Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Физкультура".

Работа содержит 1 файл

dilyarачиa.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

1. Физическая культура  и ее роль в обществе

       Физ-ра – Творческая деятельность человека по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

       Цель  физической культуры - всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего совершенствования его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом (т.е. фактически речь идет о формировании физической культуры личности).

       Способ  достижения гармонии человека один - систематическое  выполнение физических упражнений. Кроме  того, экспериментально доказано, что  регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг.Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечнососудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.Итак, физическая культура составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека.В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью выделить две основные стороны:

 во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);

 во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.

 Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий: географической среды; условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил; экономических и социальных факторов.

2. Гипокинезия и Гиподинамия, их неблагоприятные влияния на организм.

Гипокинезия – состояние организма обусловленное недостаточностью двигательной активности связанные со здоровьем (сломал ногу), что может способствовать развитию гиподинамии, характеризующейся совокупностью отрицательных морфофункциональных изменений в организме (атрофические изменения в мышцах, понижение ортостатической устойчивости, изменение водносолевого баланса и т.д.) вследствие длительной гипокинезии. В итоге снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость к силовым показателям.

Гиподинамия – состояние организма обусловленное недостаточностью двигательной активности связанные с образом жизни.

      Гиподинамия в сочетании с другими факторами  может  явиться  предпосылкой  к возникновению целого ряда болезненных  состояний и даже заболеваний. Она сопровождается снижением общей работоспособности, что обуславливается уменьшением  легочной  вентиляции и снижением газообмена в организме. Масса   и  объем  мышц  снижаются, в  них  наблюдаются   выраженные   дистрофические   изменения,  происходит  изменение   сократительного  аппарата, мышечного тонуса, и, как следствие, ослабление выносливости.

      Наиболее  устойчивы к развитию гиподинамии  мышцы шеи и спины, наименее устойчивы  мышцы живота (что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания и пищеварения.

      Тонус артериальных и венозных сосудов  ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе  белков, жиров, углеводов, воды и солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервномышечных напряжений.

      Вследствие  уменьшения  нагрузки   на   сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное  состояние  сердца, его размеры  уменьшаются, работа становится менее «экономичной».  Появляется  учащение  и  снижение силы  сердечных  сокращений,  уменьшение  ударного  и  минутного  объема   крови. Длительная  гиподинамия,  уменьшая  нагрузки  на   костный   аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов. Это  приводит  к остеопорозу и снижению прочности всей костной ткани.

      Вышеперечисленные признаки гиподинамии ведут к снижению защитных сил организма, повышенной утомляемости, нарушению сна, снижению умственной и физической работоспособности.  

3. Значимость физической  культуры  и спорта  в подготовке студентов   к профессиональной  деятельности 

 Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. 
Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

 В настоящее  время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным  заведением ставится задача — вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных н специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.

   Вследствие этого физическое  воспитание студентов должно  осуществляться с учетом условий  характера их предстоящей профессиональной  деятельности, а значит, содержать  в себе элементы профессионально-прикладной  физической подготовки (далее в тексте этот термин будет приводиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. В связи с этим ППФП включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов высших учебных заведений. Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых — существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве. 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

 К средствам  ППФП относят, как правило, обычные  физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной  частью программы физического воспитания будущих специалистов. Задачи ППФП направлены на: всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся; преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности; формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью; подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся; воспитание специфических волевых качеств. содействовать повышению производительности труда работающих; способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду; создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травма¬тизма и бороться с производственным утомлением работающих сред¬ствами физической культуры и спорта. Как известно, ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся Вузов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает. Фундаментальным принципом системы физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей.

   Эта взаимосвязь осуществляется  на практике посредством внедрения  средств физической культуры и спорта в научную организацию труда. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта. 2. Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятельности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 4. Признаки усталости и утомления, их причины и профилактика

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия. Усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делуНедостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Количество сахара в крови в покое уменьшается.Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания должны быть запрещены. При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Итак Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"