Эстетический компонент в современном спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:11, реферат

Описание работы

Объект исследования: спорт как массовая культура.
Предмет исследования: спорт как феномен массовой культуры.
Цель исследования: определить роль и значение спорта как составляющей массовой культуры и его феномен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы понятия массовой культуры и место спорта в данном аспекте………………………………………………………………………………..3
2. Спорт как социальный феномен массовой культуры общества……………….4
3. Эстетический компонент в современном спорте……………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...9
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2

1. Теоретические  основы понятия массовой культуры  и место спорта в данном  аспекте………………………………………………………………………………..3

2. Спорт  как социальный феномен массовой  культуры общества……………….4

3. Эстетический  компонент в современном спорте……………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...9

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Спорт - культура тела, укрепление здоровья человека, систематическое и разностороннее совершенствование человеческого организма в интересах и защиты Родины.

     Являясь одним из сильнейших средств массового  оздоровления населения, физкультура и спорт в стране всячески поощряются в поддерживаются правительством, считаются  государственным делом.

     Физическая  культура и спорт приобретают в нашей стране все большее и большее распространение, охватывая все слои населения, все профессии и возрасты.

      С развитием науки и процветанием прогресса, как это не парадоксально  звучит, спорт начал принимать  более широкие очертания и привлекать более широкие слои населения.

     Наиболее  проявляют себя в этом плане различные  виды спортивных соревнований: олимпийские игры, чемпионаты Мира, чемпионаты Европы, которые привлекают наибольшее внимание общества. Это внимание выражается как в обыкновенном просмотре данных соревнований (своего рода болельщики), так и меценатство, которое в последнее время более популяризировалось.

      Объект  исследования: спорт как массовая культура.

     Предмет исследования: спорт как феномен  массовой культуры.

     Цель  исследования: определить роль и значение спорта как составляющей массовой культуры и его феномен. 

 

1. Теоретические основы  понятия массовой  культуры и место спорта в данном аспекте

     Массовая  культура - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т.п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

     «Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных не инфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, болезни сердца, диабета, ожирения и др.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.)» (1.стр.37-38).

     Помимо  этого, общемировой тенденцией стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, его самовыражения и развития. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе разрешать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе. «…Более того, международное олимпийское движение направлено на развитие спорта как одно из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества»(2.стр.10). В этой связи удовлетворение общих человеческих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физической культурой и спортом, является одной из важнейших задач в любой стране, поэтому на современном этапе чрезвычайно актуальным видится реализация права человека и гражданина на занятие физической культурой и спортом. Это определяет важнейшую роль права на занятие физической культурой и спортом с точки зрения реализации гражданско-правовой защиты указанного права.  
 

2. Спорт как социальный феномен массовой культуры общества

     Для того, чтобы спорт стал необходимым в жизни человека, уже с раннего возраста важно предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния.

     Занятие спортом - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

     Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей(3.стр.10-12). Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями. Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств. Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни(4.стр.123).

     Термин  “физическая культура” является центральным понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. «Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином “физическая культура", тем дальше удаляемся от понимания ее истинной сущности»(5.стр.30-32).

     Культура - это, прежде всего, основной способ, а  также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот. Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными и целесообразными, когда человек пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами - только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, спорт есть способ и мера преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей.

     Спорт - это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек. Большой спорт обычно считают сферой, состояние которой наиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования физической культуры. Считается, например, что спорт высших достижений в лице своих атлетических видов является наиболее концентрированным выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким стандартам. Если возможны в отношении культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического, нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

     За  такими утверждениями стоит ошибочная  убежденность, что сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека - это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и выражает суть физической культуры личности. С другой стороны широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека(6.стр.224).

     В отношении большинства иных видов  культурного развития человека, как  правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может на протяжении практически всей своей жизни наращивать и укреплять свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность увеличивать потенциал своей физической культуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культуру как не равнозначное явление по отношению к другим видам культуры, не связанную с иными типами культуры и не обусловленную ими.

     Сложность проблемы физической культуры также обусловлена тем, что часто понятие “физкультурная деятельность", под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностью отождествляется с деятельностью по развитию физической культуры.

     Рассматривая  феномен спорта, следует, прежде всего, принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. - многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью.

     Спорт как феномен массовой культуры обладает огромной социальной значимостью, является популярным видом зрелищ и успешным конкурентом в борьбе за потребителя с другими составляющими индустрии развлечений. Оказывая сильное воздействие на эмоциональную сферу людей, спортивные зрелища становятся не только способом организации досуга, но и мощным фактором консолидации общества.

     Феноменальный рост популярности и социальной престижности спорта стал возможен в большой степени благодаря деятельности масс-медиа. Освещая спортивные события, они способствуют изменению или поддержанию определенного психологического состояния людей. Посредством интерпретации и оценки деятельности спортсменов СМИ конструируют одну из возможных версий состязания. Важным средством освещения спортивных событий наряду с другими видами масс-медиа (радио, телевидением, Интернетом) является газетный спортивный дискурс. Потребности общественной практики, перераспределение ролей между масс-медиа, их взаимовлияние приводят к смещению изначально присущей газетному спортивному дискурсу информационной направленности в сторону комментирования спортивных событий, к усилению развлекательного начала и появлению новых гибридных типов текста. 
 

3. Эстетический компонент в современном спорте

     С давних пор существовала взаимосвязь  искусства и спорта в системе  мировой культуры. Налицо тот факт, что спорт входит в сферу художественной культуры современного общества, и вопрос состоит в том, как он соотносится с той или иной ее частью(7.стр.445-447).

     В современном мире художественная культура представляет собой многомерное и неоднородное явление, как по характеру удовлетворения эстетических потребностей зрителей, так и по способу ее воспроизведения. Тенденция к синтетическому, обобщающему воплощению художественной образности находит свою реализацию в спортивно-зрелищных мероприятиях. Развитие этого феномена основано на сопряжении двух полюсов: праздничности и реальности, фантазийности и обыденности. Расширение художественной культуры происходит путем эстетического освоения в сфере спортивной практики, обогащая ее все новыми элементами различных видов искусств.

     Элемент зрелищности обретает равные права  с соревновательным моментом в спортивном состязании. Таким образом, включение спорта в систему культуры современного мира представляет собой качественно новый этап. За последние десятилетия спорт и искусство вплотную сблизили свои границы, несмотря на существующее давнее соперничество в достижении массовости и популярности. Произошедшее объясняется тем обстоятельством, что объединяющим принципом для обоих служит эстетическое начало. Как спорт, так и искусство отдают приоритет в демонстрации физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей человека. При том, что они используют различные средства воздействия, функциональная задача их едина. А именно: отобразить в чувственно-наглядных образах гуманистический идеал современности.

     Спорт формирует новый эстетический и  художественный феномен массовой культуры, который обретает свои обозримые формы в спортивно-массовых шоу ("Танцы на льду", "Ледниковый период"), спортивных праздниках, Олимпиадах (открытие и закрытие которых оформлены как театральное действо) и т.д.

     Культурная  ситуация сегодняшнего дня выдвигает новую эстетику повседневности, стирающую грани между "высоким" и "низким" искусством. Эта линия проводится и в демократизации спорта, когда спортсмены за короткий срок обучают навыкам владения тем или иным спортивным видом, что называется, "людей с улицы". Массовая культура и массовый спорт имеют объединяющий стимул всеобщей распространенности и всеобщей доступности. Такой подход является модным веянием времени, с одной стороны, расширяя рамки коммерциализации спорта и искусства, с другой, реализуя естественную потребность человека - заниматься спортом и творить. Какой бы деятельностью ни занимались люди, спортивной или художественной, эстетический компонент всегда присутствует в любом творчестве, как и стремление к прекрасному

Информация о работе Эстетический компонент в современном спорте