Технико - тактическая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 86.12 Кб (Скачать)

Техника - очень важный компонент  футбола. Велик ее арсенал. Неустанно  повышать свой технический потенциал - задача номер один для каждого  футболиста. Техническому совершенствованию  нет предела. Повышению технического мастерства способствуют высокая культура тренировок и соревнований, целеустремленность, настойчивость, воля и трудолюбие игроков. Огромна в достижении этой цели и  роль индивидуальных тренировок [И.Н. Новокщенов, 2003].

1.2 Тактика и психологическая  подготовка в футболе

Футбол - соревнование не двух спортсменов, а двух коллективов, команд. Высокая спортивная форма всех игроков  может стать важным помощником команды  на пути ее к успеху. При этом ведущим  элементом считается психологическая  готовность игрока к соревнованию.

Итоги выступления команды  в крупномасштабных соревнованиях (в чемпионате мира, Европы, страны), при прочих равных условиях с соперниками, в значительной мере зависят от качества психологической подготовки игроков.

В психологической подготовке очень важен характер задач, поставленных перед командой. Нельзя допустить, чтобы  это были непосильные задачи, нельзя и довольствоваться малым. Задачи эти  должны быть посильными и отвечать возможностям команды на сегодня  с перспективой на завтра.

Особые (и немалые) трудности  в психологической подготовке возникают  у тренеров детских и юношеских  команд: ведь психика детей (да и  юношей) еще недостаточно устойчива, порою очень ранима [Ж.Л. Чесно, 2002].

Главные средства воздействия  тренера на психику футболиста - слово, голос, интонация. Слово тренера  может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все  усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем - не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон.

Состояние повышенного возбуждения  у футболистов может вызвать  и сам тренер, если, давая установку  на игру (в день матча), будет излишне  требовательно говорить о задаче команды «выиграть во что бы то ни стало». Еще хуже, если это настоятельное  требование высказать «досрочно» и  в такой форме, которая не допускает  даже попытки оспорить или просто возразить: «Выиграть, выиграть, и только выиграть!» В результате такой  «перенакачки» в сознании игроков возникнет изолированный очаг возбуждения, который может вначале затормозить, а затем и подавить все остальные начала. Для ребят и так ясно: соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать. И чересчур часто напоминать им об этом нет нужды [Б.Г. Чирва, 2004].

Перевозбуждение может быть и общим, если тренер представит соперника  слишком грозным. Характеризуя соперника  действительно сильного, надо детальнее  всего остановиться на его слабостях  и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого представить более сильным, чем он на самом деле, чтобы не вызвать у футболистов излишнего возбуждения, боязни или во втором случае полного успокоения и самоуверенности, снижающих предыгровой тонус и ослабляющих старательность подготовки к матчу. Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверенность в успехе нежелательны: пагубно отражаясь на тактике игры, они придают действиям игроков торопливость или инертность. Подвести всех ребят к оптимальному предстартовому состоянию, к общему знаменателю помогает разминка перед игрой. Чрезмерно возбудимые юные футболисты должны выполнять гимнастические упражнения в замедленном темпе, апатичные - в более быстром [Ю.Л. Ханин, 1990].

Обычно разминка состоит  из двух частей - гимнастических и беговых  упражнений. Нагрузку для ребят можно  регулировать скоростью выполнения этих упражнений и упражнений с мячом (передач, ударов по воротам, а также  игр с мячом 5x5 в «квадрате»). Такая  программа разминки позволяет тренеру  уравновесить в питомцах состояние  готовности к началу матча.

В процессе игры тренеру  не следует выдавать игрокам свое психологическое состояние (оно  может выразиться в заметных для  футболистов возбужденных движениях; в чрезмерно активном руководстве  игрой): волнение наставника тут же передается ученикам. Неверно действуют  тренеры, стремясь подсказать футболисту верный ход в момент, когда тот уже сам выбрал средство решения конкретной сиюминутной тактической задачи: сигнал тренера вызывает у игрока растерянность, ставит перед необходимостью быстро выбирать уже из двух возможных решений одно. Игрок теряет время, теряется и во многих случаях ошибается. Учить надо не в процессе игры, а на тренировках. Лишать игрока инициативы - значит воспитывать из него «автомата». Наоборот, в детском и юношеском возрасте всячески поощрять инициативу футболистов, если ее проявление идет на пользу команде. Инициатива -- сестра творчества, а творчество игрока в процессе матча, направленное на оригинальное решение обусловленных матчем тактических задач, -- признак способностей, даже таланта футболиста, поистине бесценный дар [Ж.Л. Чесно, 2002].

