Физкультурно-спортивные сооружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Современные спортивные сооружения предъявляют новые требования к проектным и строительным компаниям: помимо функционального архитеркурно-конструктивного решения они должны также соответствовать последним представлениям о комфорте и технической оснащенности, быть безопасными и отвечать многоцелевому использованию.

Содержание

1. Предисловие

2. История бобслея в мире и нашей стране

3. Правила проведения и организация соревнований

4. Технические мощности бобслейных держав

5. Характеристика основных фаворитов

6. Состав спортсменов, представляющих нашу страну в Турине

7. Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по спортивным сооружениям.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


Физкультурно-спортивные

сооружения

 

Современные спортивные сооружения предъявляют новые требования к проектным и строительным компаниям: помимо функционального архитеркурно-конструктивного решения они должны также соответствовать последним представлениям о комфорте и технической оснащенности, быть безопасными и отвечать многоцелевому использованию.

Здоровый образ жизни для многих людей вопрос не только здоровья, но и престижа. Активный отдых и занятия спортом всецело вошли в жизнь современного человека. Все чаще жизненно важной частью нового образа жизни становятся физические упражнения, укрепление тела и духа, поддержание физической формы. Обеспечение спортивно-оздоровительных занятий не возможно без строительства физкультурно-спортивных сооружений.

План

 

 

1.                                  Предисловие

 

2.                                  История бобслея в мире и нашей стране

 

3.                                  Правила проведения и организация соревнований

 

4.                                  Технические мощности бобслейных держав

 

5.                                  Характеристика основных фаворитов

 

6.                                  Состав спортсменов, представляющих нашу страну в Турине

 

7.                                  Заключение

 

  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

 

 

Бобслей – один из олимпийских видов спорта, который представляет собой скоростной спуск на особенных управляемых санях-болидах, называемых «бобами», по специально оборудованным для этого дела ледовым трассам. Само название бобслей происходит от английского глагола bob – странно, неловко двигаться и sleigh – сани, кататься на санях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История бобслея в мире и нашей стране

 

 

Как и многие зимние виды спорта, бобслей происходит из Швейцарии, где состоятельные постояльцы горных курортов постоянно придумывали всякие  забавные штуки для собственного развлечения.

Сани, конечно, были известны людям давно, а вот конструкция такого приспособления, как боб, произошла только в конце XIX века. Правда, версии появления данного аппарата разные. По одной из них, английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и при помощи такого сооружения путешествовал из швейцарского курортного городка Сент-Морица в расположенную ниже деревню Чилерину, видимо, по причине лени, не желая добираться, как все нормальные люди, на лыжах или еще как-нибудь. По другой версии, ленивый англичанин тут ни причем – все дело в самих швейцарцах, которые придумали к тобоггану, то есть к таким индейским деревянным санкам без полозьев, приделать поворотный механизм.

 

Как бы то ни было, вскоре бобслей стал очень модным на не менее модных европейских курортах.  Первый бобслейный клуб был основан в 1897 году все в том же Сент-Морице. По этому увлекательному и опасному виду спорта даже стали проводиться соревнования и национальные чемпионаты. Пионерами в этом стали Австрия и Германия, где бобслеисты со всей страны могли посоревноваться друг с другом уже в 1908 и 1010 гг. соответственно. К 1914 соревнования проходили на самых разных ледяных трассах и спортсмены не уставали экспериментировать. Тем не менее, бобслей  оставался любительским и полупрофессиональным до 1922 года. А в 1923 для бобслеистов всего мира произошло знаменательное событие – их любимый вид спорта признали профессиональным. В ознаменование этого была даже основана Международная федерация бобслея и тобоггана.  А вскоре началась и подготовка к включению бобслея (а именно, разновидности с четырьмя спортсменами) в программу зимних Олимпийских игр 1924 года в Шамони. Парный спуск официально был представлен на Олимпийских играх в Лэйк Плэсиде в 1932.

 

Долгое время бобслей оставался видом спорта для избранных – то есть для молодых и богатых любителей приключений и острых ощущений. Сливки общества, отдыхающие на различных горнолыжных курортах, даже толком не тренировались – они просто покупали либо брали в аренду сани (что, конечно, тяжеловато было сделать среднестатистическому гражданину со среднестатистической зарплатой), пару раз спускались с трассы в качестве второго пилота, а затем, поняв принцип управления, брали его на себя.

