Технико - тактическая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 86.12 Кб (Скачать)

В технических элементах также  произошли изменения, но не все они  достоверны. Так результаты ведения  мяча 30 метров улучшились на 0,5 секунд и удары на точность на 5 баллов, результаты достоверены (р<0,05). Результат вбрасывания мяча из-за головы также увеличился на 2 метра,но результат не достоверен. Результат ведения мяча в анализируемых группах (табл.3,4) имел незначительную динамику, что указывает на его консервативность.

Таблица 4. Динамика показателей физической и технической подготовленности футболистов 13-14 лет контрольной  группы за экспериментальный период

 

№ п/п

Показатели

До эксперимента

После эксперимента

Разность

t

p

 
   

M±m

M±m

       

1.

Глубина наклона (см)

4,1±0,5

6,6±0,5

2,5

2,2

>0,05

 

2.

Бег 30м (с)

5,6±0,7

5,3±0,7

0,3

0,8

>0,05

 

3.

Челночный бег 3х10м (с)

7,9±0,1

7,2±0,3

0,7

1,9

<0,05

 

4.

Прыжок в длину с  места (см)

173±9

180±12

7

1,5

>0,05

 

5.

6-минутный бег (мин)

1324±32

1440±52

116

2,8

<0,05

 

6

Ведение мяча 30м (с)

6±0,4

5,7±0,4

0,3

2,5

<0,05

 

7

Вбрасывания мяча из-за головы (м)

10,5±1

12±1

1,5

2,21

>0,05

 

8

Удар на точность (б)

6±1

8±1

2

2,1

<0,05

 
               

В контрольной группе за экспериментальный  период значительно улучшился результат  в 6-минутном беге, этот показатель характеризует  качество выносливость, без чего не возможна игра в футбол. Занимающиеся футболом подростки контрольной  и экспериментальной групп демонстрируют  хорошую динамику этого показателя. Остальные показатели технической  и физической подготовленности в  контрольной группе тоже имеют положительную  динамику, но разричия не достоверны.

3.5 Результаты исследования тактической  подготовленности футболистов 13-14 лет после педагогического эксперимента

Эффективность методики тактической  подготовки оценивалась по нескольким направлениям. В частности теоретическая  часть была представлена специальными тестами моделями игровых ситуаций, в которых оценивалась правильность и быстрота принятия теоретического тактического решения. В целом показатели правильности и быстроты принятия решения  в тестах моделях игровых ситуаций у испытуемых экспериментальной  группы в ходе эксперимента были выше, из 6 тестов, 5 правилиных ответа.

Практическая часть оценивалась  в ходе календарных матчей. Так  в экспериметальной группе возросло количество технико-тактических действий в ходе игры (табл.5). Достоверно увеличился процент передач мяча, перехватов мяча, передач мяча на ход, ведений мяча, ударов по воротам ногой. Эти приемы подтверждают, что игроки экспериментальной группы не только стали лучше видеть поле и товарищей по команде, но и пытались завершить атаку ударом по воротам. Количество потерь мяча снизилось до 10%.

 

Таблица 5. Уровень тактической  подготовки футболистов 13-14 лет экспериментальной  группы после педагогического эксперимента

 

№ п/п

Показатели

До эксперимента

После эксперимента

Разность

t

p

 
   

M±m

M±m

       

1.

Количество ТТД

350±50

480±64

130

8,2

<0,05

 

2.

Передачи мяча в перед %

27,3±0,7

33,3±0,8

6

2,8

<0,05

 

3.

Перехват мяча %

17,8±0,7

27,8±0,7

10

3,1

<0,05

 

4.

Отбор мяча %

17±1,2

19±1,2

2

0,5

>0,05

 

5.

Обводка %

8±3,2

10±3,2

2

0,8

>0,05

 

6

Передачи мяча на ход %

3,2±0,4

13,6±0,7

10,4

3,05

<0,05

 

7

Ведение мяча %

1±1

10±1

9

3,2

<0,05

 

8

Удары по воротам головой %

4±1

8±1

4

2,1

>0,05

 

9.

Удары по воротам ногой %

2,8±0,2

12,8±0,2

10

3

<0,05

 

10

Потери мяча %

23±3

13±3

10

2,8

<0,05

 
               

Таблица 6. Уровень тактической  подготовки футболистов 13-14 лет контрольной  группы после педагогического эксперимента

 

№ п/п

Показатели

До эксперимента

После эксперимента

Разность

t

p

 
   

M±m

M±m

       

1.

Количество ТТД

368±45

450±54

82

5,2

<0,05

 

2.

Передачи мяча в перед %

24±0,7

27,3±0,8

3,3

2,1

>0,05

 

3.

Перехват мяча %

15,5±0,1

19,8±0,7

4,3

2,4

>0,05

 

4.

Отбор мяча %

15±1,2

19±1,2

2

0,5

>0,05

 

5.

Обводка %

9±2,8

11±3,2

2

0,8

>0,05

 

6

Передачи мяча на ход %

2,4±0,8

6,6±0,7

4,2

2,5

>0,05

 

7

Ведение мяча %

1,5±1

6±1

4,5

2,2

<0,05

 

8

Удары по воротам головой %

2,6±1

6±1

3,4

2,3

>0,05

 

9.

Удары по воротам ногой %

3,9±0,6

7,8±0,2

3,9

2,3

>0,05

 

10

Потери мяча %

25±3

18±3

7

2,8

<0,05

 
               

В контрольной группе была выявлена достоверность различий (р<0,05) количества технико-тактических действий в игре и уменьшился процент потерь мяча (табл.6). Процент использование других технико-тактических действий не имеет достоверных отличий. В сравнении с экспериментальной группой в контрольной группе меньший прирост показателей технико-тактических действий в игре (табл.5,6). Игроки контрольной группы менее активно применяют передачи мяча, перехваты мяча, передач мяча на ход, ведения мяча, удары по воротам ногой.

В целом экспериментальная методика показала хорошие результаты, но есть и минусы. Так, процент отбора мяча и обводки увеличился не значительно  как в контрольной, так и в  экспериментальной группе. Плохие показатели в игре головой все это в  сравнении с показателями физической подготовки говорит об необходимости, усиления силовых качеств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующее  обобщение. Для проведения педагогического  исследования были сформированы две  группы, не имеющие существенных отличий  по показателям физической подготовленности.

Педагогический эксперимент, целью  которого было, научное обоснование  педагогических подходов повышение  технической и тактической подготовленности у подростков 13-14 лет занимающихся в футбол путем использования  специальных теоретических и  практических упражнений, показал следующие  результаты:

- в технических элементах произошли  изменения, но не все они  достоверны. Так результаты ведения  мяча 30 метров улучшились на 0,5 секунд  и удары на точность на 5 баллов, результаты достоверены (р<0,05). Результат вбрасывания мяча из-за головы также увеличился на 2 метра,но результат не достоверен. Результат ведения мяча в анализируемых группах имел незначительную динамику, что указывает на его консервативность. Методические подходы, реализированные в тренировочном процессе юных футболистов экспериментальной группы, способствовали эффективному развитию целевой точности движений и на этой основе формированию технических навыков передачи мяча и ударов по воротам.

- в целом экспериментальная методика показала хорошие результаты экспериментальной группы, в тактической подготовленности увеличилось количество технико-тактических действий в игре.

Игроки контрольной группы менее  активно применяют передачи мяча, перехваты мяча, передач мяча на ход, ведения мяча, удары по воротам  ногой.

Можно утверждать, что комплекс теоретических  и практических упражнений с целью  освоения технических и тактических  приемов позволил достигнуть таких  результатов.

 

ВЫВОДЫ

1. На основании анализа отечественной  литературы по проблемам физического  воспитания и спортивной тренировки  мы выявили, что прочное освоение  всего многообразия рациональной  техники (на основе использования  законов биомеханики и с учетом  индивидуальных особенностей занимающихся) во многом предопределяет успешность  применения приемов для решения  тактических задач в сложных  условиях игры. Техническое мастерство  футболистов базируется на высоком  уровне их разносторонней физической  подготовленности.

2. Отличительной особенностью средств  технической подготовки по экспериментальной  методике являлось то, что в  одном занятии использовалось 1-2 упражнения на разучивание передач,  точности ударов по воротам,  в среднем на применение каждого  упражнения тратилось 8-10 учебно-тренировочных  занятий. Всего за период эксперимента  было проведено 96 учебно-тренировочных занятия.

Теоретические занятия по тактической  подготовке были разбиты по следующим  разделам: 1) атакующие игровые ситуации, действия игрока с мячом; 2) атакующие  игровые ситуации действия игрока без  мяча; 3) оборонительные игровые ситуации. После разбора тактические приемы разучивались практически.

3. В экспериментальной группе  за учебно-тренировочный год существенной  динамики достигли 3 из пяти показателей  характеризующих физическую подготовленность  юных футболистов: время челночного  бега 3х10м (р< 0,05), глубина наклона и результаты 6-минутного бега (р<0,05). В технических элементах также произошли изменения, но не все они достоверны. Так результаты ведения мяча 30 метров улучшились на 0,5 секунд и удары на точность на 5 баллов, результаты достоверены (р<0,05). Результат вбрасывания мяча из-за головы также увеличился на 2 метра,но результат не достоверен. Результат ведения мяча в анализируемых группах (табл.3,4) имел незначительную динамику, что указывает на его консервативность.

В экспериметальной группе возросло количество технико-тактических действий в ходе игры с 350 до 480 за время матча. Достоверно увеличился процент передач мяча (на 6%), перехватов мяча (на 10,4%), передач мяча на ход (на 10%), ведений мяча (на 9%), ударов по воротам ногой (на 10%). Эти приемы подтверждают, что игроки экспериментальной группы не только стали лучше видеть поле и товарищей по команде, но и пытались завершить атаку ударом по воротам. Количество потерь мяча снизилось до 10%.

В целом экспериментальная методика показала хорошие результаты.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

На этапе 11-14 лет происходит формирование тактических умений. Совершенствование  ранее изученных тактических  действий осуществляется путем многократного  повторения игровых и специальных  игровых упражнений. На этом этапе  целесообразно использовать упражнения, в которых футболисту предлогается выполнить конкретное задание, например, «закрыть» определенного игрока, выполнить «открывание» на скорости, при атаке применять обводку соперника и т.д. Необходимым средством обучения тактическим действиям на этом этапе является просмотр игр команд мастеров, анализ видеозаписи игр своей команды.

Эффективными средствами технико-тактической  подготовки являются:

- упражнения для совершенствования  приемов и передач мяча на  короткие, средние и длинные расстояния;

- упражнения для совершенствования  единоборств;

- упражнения для совершенствования  точности ударов по воротам;

- упражнения для совершенствования  групповых атакующих действий;

- упражнения для совершенствования  индивидуального технико-тактического  мастерства и групповых атакующих  действий в игровых условиях.

Поскольку футбол - это сутуационный вид спорта, вся игра состоит из последовательного чередования различных ситуаций, следовательно, в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов необходим акцент на формирование умений действовать в различных игровых эпизодах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е.А. Особенности школьного  возраста. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 45с.

2. Безъязычный Б.И. Формирование  ударных движений по показателям  целевой точности у юных спортсменов  12-16 лет (на примере футбола): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Харьков, 2001. - 156с.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по  физиологии движений и физиологии  активности. - М.: Медицина, 1996.-120с.

4. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7-16 лет.- М.: МГУ, 1995.-60с.

5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1998. 153с.

6. Герасименко А.П. Совершенствование  основ технико-тактического мастерства  юных футболистов. - Волгоград, ВГАФК, 2002.- 50с.

7. Глазырина Л.Д. Занятия по  физической культуре в старшей  группе дошкольного учреждения  с применением нетрадиционных  методов обучения и воспитания. - Мн.: МН Центр, 1995.- 68с.

8. Годик М.А. Командные, групповые  и индивидуальные футбольные  упражнения и их соотношение  в тренировках юных футболистов  / Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 5-6.С. 23 - 28, С.34 - 40.

9. Годик М.А., Адель Масуд Омар Саид, Папаев В.Е., Кузьмичев Д.В. Ре-шение тактических задач: контроль и оценка / Футбол: Ежегодник. - 1999. - М.: Физкультура и спорт, 1999.С. 20 - 27.

10. Годик М.А., Черепанов П.П. Интегральная  оценка атакующих действий / Футбол: Ежегодник. - 1994. - М.: Физкультура и  спорт, 1994. С.36 - 40.

11. Голиус С.Т. Значимость параметров двигательной функции для проявления специальной работоспособности юных спортсменов 7-10 лет // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - № 3. - С. 66-74.

12. Голомазов С.В. Теория и  методика футбола: Техника игры: Т. 1. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002.-45с.

13. Дементьев Е.М. Развитие мышечной  силы человека в связи с  его общим физическим развитием. - М.: МГУ, 1999.-55с.

Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов