Физкультура при аллергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:21, реферат

Описание работы

Болел ли аллергией древний человек, неизвестно. Но уже на заре нашей эры римский врач Гален описал насморк, возникающий от вдыхания нежного аромата роз. С тех пор странная болезнь под разными названиями (народ называл ее золотухой) широко распространилась.
Проявляется она спазмами бронхов, высыпаниями на коже, насморком, слезотечением, отеком слизистой раковин носа, век, лица. В начале века болезни дали название "аллергия", что означает "иное, необычайное действие". Имелись в виду разнообразные реакции, связанные с измененной чувствительностью организма или отдельных его систем на определенные факторы внешней среды.

Работа содержит 1 файл

Реферат физра.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

До недавнего времени  люди с аллергией, вызванной физической нагрузкой, имели небольшой выбор: плавание и, возможно, ходьба. Плавание -лучшее допустимое упражнение для людей с астмой. Это - прекрасное условие, потому что вода теплая, и воздух полностью насыщается водным паром.

Тренируясь в закрытом помещении, вы можете избежать самых  печально известных спусковых механизмов аллергии, особенно пыльцы и загрязнения, но не можете быть всегда уверены, что  внутренняя окружающая среда не содержит аллергенов.

Цель  физической культуры

Физическая культура и спорт являются действенным средством  организации досуга народа. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению). 

В данном случае можно говорить о феномене спорта и физической культуры. 

Цель  физической культуры – реализовать возможности оптимального  физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность  каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность. 

Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить с известной условностью на две группы: специфические и общепедагогические. 

1)Специфические  можно также разделить  на группы: 1) задачи  по оптимизации  физического развития  человека в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств,  совершенствования двигательных способностей, упрочения и  многолетнего сохранения и улучшения здоровья. 

«Физическими качествами»  человека принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность (мышечная масса, быстрота, выносливость, гибкость…). В основе всего многообразия двигательных способностей человека лежит совокупность тех его естественных качеств, коренящихся в телесной структуре и функциях его организма, благодаря которым он располагает возможностями  проявлять силу, быстроту и мощность в движениях, придавать им необходимый размах и координировать их в составе двигательных действий, выполнять продолжительную физическую работу, несмотря на возникшие утомление. От уровня развития данных качеств зависит насколько человек способен осуществлять двигательную деятельность. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств, развитие которых ведет к подъему  общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма. 

2) Основные специфические  – это специальные образовательные  задачи. Основные – это 1) сделать  достоянием каждого человека  базовые знания научно-практического  характера, накопленные в сфере физической культуры.; 2)обеспечить рациональное формирование индивидуального двигательных умений и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени совершенства. 

Важность этих задач  обусловлена тем, что без двигательных умений и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности. 

Охарактеризованные  две группы специфических задач  тесно взаимосвязаны, но не сводимы  друг к другу ни логически, ни в  их практической реализации. Их нужно  различать, но вместе с тем  надо иметь в виду органическую взаимосвязанность и взаимозависимость реальных результатов осуществления данных задач. 

2) Общепедагогические.  Важнейшими из них в системе  воспитания являются задачи, предусматривающие  нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности.  Объективное  единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.   

Задача  физической культуры

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в  физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и  общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов. 

К специфическим  задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи. 

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить: 

  • -- оптимальное  развитие физических качеств,  присущих человеку;
 
  • -- укрепление  и сохранение здоровья, а также  закаливание организма;
 
  • -- совершенствование  телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
 
  • -- многолетнее  сохранение высокого уровня общей  работоспособности.
 

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое  значение для человека. Широкая возможность  их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности -- в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды. 

Здоровье населения  в стране рассматривается как  самая большая ценность, как отправное  условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека. 

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность  людей.

Средства физической культуры

 

Важнейшим условием профилактики аллергии является правильное физическое воспитание ребенка, особенно в семьях, где есть аллергические  заболевания. 

Вырастить сына или  дочь здоровыми, жизнерадостными совсем не просто. Для этого надо многое знать и уметь, в частности иметь представление о правильном физическом воспитании ребенка, которое подразумевает развитие и совершенствование необходимых ему физических и психических качеств. 

Основным принципом  физического воспитания в семье  должна стать его оздоровительная направленность. Крепкий, полноценно развивающийся ребенок меньше болеет, а заболев, быстрее выздоравливает. 

Чтобы малыш рос  здоровым, за ним необходим тщательный уход. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок правильно питался, соблюдал режим дня и гигиену. 

Для него не менее  важна достаточная двигательная активность. Чем больше движений совершает  малыш, тем лучше у него развивается  кора головного мозга. В формировании движений существенная роль принадлежит  развитию нервной системы. Большое значение имеют и внешние раздражения, воздействующие на зрение, слух и побуждающие маленького ребенка к тому или иному действию. Сначала он учится брать и удерживает предмет, затем переворачиваться на живот, еще позже ползать, садиться и вставать. Обычно к году ребенок начинает самостоятельно ходить. 

Нормальный двигательный режим нужен не только маленькому ребенку, не менее важен он и для  школьника. В последние годы из-за высокой учебной нагрузки отмечается дефицит движений в режиме дня школьника, что приводит к появлению гиподинамии, которая отрицательно сказывается на деятельности многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, снижает работоспособность: в результате ослабевают внимание, память, нарушается координация движений. 

Лучшее средство повышения работоспособности —  это физические упражнения. Признание  великого французского мыслителя и  писателя Ж.-Ж. Руссо как нельзя лучше  иллюстрирует взаимосвязь деятельности мозга с движением. «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться». 

Физкультура как  средство профилактики и лечения  заболеваний находит все более  широкое применение в практике. К средствам физической культуры, используемым при аллергических заболеваниях, относятся специальные общефизические упражнения, подвижные игры, а также закаливание и массаж. 

Полезно совмещать  прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший оздоровительный эффект. 

Ходьба на лыжах  — наиболее доступный зимой вид  спорта, благотворно влияющий на организм ребенка. Во время лыжной прогулки в работу вовлекаются почти все группы мышц. Укрепляются; сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат, улучшаются обменные процессы в организме. Общение с природой успокаивает, создает положительный эмоциональный настрой. Но главное преимущество этого спорта — длительное пребывание ребенка на чистом воздухе, насыщение организма кислородом. К лыжному сезону лучше готовиться с осени. В утреннюю зарядку надо включать упражнения для развития мышц рук и ног, совершать пешие походы, бегать трусцой. Главное условие для начинающих — постепенность в увеличении нагрузки. 

В последние годы стал популярен бег трусцой. Это  действительно очень полезное упражнение. По легенде еще две с половиной  тысячи лет назад на огромной скале  в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». 

Многих привлекает этот спорт, но не все решаются выйти  на улицу, в парк. Поэтому психологически легче начинать бегать всей семьей, да и дети чувствуют себя увереннее рядом с родителями. Приобщать детей к бегу можно с 4-6-летнего возраста. Маленький ребенок еще не в состоянии пробежать значительную дистанцию с определенной скоростью. Однообразие быстро утомляет его. Чтобы не отбивать у него охоту к занятиям, специалисты рекомендуют чередовать бег с ходьбой и подвижными играми. Тренировки надо проводить не реже трех раз в неделю. Бегать можно в любое удобное время, лучше утром. За 10-15 минут до занятий полезно выпить стакан свежеприготовленного фруктового сока. Интервал между едой и тренировкой должен быть не менее двух часов. Во время бега можно дышать ртом при температуре воздуха до -15 O С. Наиболее удобная обувь для бега — кроссовки и кеды. Зимой лучше надеть свитер с плотным высоким воротом. 

Очень важно следить  за самочувствием ребенка, чтобы  избежать переутомления. Повышенная сонливость или бессонница — сигнал к тому, что нагрузка для него чрезмерна. Если во время бега появилась одышка или головокружение, занятие надо сразу же прекратить. Прежде чем возобновить тренировки, посоветуйтесь с врачом. После перенесенной болезни легкие пробежки можно возобновить через 10 дней. 

Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют нормальному развитию грудной клетки, в результате чего повышается вентиляция легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно-сосудистой системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопление газов, усиливает выделение пищеварительных соков, лучше всасываются пищевые вещества, усиливается обмен веществ. 

Наш век породил  стремление к знаниям. И некоторые  родители спешат приобщить к ним совсем маленьких детей, насыщая их чрезмерной информацией. К чему это может привести? К ломке естественного развития нервной системы, раннему ее истощению, к неврастении. И это порой уже непоправимо. 

Предупредить болезни  помогает правильный режим дня. 

При составлении  режима дня школьников 1-4 классов  можно взять за основу режим, разработанный  Институтом физиологии детей и подростков АПН. 

Естественно, что  ни одна схема режима дня не может  быть одинаково пригодной для  всех детей. Главное правило, которым надо руководствоваться при составлении режима дня,- это разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание, прогулки и игры на свежем воздухе.

Формы и методы лечебной физической культуры

 

Основные формы  ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), процедура (занятие) ЛГ, дозированные восхождения (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм.  

Формы ЛФК

  • Утренняя гигиеническая гимнастика;
  • Занятия лечебной гимнастикой;
  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями;
  • Прогулки, ходьба;
  • Массовые формы оздоровительной физической культуры;
  • Дозированные восхождения;
  • Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах;
  • Элементы спортивных игр;
  • Ближний туризм;
  • Элементы спорта;
  • Экскурсии;
  • Физкультурные массовые выступления, праздники.

Информация о работе Физкультура при аллергии