Стресс-факторы в процесс учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента
1.Сущность понятия "стресс"
2 Стресс в жизни студента
Глава I I.Методы борьбы со стрессом
Заключение

Работа содержит 1 файл

стресс.docx

— 31.25 Кб (Скачать)

Введение                                                                                                            3

Глава I. Теоретические  аспекты изучения стресса в жизни  студента

1.Сущность понятия  "стресс"                                                                      4

2 Стресс в жизни  студента                                                                             8

Глава I I.

  1. Методы борьбы со стрессом                                                                    12

 

Заключение                                                                                                     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими  обществами, различными мероприятиями  и весельем. Она кажется беззаботной  и легкой для многих студентов. Для  других, однако, это всего лишь очередное  изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым  людям; но они могут быть и уже  взрослыми, тогда на них и так  уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими  годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это  стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический  стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может  сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической  успеваемости. Трудности с успеваемостью  в свою очередь также создают  дискомфорт, в результате чего общий  стресс усиливается. Некоторые исследователи  отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью  и весом.

Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые  роли и модифицировать старые, в  результате чего они также могут  испытывать стресс.

Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и  пр.

 

Глава I. Теоретические  аспекты изучения стресса в жизни  студента

1.Сущность понятия "стресс"

В психологии понятие стресса  рассматривается с многих точек  зрения.

Стресс понимается как  нажим, давление, напряжение (англ).

Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее  состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая  реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений  живого организма в ответ на любое  предъявленное ему требование, иначе  общий адаптационный синдром, (таким  образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет  жизни). Феномен неспецифической  реакции организма в ответ  на разнообразные повреждающие воздействия  называется общим адаптационным  синдромом, или стрессом. Такое определение  стрессу дал Г. Селье.

Также стресс - это состояние  индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом  уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно  сильные воздействия внешней  среды, которые находятся на грани  переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные  факторы (Кузнецов А. Г) - вызывают в  организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Встречается и такое определение  стресса - ситуация, в которой человек  испытывает перенапряжение.

Виды стресса можно  классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры - разнообразные  экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального  состояния - стресса.

а) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая  или низкая температуры, болевые  стимулы и т.д.

б) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный - эутресс,

б) стресс вредоносный - дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или  внешних факторов.

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

Положительный эмоциональный  фон;

Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

Одобрение действий индивидуума  со стороны социальной среды;

Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного  характера:

Эмоционально-когнитивные  факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство  беспомощности перед возникшей  проблемой и т.д.;

Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности  организма;

Большая продолжительность  стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Необходимо отметить, что  стресс - это сложное, неоднозначное  явление, проявляющееся на самых  различных уровнях биосоциального существа под названием - человек. Стрессам подвержен каждый человек вне  зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем  с окружающей нас средой путём  осуществления каких-либо поведенческих  актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив  деятельности, обдумывая свои планы  на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной  степени его выраженности.

Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой  различной: от лёгкого возбуждения  в предвкушении, допустим, поездки  в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического  стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую  сферу.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим  инструментом тренировки и закаливания  человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики  и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником  в непрекращающейся адаптации к  любым изменениям в окружающей нас  среде. Ганс Селье писал: "Вопреки  расхожему мнению мы не должны, да и  не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию  жизни".

Термин "стресс" часто  употребляют весьма вольно, появилось  множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому  полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс - это не просто нервное  напряжение. Стрессовые реакции присущи  и низшим животным, вообще не имеющим  нервной системы, и даже растениям. Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной". Ганс Селье говорит, что полная свобода  от стресса означает смерть.

 

 

 

 

 

 

 

2 Стресс в жизни  студента

Студенческая жизнь полна  чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной  работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у  студентов начинается по крайней  мере за 3-4 дня до начала сессии и  сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие  эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная  сессия сопровождается непрерывным, хроническим  стрессом. Последствием такого стресса  может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда  страдает, в первую очередь, нервная  система, ее ресурсы истощаются, заставляя  работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению  болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек  длительное время находится в  состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных  стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи  и другие события жизни, которые  психиатры обозначают как психические  травмы. Период обучения оказывает  значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа - с невротическими расстройствами; 2-я группа - с риском их развития; 3-я группа - здоровые. Уровень невротических  расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Валеологический подход к  стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно  определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается  подготовленным, натренированным к  стрессовой ситуации. Т.е. напряженная  работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов  совершенно не придерживаются этого  правила.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном  процессе необходимо регулировать. Это  задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении  в учебный процесс основ здорового  образа жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих  технологий.

Интенсивность и напряженность  современной жизни провоцирует  на психологическом уровне возникновение  негативных эмоциональных переживаний  и стрессовых реакций, способных  привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Стресс - это своеобразная реакция человека на психическое  или физическое напряжение, которая  является физиологическим безусловным  рефлексом. Стресс - это часть нашей  повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время  сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется  в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических  расстройств или других болезней.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся  проблемы, на бесконечный процесс  борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации или событиями в  личной жизни человека.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:

недостаток сна;

несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

не выполненные или  выполненные неправильно задания;

большое количество пропусков  по какому-либо предмету;

отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

недостаточно полные знания по дисциплине;

плохая успеваемость по определенной дисциплине;

перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить  за конкретный период времени;

конфликт ролей. Он может  возникнуть в результате различий между  нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может  почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования преподавателя - с другой;

отсутствие интереса к  дисциплине или предлагаемой студенту работе;

Информация о работе Стресс-факторы в процесс учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физической культуры