Опытные игроки настраивают  себя на соперничество каждый по-своему: кто - самоубеждением, успокоением; кто - разминкой.

Есть у футболистов  и разные приметы, которые могут  и лучшему настрою на игру способствовать и мешать этому. С этим злом тренеру  надо решительно бороться, всячески разбивать  веру в любую примету.

Об игре думать в дни  до нее. А в день игры - отвлекаться  от футбола (чтобы сохранить свежесть психики): читать книги, журналы, газеты, играть в шахматы и шашки, совершать  прогулки и беседовать с товарищами на отвлеченные темы [А.И. Шамардин, 2000].

Не преувеличивать силы соперника. Это может привести к потере чувства  уверенности, к возникновению мысли  о поражении и его последствиях, в конце концов - к снижению эмоционального настроя. Не конечный результат соревнования должен занимать игрока, а сама игра, поиски методов и средств достижения победы, целесообразных действий, взаимопонимания  с партнерами. Всякая демобилизованность, вызванная чувством самоуверенности и недооценкой силы соперника, ведет к снижению игрового тонуса и боеспособности футболиста.

Еще до начала игры можно  эффективно для команды воздействовать на соперников. Так, дружное и громкое (на едином вздохе) приветствие соперников демонстрирует единство команды, ее дружный, высокий настрой на игру. Надо дружно приветствовать и зрителей (до некоторой степени это еще  до игры помогает завоевать их симпатии), после чего разбежаться по полю и  сделать несколько демонстративных (в меру, конечно) ускорений, еще разок показывая соперникам уверенность и готовность к борьбе на любом уровне [Ж.Л. Чесно, 2002].

Начать игру надо в темпе  и постараться быстро захватить  инициативу. Хорошо, если с первой попытки  удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника  настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать смелость, решительность и бескомпромиссность в единоборствах. Дружное начало наверняка задаст высокий эмоциональный  фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся  и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать  в рядах соперников некоторую  растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы [Ю.Л. Ханин, 1990].

Коллективного осуждения  требуют недостойные спортсменов  грубость (особенно умышленная), симуляция, провокации (с целью извлечения выгод  для команды), недисциплинированность, грубое нарушение спортивной этики. Каждый из таких поступков и проступков снижает и тактический (не говоря уже о морально-волевом) потенциал команды.

Персональная опека выводит  соперника из психического равновесия. Опекаемый теряется и нервничает. Нарушаются тактические связи в  его звене. Фактически это означает, что в команде становится как  бы на игрока меньше.

Соперник, плохо размявшийся  перед матчем, не готов сразу предложить высокий темп. Тем самым он уступает инициативу, оказывается в роли обороняющегося. Перехватить инициативу всегда труднее, чем овладеть ею. У усталого игрока - усталая психика; нарушаются реакция, восприятие, внимание и т. д. Игрок, сохранивший физическую и психическую свежесть, всегда будет иметь преимущество в конце матча [А.И. Шамардин, 2000].

Игру команды нетрудно «сломать», а в результате - потерпеть  поражение, если проходить мимо многих так называемых мелочей, которые  нередко либо мобилизуют (если их предусмотреть  и тщательно учесть), либо демобилизуют команду в психологическом плане.

У волевой команды с  хорошей психологической подготовкой  такая реакция соперника на неудачу  вызовет лишь прилив спортивной злости. Она удвоит, утроит усилия ради того, чтобы выйти из смешного положения. И кто знает, как закончится матч [Ж.Л. Чесно, 2002].

В детских командах преждевременная  радость при временном успехе завершается слезами проигравших  по окончании матча. Такие стрессовые эмоциональные нагрузки вряд ли нужны  юным футболистам. Отрицательно сказывается на качестве психологической подготовки пассивная оборона (числом, но не умением) после временного успеха: у обороняющихся падают волевые качества, а в самый нужный момент их у игроков не оказывается.

1.3 Технико-тактические действия  в футболе

Тактика - это совокупность методов коллективно организованных действий команды, направленных на преодоление  сопротивления противника средствами спортивной борьбы.