Лишь в 50-х годах этот вид спорта начал приобретать современные черты. Бобслеисты поняли важность разбега перед стартом, а потому начали привлекать в команды представителей других видов спорта, которые могли бы обеспечить мощный толчок. Вскоре многие гандболисты, легкоатлеты и гимнасты заинтересовались бобслеем. А в 1952 было введено правило ограничивающее вес участников, и тем самым для толстячков, за счет одной своей массы придающих большее ускорение бобу, этот спорт был закрыт. Зато открыт для атлетов, которые и привнесли в бобслей должный профессионализм.

 

С тех пор бобслей продолжал развиваться, шагая в ногу с научно-техническим прогрессом, совершенствуя трассы и оборудование, о чем будет сказано ниже.

 

До середины 80-х крупнейшими соревнованиями для бобслеистов были Чемпионаты Европы, мира, и, конечно, Олимпийские игры. Однако с этого времени начал проводится Кубок мира, многочисленные этапы которого прибавили остроты соперничеству бобслеистов.

Ну, и чтобы завершить наш не очень краткий исторический экскурс на радостной ноте, сообщим, что в начале 90-х в бобслее было исправлено значительное упущение – впервые в соревнованиях стали участвовать женщины-бобслеистки.

 

В конце 70-х годов руководство Спорткомитета, поняв, что бобслей – это олимпийский вид спорта, где идет борьба за золотые медали, волевым решением начало формировать сборную. В Латвии нашлись энтузиасты. Роланд Упатниекс, в прошлом спортсмен-саночник, был назначен старшим тренером, впоследствии он 7 лет возглавлял сборную СССР. Благодаря его стараниям были достигнуты самые большие успехи Союза в бобслее. В 80-м уже была сформирована полноценная сборная. И все же тогда еще люди не очень хорошо понимали, что нужно для оптимального функционирования команды. Мировая практика подсказывала, что выбирать будущих бобслеистов лучше всего из легкоатлетов: спринтеров, прыгунов с шестом, многоборцев, бегунов-барьеристов... Стояла задача создать команду, которая была бы конкурентоспособна на международной арене. К примеру, сборная Швейцарии занимается этим видом спорта уже больше 100 лет. Естественно, у них был накоплен колоссальный опыт. Нам же предстояло с ними бороться.

 

Буквально через четыре года, на XIV зимних Олимпийских играх в Сараево наш экипаж занял третье место – небывалый успех! Но тогда ситуация несколько отличалась от сегодняшней. В те годы государство ресурсов на спорт не жалело. На одном из заводов Риги был создан специальный цех, куда собрали специалистов, привлекали ученых по аэродинамике, по металлу... И к Олимпийским играм в Калгари была создана машина, по тем временам единственная и уникальная в своем роде. На ней-то мы и выиграли золото в двойках (Янис Кипурс и Владимир Козлов) и бронзу в соревнованиях четверок (Янис Кипурс, Гунтис Осис, Юрис Тоне, Владимир Козлов).

 

При распаде Советского Союза трасса, так как была построена в Риге, отошла Латвии, которая сегодня особых успехов не выдаёт. И Россия осталась не с чем. Всё изменилось в 1998 году, когда обновились кадры в национальной федерации.

 

Сначала мы машины арендовали, затем покупали. Брали в основном в Германии, у фирмы "Гермина". В то время нам казалось, что это хорошие машины. Но сами сборные Германии на них не выступали. Они используют бобы, которые производятся для них эксклюзивно. Поэтому, какими бы хорошими атлетами мы ни были, без настоящих бобов мы не конкурентоспособны. В прошлом году мы практически всегда выигрывали старт, но к финишу приходили только четвертыми-пятыми. Невозможно на рядовой, туристической машине обгонять гоночную. А бобслей – это, в первую очередь, технический вид спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила проведения и организация соревнований

 

 

Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта. Правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе, хотя это бывает крайне редко. Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки. В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим. Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа. На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.

 

Во время соревнований команда может быть дисквалифицирована, если ее члены не имеют защитных шлемов. Кроме того, дисквалификации подлежат команды, уличенные в подогреве полозьев боба для лучшего скольжения или использующие дополнительный балласт для повышения скорости спуска. Правила также запрещают участникам команд иметь на шлеме, одежде или санях рекламу фирм, не согласованную с организаторами соревнований.

