Технико - тактическая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 86.12 Кб (Скачать)

Полученные в процессе исследований показатели подвергались математической обработке с целью расчета  средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения, стандартной ошибки средней арифметической.

Оценка достоверности различий статистических показателей производилась  при помощи метода определения критерия Стьюдента, применяемого для сравнения  двух выборок одной и той же генеральной совокупности или двух различных состояний одной и  той же выборочной совокупности.

2.2 Организация исследования

Исследование технической, тактической  и физической подготовленности футболистов 13-14 лет проводилось в трех взаимно  накладывающихся этапах в ДЮСШ «Восход» ст Старовеличковская.

Первый этап (2008 - 2009г) включал накопление, анализ и обобщение данных научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, опрос, педагогические наблюдения, анализ компьютерных программ по управлению тактической и технической подготовленностью  футболистов, проведение предварительного эксперимента и формирование основной базы данных.

Второй этап (2009-2010) проведение педагогического  эксперимента выявления двигательной активности, физического развития, технико-тактической подготовленности футболистов.

Третий этап (2010-2011г) проведен общий  анализ материалов исследования, сделаны  выводы, подготовлены практические рекомендации и оформлена выпускная квалификационная работа.

Тренировочные занятия по футболу  проводиться тренерами и студентом-практикантом в рамках учебной программы для  контрольной группы и по специально разработанным комплексам для экспериментальной. Для контроля и управления технической  и тактической подготовленностью  футболистов были проведены тестирование по установленному графику согласно методическим требованиям и педагогические наблюдения на основном этапе.

После обработки данных на ЭВМ и  распечатки протоколов анализировалась  информация о состоянии технической  и тактической подготовленности. Режимы двигательной деятельности уточнялись и приводились в соответствие по объему и интенсивности применяемых  упражнений с уровнем физической подготовленности футболистов 13-14 лет.

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И  ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 Методические особенности средств  и методов экспериментальной  группы

Целью нашего педагогического эксперимента было определение влияния методов  и разработанных нами средств (упражнений) специальной технической и тактической  подговки на повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов.

Проводился эксперимент в течении года с двумя группами футболистов в возрасте 13-14 лет. Занятия в контрольной группе осуществлялись в соответствии с традиционными подходами. С футболистами экспериментальной группы занятия проводились с акцентом на развитие целевой точности технических приемов: передач мяча и ударов по ориентирам из различных исходных положений при изменяющихся расстояниях до цели, по движущемуся или «мертвому» мячу, мячами различного диаметра и веса (приложение 1).

Каждое упражнение на развитие точности передач и ударов по воротам, выполнялось  с соблюдением четкой амплитуды  движений, с соблюдением принципа «от простого к сложному» (удар по неподвижной, а затем по изменяющейся цели), с места, с конкретным направлением движения. В одном занятии использовалось 1-2 упражнения на разучивание передач (приложение 1), точности ударов по воротам, в среднем на применение каждого упражнения тратилось 8-10 учебно-тренировочных занятий. Всего за период эксперимента было проведено 96 учебно-тренировочных занятия.

Теоретические занятия по тактической  подготовке были разбиты по следующим  разделам: 1) атакующие игровые ситуации, действия игрока с мячом; 2) атакующие  игровые ситуации действия игрока без  мяча; 3) оборонительные игровые ситуации.

Методические приемы, использованные в методике, описаны Безъязычного Б.И [2002]:

1. Графическое моделирование. Занимающиеся  должны были самостоятельно выделить  комплекс признаков предъявленной  им игровой ситуации стоп кадром  видеосюжета футбольного матча.  Далее юные спортсмены на листе  бумаги с макетом футбольного  поля зарисовывали игровую ситуацию (создавали графическую модель).

2. Индивидуально созданные ситуации. В группах по 3-5 человек проводилось  обсуждение и преобразование  индивидуально созданных ситуаций, вырабатывалось решение о возможных  продолжениях игры.