Тактика игры слагается из индивидуальных и коллективных действий. Индивидуальные действия предполагают выбор места и в обороне  и в атаке, отбор мяча, выполнение технических приемов в тактических  целях (например, тактическая подготовка спортсменов ведение мяча, обводка  соперника с целью создания численного преимущества).

Коллективные действия основываются на технической подготовленности игроков, тактическая подготовка спортсменов. На начальном этапе обучения, когда  футболисты только осваивают азы  тактики, первостепенная задача тренера - научить их ориентироваться и  взаимодействовать в парах и  тройках. Для этого следует широко использовать не только игру в футбол, но и подвижные и другие спортивные игры и упражнения:

- подвижные игры, близкие  футболу по характеру игровой  деятельности, например «Пустое  место», «У медведя на бору»,  «Салки», «Мяч среднему», «Не  давай мяч водящему»;

- баскетбол и ручной  мяч - (по упрощенным правилам);

- ведение мяча с остановками  по зрительному сигналу;

- передачи мяча в парах  и тройках на месте и в  движении;

- игра в парах на  малой площадке со взятием ворот, предусматривающая единоборство партнеров (обводка, отбор мяча) с участием двух - трех пар;

- упражнение 2x1 с задачей  выбрать место для получения  мяча (открывание);

- то же с задачей  закрыть игрока;

- упражнения 2x1, 3X1, 4x1, 5x1 с  задачей отобрать мяч;

- игра 2х2 с одним нейтральным  игроком со взятием ворот на малой площадке (20х15 м); нейтральный играет за команду, владеющую мячом;

- игра 3х3 (без вратарей) и  4х4 (с вратарями) на малой площадке (30х20 м) со взятием ворот.

Тактика опирается на технику  и физическую подготовку. Прежде чем  осваивать сложные тактические  варианты ведения игры, необходимо, чтобы физические способности игроков  достигли соответствующего уровня. При  изучении тактических приемов теория и практика должны идти параллельно. Значительная часть тактики может  быть получена игроками независимо от навыков - она может быть им объяснена [И.Н. Новокщенов, 2003].

При преподавании тактики  футбола сначала прививаются  основные навыки индивидуальной тактики. Каждый игрок должен понимать когда (t), с какой скоростью (V) и по какой траектории (S) начинать движение. К лучшему выбору действий в сложившейся ситуации способен лишь игрок с богатым тактическим арсеналом. В то же самое время необходима координация всех игровых действий команды, так как совершенствование знаний по индивидуальной тактике неразрывно связано с обучением навыкам взаимодействия [И.Н. Новокщенов, 2003].

В ходе тактической подготовки рассматриваются различные индивидуальные и коллективные приемы ведения игры при защите и при нападении. Тактический  материал не одинаков для защитников и нападающих, но тем не менее частично совпадает. Исходя из этого можно использовать взаимозаменяемость игроков в отдельные моменты матчей. В современном футболе от защитника ждут активности в нападении, а от форварда - оказания помощи в обороне [А.П. Герасименко, 2002].

Наряду с относительно постоянными конкретными знаниями в поле зрения всегда должны быть и  современные тенденции развития игры. Необходимо стремиться давать футболистам  самые современные сведения. Игроки должны смотреть в будущее, опережая день сегодняшний.

Методика тактической  подготовки в футболе

Вся работа над тактикой футбола - это больше практическая работа, чем теория. Теоретические занятия  необходимы как вспомогательная  и предварительная подготовка. Если команда и ее игроки недостаточно теоретически подготовлены, плохо представляют смысл и задачу групповых командных  перемещений, то и польза от последующих  практических занятий будет неполной [И.Н. Новокщенов, 2003].

Футбольное созревание проходит несколько этапов:

1. Восприятие и анализ  игровых ситуаций. Главная цель  теоретической подготовки на  макетах (класс) - это сфокусировать  задачу, показать ключевые моменты,  на которые необходимо обратить  внимание, а также обозначить  индивидуальные действия футболистов,  которые обеспечивают решение  ситуации. Не следует слишком  много времени тратить на объяснение  задачи, поскольку вся необходимая  работа будет осуществляться  на футбольном поле. Расходуя  слишком много времени на объяснения, вы рискуете уйти от цели  занятий, и все внимание команды  переключится на второстепенные  задачи. В нашем случае - это не  легкая атлетика, где ученик заинтересован  передать все свои индивидуальные  ощущения, которые у него возникают  на дорожке стадионах [Ж.Л. Чесно, 2002].

Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов