретических положений, к которым относятся следующие:

  • о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;
  • об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;
  • об идентичности факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
  • о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • о коллективе как факторе развития высших психических функций ребенка;
  • об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталости;
  • о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.

     В начале 1930-х гг. Л. В. Занков разрабатывал теоретические основы специальной психологии и предпринял разноплановое изучение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал общее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие. Позднее ученый осуществил исследование мышления и речи этих детей, а также провел лонгитюдинальное изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся специальной школы и остро поставил вопрос о необходимости разработки проблемы дифференциальной диагностики. Затем его внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимодействия слова и средств наглядности при организации процесса обучения умственно отсталых детей, исследование которой нашло свое отражение не только в его научных статьях и книгах, но и в программах, учебниках, методических пособиях.

     Л.В.Занковым была написана первая в истории послереволюционной России книга, в которой были широко использованы материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» (1935). Несколько позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Л. В. Занков написал также статью о памяти в сборник «Умственно отсталый ребенок» (1935), изданный под редакцией Л.С.Выготского и И. И. Данюшевского и сыгравший большую роль в становлении в России специальной психологии.

 

ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ

 

     Олигофрения (новолат. oligophrenia – малоумие, от греч. olígos — малый и phrēn — ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. Происхождение олигофрении может быть связано с болезнями в период беременности матери (сифилис, краснуха, токсоплазмоз, авитаминозы, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и др.), а также с резус-несовместимостью крови матери и плода, травмой и асфиксией плода в родах, перенесёнными менингитом, энцефалитом и т.д. Олигрофрения может быть и наследственным заболеванием (Дауна болезнь и др.). При Олигрофрении слабоумию часто сопутствуют последствия очаговых поражений головного мозга (припадки, нарушения статики, движений, чувствительности). Нередки также и пороки телесного развития. Изменения психики при Олигофрении стабильны и не прогрессируют. Этот признак позволяет отграничить Олигрофрению от психических болезней, начавшихся в младенчестве и претерпевающих закономерное развитие с усложнением клинической картины и нарастанием слабоумия. В связи с задачами воспитания олигофренов в коллективе, их лечения и обучения различают 3 степени заболевания (т. е. степени интеллектуальной недостаточности безотносительно к её происхождению): идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (лёгкая степень). Психические функции идиотов сводятся в основном к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков. Лечение Олигофрении преимущественно симптоматическое. Основное значение имеют уход и педагогическое воздействие.

К олигофрениям относят различные  по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве недоразвития психики, характеризующегося преобладанием  интеллектуального дефекта и  отсутствием прогредиентности. Психическое  недоразвитие при олигофрении носит  диффузный, тотальный характер, причем недоразвитие в первую очередь касается наиболее дифференцированных функций  мозга (филогенетически и онтогенетически  более молодых), в то время как  элементарные функции относительно более сохранены.

     Наряду со слабостью мышления у некоторых больных, выраженной чрезвычайно резко, у большинства лиц, страдающих олигофренией, наблюдается недоразвитие органов чувств, внутренних органов, аномалии развития: незаращение мягкого или твердого неба, дефекты строения черепа, кожных покровов, недоразвитие моторики и т.д.

     При олигофрении отмечается недостаточная сформированность, как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.

     При олигофрении также имеют место недостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. В запоминаемом материале ребенок не может выделить существенное и установить логические связи в сюжете. Характерным для олигофрении проявлением преимущественного недоразвития наиболее молодых и специфически человеческих функций является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психической деятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкой дифференцированной моторики. Это определяет основную специфику дефекта при олигофрении — тотальность и иерархичность.

 

ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ

 

      Выделяется несколько клинических форм олигофрении, дифференциация которых основывается как на этиологических, так и на клинико-патогенетических принципах. В дефектологии наибольшее распространение имеет классификация М.С. Певзнер, согласно которой выделяется пять основных форм олигофрении: неосложненная; осложненная нарушениями нейродинамики по типу повышенной возбудимости либо тормозимости; осложненная нарушениями различных анализаторных систем (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи); олигофрения с психопато-подобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Информация о работе Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»