 

Трассы бобслея бывают разные. Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия) проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.

 

Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности. Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена. После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.

 

Кстати, во время спуска боб может развивать скорость около 135 км/ч всего за 60 секунд, при этом спортсменам приходится совсем не сладко – во время этого они испытывают четырехкратную силу тяжести.

 

В бобслейную команду входят пилот, то есть человек, непосредственно управляющий бобом, и тормозильщик, то есть сидящий сзади и ответственный за торможение спортсмен. В команду из четырех человек, помимо указанных персонажей, входят два так называемых толкателя, которые, собственно, занимаются толканием боба, а во время гонки сохраняют равновесие снаряда (перекладывают массу туда-сюда, то есть, как сказали бы яхтсмены, откренивают).

Кроме основных элементов, бобслеистам нужны специальные костюмы, которые одновременно должны предохранять атлетов от холода, но не вызывать перегревание, проводить достаточно воздуха и при этом быть легкими. Сегодня для таких костюмов используется специально разработанный материал, предназначенный для активного времяпрепровождения в экстремальных температурных и атмосферных условиях.

 

И, конечно, нельзя забывать о шлемах, особенно если учесть, что не слишком удачливым спортсменам иногда приходится часть спуска проделывать буквально на головах. Сейчас их также изготавливают из специального материала, который благодаря уникальной технологии максимально поглощает удар и весит не очень много. Обувь у бобслеистов тоже не простая – на подошвах расположены шипы для лучшего отталкивания ото льда, правда, они не должны быть толще 1 мм, длиннее 4 мм и расположены друг от друга не ближе 3 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические мощности бобслейных держав

 

 

Не сложно догадаться, что для бобслея прежде всего необходим боб, то есть специально сконструированное приспособление, давшее название виду спорта. Первый в мире боб появился в 1904 году, причем был сделан из дерева. С тех пор прошло более ста лет, и облик боба коренным образом изменился.

 

Современные сани для бобслея изготавливаются из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы (для обеспечения аэродинамичности снаряда), к которому крепятся две пары полозьев-коньков. Передняя пара коньков подвижна и соединяется с рулем, а задняя, оснащенная тормозом – неподвижна. Хотя на протяжении истории бобслея количество спортсменов в одном бобе варьировалось от 2 до 5 (некоторые команды даже состояли из трех мужчин и двух женщин – «чумовой расклад», как говорилось в одном американском молодежном кино), а иногда и 8, сегодня бобы бывают двух- и четырехместные. Каждые такие саночки должны отвечать очень строгим стандартам. Так, двухместный боб не должен быть длиннее 2,7 м и не превышать 165 кг, а четырехместный не может выходить за рамки 3,8 м и 230 кг. Кроме того, лимитирован и вес экипажа – в двойке должны сидеть товарищи, чья суммарная масса составляет не более 200 кг, а в четверке – 400. Существует и невообразимое количество других правил, в том числе и о химическом составе полозьев (например, они не должны включать радий), их температуре, использовании смазочных материалов (что запрещается), специальные параметры и процедура взвешивания и многое-многое другое, на перечисление чего ушла бы уйма времени.

 

 

Немецкий боб

 

Но каким бы гениальным ни был пилот и какими бы быстрыми и сильными ни были его разгоняющие, без реактивной машины в бобслее бороться за подиум нельзя. Так ведь и с этим у немцев полный порядок. В германском Институте разработок спортивного оборудования (FES) под бобслей выделен колоссальный бюджет, что позволяет немцам каждый сезон полностью обновлять не только свой "автопарк", но и вести непрерывные эксперименты с "железом" - деталями к бобам.

 

По словам президента Федерации бобслея России Валерия Лейченко, в начале каждого сезона FES только "под Ланге" готовит 30 - 40 различных вариантов полозьев. И далеко не всем из них уготована честь быть поставленными на его боевую машину. Немец отбирает 3 - 4 лучшие пары, которые одинаково быстро едут и в снег, и в дождь, и в палящее солнце. Потому-то Андре полностью лишен какой бы то ни было головной боли относительно погодных условий - на что, к примеру вынуждены постоянно обращать внимание россияне.

Информация о работе Физкультурно-спортивные сооружения