Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………… ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ …………………… 5
ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ …………………………………………………………………. 7
ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ ……………………………………………………………………. 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОЛИГОФРЕНИИ ………………………………… 11
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ ……………………………………………………………………………………. 12
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………….. 14
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………. 23
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ …………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

олигофрения.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

     Среди клинических классификаций олигофрении большое место занимают этиологические, т. е. выделение различных ее форм в зависимости от причины. Для клинической диагностики важное значение имеет выделение среди всех форм олигофрении специфических синдромов экзогенного или наследственного генеза, при которых характерны своеобразные сочетания интеллектуального дефекта с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, пороками развития внутренних органов, различными аномалиями в строении лица, черепа, конечностей, эндокринной и неврологической патологией. Для врача прежде всего важно выделить формы олигофрении, при которых интеллектуальный дефект является основной составной частью или следствием различных заболеваний нервной системы и аномалий ее развития различного этиопатогенеза. Педагогу и воспитателю необходимы основные современные представления об этих формах олигофрении для правильного понимания клинического диагноза, клинического и социального прогноза и профориентации. Среди этих форм олигофрении особо важное значение имеют генетически обусловленные заболевания ЦНС. В настоящее время известно несколько сот наследственных болезней, сопровождающихся интеллектуальным дефектом. Кроме того, ежегодно описывается более десяти новых форм генетических заболеваний, сочетающихся с умственной отсталостью.

     В последние годы доказана преобладающая частота наследственных форм умственной отсталости и предлагается следующая их классификация: хромосомные, обусловленные изменением числа или структуры хромосом; моногенные, возникающие в связи с изменениями в одном гене; синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования. Допускается, что среди последних определенную роль в их возникновении могут играть мультифакториальные воздействия, включающие как генетические факторы, так и неблагоприятные влияния окружающей среды.

     При анализе причин умственной отсталости, сочетающейся с множественными врожденными пороками развития, важно различать понятия врожденной и наследственной патологии. Следует иметь в виду, что к врожденным порокам относятся не только проявления наследственных заболеваний, но и любые другие аномалии, проявляющиеся при рождении, причиной которых могут быть вредные факторы среды, воздействующие на плод в критические периоды развития его мозга и тех или иных органов и систем организма. К таким факторам относятся гипоксия (кислородное голодание) плода, алкоголизм матери в первые месяцы беременности, вирусные заболевания, особенно краснуха беременных в первом триместре беременности, применение лекарственных препаратов с тератогенными (т. е. вызывающими уродства) свойствами и другие факторы. Под влиянием всех этих и многих других внешних факторов возникают экзогенные формы олигофрении. Однако, как уже отмечалось выше, наиболее частыми формами умственной отсталости являются генетические.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОЛИГОФРЕНИИ

 

     В зависимости от этиологических факторов, вызвавших олигофрении, последние подразделяют на недифференцированные олигофрении, в формировании которых принимают участие различные факторы, а также диффиренцированные олигофрении определенной этиологии. В зависимости от степени олигофрении выделяют идиотию, имбецильность и дебильность.

     Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении. Идиотию подразделяют на абсолютную, типичную и легкую.

     При абсолютной идиотии наряду с вегетативным образом жизни имеется инстинкт самосохранения. При типичной идиотии имеют место ощущения и физические чувства, однако они не трансформируются в восприятия, эмоциональные реакции определяются инстинктами, речь ограничивается криком или нечленораздельными звуками. При легких формах идиотии (переходные состояния от идиотии к имбецильности) больные произносят отдельные слова, и даже короткие фразы.

     Реакция лиц, страдающих идиотией, на окружающее либо отсутствует, либо резко повышена. В последнем случае больной реагирует на все раздражители окружающего мира, причем внимание его не задерживается ни на одном из них. Речь окружающих больные не понимают, кажущееся понимание речи связано больше с интонацией, чем с действительным восприятием смысла сказанного.

     Эмоциональные реакции связаны с общим самочувствием, а также с удовлетворением своих потребностей и выражаются в чувстве удовольствия или неудовольствия. Положительные эмоции выражаются или визгом или криком, или же гримасой смеха и лишь иногда улыбкой. Неудовольствие проявляется обычно резко выраженным возбуждением, появлением аффекта, гнева, агрессивностью со склонностью к разрушению и нанесению себе повреждений.

     Моторика у лиц, страдающих идиотией, своеобразная: больные неуклюжи, движения их угловаты, нередко стереотипны, сложные движения им недоступны. Больные не могут обслужить себя: их обычно приходится кормить, одевать. Часто отмечаются непроизвольные мочеиспускания и дефекация. Сексуальные тенденции обычно проявляются в виде онанизма.

     Имбецильность. Психика имбецилов более сложна, чем психика идиотов. Реакции на окружающее более разнообразные, живые и дифференцированные. Имбецилам доступны общие представления и даже накопление некоторого житейского опыта. В отличие от идиотов у имбецилов речь более развита. Имеется определенный словарный запас, состоящий из наиболее обиходных слов и выражений. Словарный запас имбецилов беден, однако он колеблется в зависимости от выраженности имбецильности. Отвлеченные понятия для имбецилов недоступны, мышление их конкретно, способности к обобщению отсутствуют. Имбецилам свойственны дефекты произношения в виде шепелявости, косноязычия, недостаточной артикуляции. Страдающие имбецильностью склонны проявлять низшие эмоции. У большинства наблюдается привязанность к определенным лицам. Имбецилы способны к приобретению несложных трудовых навыков, однако работают по шаблону и нуждаются в постоянном руководстве. Некоторые могут обучиться чтению, письму, овладеть порядковым счетом, однако отвлеченный счет представляет для них большую трудность. Суждения больных крайне примитивны, однако сознание своей личности более или менее развито.

    У одних имбецилов отмечаются вялость, застенчивость, нерешительность, у других – синтонность, приветливость, дружелюбие, у третьих – вспыльчивость, злобность, стремление к агрессии.

     Дебильность - наиболее легкая степень олигофрении, при которой при невозможности образования абстрактных понятий наблюдается способность к обобщению опыта. Дебилы обнаруживают полную неспособность ориентироваться в сложной ситуации, где необходим творческий подход для ее разрешения или оценки. 

     Возможно приобретение достаточного запаса знаний при хорошем внимании и хорошей механической памяти, а также способность к элементарным формам обобщения (часто по внешнему или случайному признаку). Речь дебилов бедна.

     Наряду с дебилами застенчивыми и неуверенными в себе часто наблюдаются дебилы с высоким самомнением и недостаточной критичностью к своим возможностям. Деление дебилов на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретических (возбудимых, раздражительных, злобных) в известной степени условно.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ  И АДАПТАЦИИ

 

     Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

     Состав учащихся в конкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей‑олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных.

     Таким образом, можно сделать вывод:

♦ двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций  мозга, он имеет связи со всеми  структурами центральной нервной  системы;

♦ существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;

♦ моторика детей с нарушениями  интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам  и закономерностям, что и у  здоровых детей, но значительно медленнее;

♦ нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка  с нарушениями интеллектуального  развития;

♦ нарушения моторики следует  корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее  выраженные нарушения двигательной сферы.

     Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка  предполагает:

♦ включение школьника  в доступные виды деятельности, в  том числе и занятия физическими  упражнениями;

♦ крепкое здоровье, хорошее  физическое развитие;

♦ оптимальный уровень  двигательных возможностей;

♦ физическое совершенство;

♦ потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

♦ коррекция выявленных нарушений моторики и физического  развития.

При поступлении в школу  на каждого ученика заводится  «Карточка здоровья ученика».

 

СОДЕРЖАНИЕ И  ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

     Физическое воспитание как комплексная система представлено уроками физической культуры, системой занятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков. Организация его целиком и полностью возлагается на учителя физической культуры. Именно от его профессиональной грамотности, знаний особенностей психофизического развития учащихся, личного обаяния будет зависеть успех работы. Учитель как личность должен соответствовать требованиям специального образования.

     Основным документом для учителя является комплексная программа физического воспитания для коррекционной школы VIII вида, составленная на основе дидактических, специальных коррекционных и общефизических принципов, а также принципов построения собственно программы (линейность, концентричность и линейно‑концентричность).

     Основными нормативными документами, рекомендующими систему физического воспитания в коррекционной школе, являются:

♦ Закон Российской Федерации  «Об образовании»;

♦ Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

♦ методические рекомендации к организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской  группе.

     Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушения физического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества.

     Упражнения в программах представлены:

♦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с предметами и без  предметов;

♦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей;

♦ корригирующими упражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений);

♦ подвижными и спортивными  играми;

♦ катанием на лыжах и  коньках;

♦ плаванием.

     Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессов функционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона – это результат проявления упражнения в различных соотношениях (пространственных, временных, силовых).

     Известно, что в отечественной педагогике, в том числе и в олигофренопедагогике, физическое воспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле: в первом случае – как социально значимое явление, поскольку подростков с нарушениями интеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни; во втором – как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики. Таким образом, содержание физического воспитания в коррекционной школе VIII вида включает:

♦ педагогический процесс, направленный на развитие личности умственно  отсталого школьника как субъекта педагогического процесса;

♦ физическую культуру как  учебный предмет с определенными  целями, задачами, принципами, методами обучения;

♦ условия и среду, в  которых подросток с нарушениями  интеллектуального развития обучается, воспитывается и совершенствуется как личность.

     Школьная, трудовая и в дальнейшем социально‑спортивная среда оказывают огромное влияние на индивидуальные проявления личностных черт: усвоение знаний, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями.

Информация о работе Физическая реабилитация детей с диагнозом «Олигофрения»»