3. Совместный анализ и оценка. Проводилась в общей группе. Разбирали  ситуации игры, разработанные малыми  группами, и обсуждались наиболее  рациональные варианты.

На каждый видеосюжет отводилось по два занятия, в неделю. Общее количество часов в год составило 60. Все  теоретически разобранные ситуации, которые были доступны в техническом  плане юным футболистам, использовались на практических занятиях. Закрепление  полученных в ходе теоретических  занятий знаний проходило посредствам  выполнения таких упражнений как, «квадраты», двустронние игры, «атака» против «обороны» на одни, трое ворот и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Результаты исследования физической  и технической подготовленности  футболистов 13-14 лет в начале  педагогического эксперимента

Предварительный анализ результатов  тестирования сформированных экспериментальной  и контрольной групп по показателям  физической и технической подготовленности. Чтобы убедиться в относительной  однородности данных групп, был проведен сравнительный анализ показателей  полученных в начале года (таблица 1).

Таблица 1. Уровень физической и  технической подготовки футболистов 13 - 14 лет экспериментальной и  контрольной групп в начале педагогического  эксперимента

 

 

№ п/п

Показатели

КГ; n=15

ЭГ; n=16

Разность

t

p

 
   

M±m

M±m

       

1.

Глубина наклона (см)

4,1±1,0

4,2±0,5

0,1

0,5

>0,05

 

2.

Бег 30м (с)

5,6±0,7

5,3±0,7

1,3

1,8

>0,05

 

3.

Челночный бег 3х10м (с)

7,9±0,1

7,8±0,07

0,1

0,1

>0,05

 

4.

Прыжок в длину с  места (см)

171±9

173±12

2

0,5

>0,05

 

5.

6-минутный бег (мин)

1324±101

1338±32

14

1,8

>0,05

 

6

Ведение мяча 30м (с)

6±0,3

6,2±0,4

0,2

0,05

>0,05

 

7

Вбрасывания мяча из-за головы (м)

10,5±1

10±1

0,5

0,002

>0,05

 

8

Удар на точность (б)

6±1

7±1

1

0,1

>0,05

 
               

Статистическое сравнение результатов  тестируемых групп показало, что  достоверных различий межды показателями не выявлено. По результатам физической подготовленности видно, что силовые качества юных футболистов находятся на «удовлетварительном» уровне. Уровень развития гибкости на неудовлетварительном, а ведь это будущий запас движений для освоения технически сложных игровых действий. Максимальной подвижности можно добиться лишь в дошкольном и школьном возрасте, а вдальнейшем лишь сохранять достигнутый уровень подвижности.

Показатели технической подготовленности исследуемых футболистов свидетельствуют  о «удовлетварительном уровне вбрасывания мяча из-за головы, удара на точность, и ведения мяча 30 метров. Это объясняет высокий коофицент брака - количество потерьмяча в игровой деятельности (табл. 2). Таким образом, можно заключить, что физические и технические возможности исследуемых юных футболистов на начало эксперимента находились на одинаковом уровне.

Результаты исследования тактической  подготовленности футболистов 13-14 лет  в начале педагогического эксперимента

После обработки результатов педагогического  наблюдения за соревновательной деятельностью  юных футболистов 13-14 лет на начальном  этапе эксперимента были определены количественные и качественные показатели технико-тактических командных действий в шести матчах двух контрольных  команд.

Всего в этом исследовании приняло 31 человек. По результатам наблюдений было выявлено (табл.2), что в среднем  за игру футболисты выполняют 368 - 350 технико-тактических  действия. В основном используя такие элементы игры как, короткие и средние передачи мяча вперед - 27,4%, перехват - 15,5%, отбор - 15%, обводку - 9%. Остальные элементы игры используются редко, это передачи на ход - 1,4%, ведение - 1,6%, удары по воротам ногой - 2,9%, головой - 2,6%, при этом потери мяча составляют в команде - 25%. Достоверных различий между командами не выявлено.

 

 

 

 

Таблица 2. Уровень тактической  подготовки футболистов 13 - 14 лет экспериментальной  и контрольной групп в начале педагогического эксперимента

 

№ п/п

Показатели

КГ; n=15

ЭГ; n=16

Разность

t

p

 
   

M±m

M±m

       

1.

Количество ТТД

368±45

350±50

18

2,2

>0,05

 

2.

Передачи мяча в перед %

24±0,7

27,3±0,8

3,3

1,8

>0,05

 

3.

Перехват мяча %

15,5±0,1

17,8±0,7

2,3

1,1

>0,05

 

4.

Отбор мяча %

15±3,2

17±1,2

2

0,5

>0,05

 

5.

Обводка %

9±2,8

8±3,2

1

0,8

>0,05

 

6

Передачи мяча на ход %

2,4±0,8

3,2±0,4

0,8

0,05

>0,05

 

7

Ведение мяча %

1,5±1

1±1

0,5

0,002

>0,05

 

8

Удары по воротам головой %

2,6±1

4±1

1,4

1,1

>0,05

 

9.

Удары по воротам ногой %

3,9±0,6

2,8±0,2

1,1

0,3

>0,05

 

10

Потери мяча %

25±2

23±3

2

1,2

>0,05

 
               

Анализ позволил установить, что  в среднем активность играков в контрольной и экспериментальной группе на начало эксперимента примерно одинаковая.

3.4 Динамика физической и технической  подготовленности футболистов 13-14 лет после педагогического эксперимента

В экспериментальной группе за учебно-тренировочный  год существенной динамики достигли 3 из пяти показателей характеризующих  физическую подготовленность юных футболистов: время челночного бега 3х10м (р< 0,05), глубина наклона и результаты 6-минутного бега (р<0,05) (таблица 3). Челночный бег характеризует качество быстроту в сочетании с ловкостью и гибкостью. Челночный бег как двигательная координационная способность развивался за счет применения разнообразных специальных упражнений. Сущность упражнений требовала от занимающихся мобилизации на высоком уровне психомоторики, функциональных систем, обеспечивающих перемещение игрока с высокой скорость, со сменой направления движения, переноской кубиков. В контрольной группе изменения в результате также произошли, но различия не достоверны.

Глубина наклона - характеризует подвижность плечевых и тазобедренных суставов. В экспериментальной группе этот показатель также увеличился и различия достоверны (р<0,05). Этому способствовали (по моему мнению) упражнения на повышение подвижности в суставах на тренировках посвященных общей физической подготовке и соревновательный метод организации этих тренировок.

Многократное практическое выполнение тактических игровых ситуаций по нашему мнению повысило результат в 6-минутном беге, в экспериментальной  группе различия достоверны (табл.3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Динамика показателей физической и технической подготовленности футболистов 13-14 лет в экспериментальной  группе за экспериментальный период

 

№ п/п

Показатели

До эксперимента

После эксперимента

Разность

t

p

 
   

M±m

M±m

       

1.

Глубина наклона (см)

4,2±0,5

10,6±0,5

6,4

3,5

<0,05

 

2.

Бег 30м (с)

5,3±0,7

4,8±0,7

0,5

0,8

>0,05

 

3.

Челночный бег 3х10м (сек)

7,8±0,07

6,2±0,3

1,6

2,9

<0,05

 

4.

Прыжок в длину с  места (см)

173±9

179±12

6

1,5

>0,05

 

5.

6-минутный бег (мин)

1338±32

1540±52

202

6,8

<0,05

 

6

Ведение мяча 30м (сек)

6,2±0,4

5,7±0,4

0,5

2,8

<0,05

 

7

Вбрасывания мяча из-за головы (м)

10±1

12±1

2

2,21

>0,05

 

8

Удар на точность (б)

7±1

12±1

5

3,1

<0,05

 
               

Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов