Технико - тактическая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 86.12 Кб (Скачать)

Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным  для развития быстроты и повышения  скорости движений. Развитие скоростно-силовых  качеств также неуклонно повышается с возрастом. Уровень развития их в наибольшей степени повышается с 13 до 16 лет. Ежегодный прирост результатов  в прыжках в высоту с места  в эти периоды соответственно равен 3,7 и 6,2см. В период с 11 до 19 лет  высота прыжка увеличивается на 24см.

Возрастное развитие ловкости у детей до 10 лет протекает  более интенсивно. В последующие  годы ловкость значительно прогрессирует  за счет резкого повышения функциональных возможностей двигательного аппарата.

Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст (7-11 лет). Именно в это время наблюдаются  оптимальные соотношения между  подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц.

Наибольший прирост выносливости, определяемый по длительности бега со скоростью 75% от максимальной, наблюдается  в 13-14-летнем возрасте, в 15-16 лет выносливость снижается. Это объясняется приростом максимальной скорости и увеличением вследствие этого мощности работы. К 17 годам у юношей выносливость вновь повышается [М. Кук, 2001].

Следует подчеркнуть, что  под влиянием занятий физическими  упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у юных спортсменов  не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно  не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается  не только развитием опорно-двигательного  аппарата, но и функциональными возможностями  внутренних органов и систем, обслуживающих  этот аппарат [Г.С. Лалаков, 1995].

Важное значение, с точки зрения регламентации физических нагрузок представляют собой данные об особенностях роста и развития детского организма в период полового созревания. Этот период характеризуется индивидуальными колебаниями не только в сроках наступления полового созревания, но и в интенсивности его протекания у лиц, относящихся к одной и той же возрастной группе. Индивидуальные темпы полового развития подростков одного года рождения оказывают существенное влияние на уровень общего соматического развития двигательной функции, а также на характер адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной мышечной работе. Среди 14-летних футболистов можно встретить как сформировавшихся юношей, достигших статуса взрослого человека, так и мальчиков с детскими стадиями формирования признаков созревания. Поэтому для определения величины нагрузки или нормативных требований необходимо учитывать биологический возраст спортсмена, одним из основных критериев которого является степень развития вторичных половых признаков.

Изменение голоса происходит в среднем в 12,5 года. Волосы на лобке  появляются в 13 лет. Пубертатные изменения  сосков и хрящей гортани в среднем  происходят соответственно в 13,5-14 лет. Последними появляются волосы в подмышечных впадинах - в среднем в 14 лет 1,5 месяца. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной деятельности юных спортсменов. Так, сердце ребенка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у 13-14-летних подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема. У детей за период с 8-9 до 16 - 18 лет частота сокращений сердца снижается на 30%, а энергетические затраты в состоянии покоя - на 40-45%. При большой физической нагрузке эти показатели у более старших детей растут значительнее, чем у младших [Л.А. Лазарева, 1993].

Учитывая, что дети быстро утомляются при однообразной деятельности, целесообразно своевременно изменять характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы в тренировках по футболу должны быть частыми, но не продолжительными. Длительное бездействие снижает  интерес детей к занятиям и  отрицательно сказывается на результатах  обучения. Короткие перерывы во время  занятий оправданы физиологически, так как утомление у детей  проходит быстро, поскольку восстановительный  период после работы у детей короче, чем у взрослых. Наименьший восстановительный  период наблюдается у мальчиков 11 - 12 лет [О.О. Лагода, 2001].

В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность трудно клетки и размеры при дыхательных движениях прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность трудно клетки увеличивается с 59,9 до 67,8см, жизненная емкость легких возрастает с 1400 мл до 2200 мл.

Развитие силы дыхательных  мышц детей обеспечивает большую  глубину дыхания, создает возможность  значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время  интенсивной мышечной работы. У мальчиков  сила дыхательных мышц с возрастом  изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 9 до 11 лет. У детей при мышечной работе потребление кислорода на 1 кг веса выше, чем у взрослых. В связи  с этим занятия футболом, проводимые на открытом воздухе, имеют большое  значение для улучшений работы органов  дыхания и для всего организма  в целом [М. Кук, 2001].

 

РЕЗЮМЕ

Низкая техническая подготовленность не позволяет большенству юных футболистов увеличить объем применения сложных тактических взаимодействий. Поэтому в игре они применяют передачи «на ход» всего в диапазоне 0,2 до 3% от всех технико-тактических действий. Возрастные особенности структуры и характеристика взаимосвязей технико-тактических действий юных футболистов должны определять содержание многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов.

Тактическое совершенствование проходит несколько стадий. Без ошибок невозможно пройти весь путь обучения - таков жизненный  алгоритм. Ошибки, проигранные игры это неизбежное и естественное явление  в профессиональном росте воспитанника, и здесь задача педагога найти  тренировочные средства и пути практического  осуществления, с помощью которых  можно было бы избежать их повторений. И если тренер найдет и раскроет многие детали игры не в общих чертах, а в решениях конкретных игровых  ситуаций, тогда он воспитает футболиста.

Для того чтобы в будущем расставить игровые акценты, тренер должен дать хотя бы минимум методической грамотности  игрокам, разобраться в их индивидуальной игре, понять, как они играют в  своих клубах и объяснить требования к игре, которую они будут создавать. Создание базовой игры, где каждый должен дополнять друг друга, сложный  процесс, и здесь, конечно, нужен  опыт. Если разложить все личностные составляющие игроков сборной, то в  настоящее время мы видим их полную заинтересованность в прогрессе, их стремление удовлетворить своё самолюбие, показать свое «Я» в игре.

Подготовка команд мастеров является работой принципиально другого  типа. Можно много и эмоционально тренировать, но это будет неэффективно, если не прослеживается игровая идея, под которую делается вся подготовительная и созидательная работа.

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач будут использоваться следующие  методы исследования:

1.Анализ научно-методической литературы.

2.Педагогический эксперимент.

3.Педагогическое тестирование.

4.Педагогические наблюдения

5.Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы проводился с целью выяснения  вопросов, связанных с технико-тактической  подготовленностью и ее воспитанием  различными методами. На основании  этого анализа была разработана  методика, направленная на повышение  уровня технико-тактической подготовленности школьников, занимающихся футболом, средствами футбола.

Анализ научно-методической литературы позволил нам аргументировать актуальность выбранной темы, сформулировать гипотезу и цель, выбрать адекватные методы исследования.

Прочное освоение всего многообразия рациональной техники (на основе использования  законов биомеханики и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся) во многом предопределяет успешность применения приемов для решения  тактических задач в сложных  условиях игры. Техническое мастерство футболистов базируется на высоком  уровне их разносторонней физической подготовленности [Г.С. Лалаков, 1995].

Основные средства решения задач  технической подготовки футболистов - соревновательные и тренировочные  упражнения. К соревновательным упражнениям  относятся технико-тактические действия в календарных, контрольных, учебных  и других играх; к тренировочным - подготовительные, подводящие и специальные  упражнения. Специальные упражнения состоят из отдельных технических  элементов, а также из различных  связок. По координации, усилиям, амплитуде  и другим особенностям они должны быть схожи с техническими действиями, применяемыми футболистами в игре [Ж.Л. Чесно, 2000].

Педагогический эксперимент

Для подтверждения поставленной в  работе гипотезы проведён педагогический эксперимент, цель которого заключалась  в исследовании динамики показателей  уровня технико-тактической подготовленности учащихся 13-14 лет занимающихся в  секции футбола под воздействием средств футбола. Всего в эксперименте принимало участие 20 футболистов.

Педагогический эксперимент продолжаться в течении года и был по цели констатирующим, по условиям проведения - естественным, по осведомленности исследуемых - открытым, по направленности сравнительным.

Были определены две группы: контрольная  и экспериментальная. В контрольной  группе учащиеся занимались технико-тактической  подготовкой по методике, рекомендуемой  программой для ДЮСШ. В экспериментальной  группе дополнительно использованы предложенные нами специальные упражнения и теоретические занятия по разучиванию  тактических взаимодействий, направленные на повышение уровня технико-тактической  подготовленности с акцентированным  применением тактических взаимодействий (приложение 1).

Педагогическое тестирование

Уровень физической подготовленности определяли по тестам школьной комплексной  программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов:

1.Бег 30 метров. Тест проводился  на поле. Для усиления мотивации  в забеге участвовало два человека. Результат определялся с точностью  до 0,1 секунды.

2. Челночный бег (3х10м). В забеге  участвуют по два человека. Перед  началом бега на линию старта  для каждого бегуна клали два  кубика. По команде «На старт!»  мальчики подходят к линии  старта. По команде «Внимание!»  наклоняются и брерут первый кубик. По команде «Марш!» они бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком, который тоже кладут на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания пола вторым кубиком. Результаты фиксируются с точностью до 0,1 секунды.

3. Прыжкок в длину с места. Перед прыжковой ямой проводят линию отталкивания и перпендикулярно ей закрепляют рулетку. Учащиеся становятся около линии, не касаясь её носками, и выполняют толчком двух ног прыжок в длину с места. Расстояние определяют от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Выполняется три попытки, лучший результат фиксируется в протоколе с точностью до одного сантиметра.

4. 6-минутный бег. Бег выполняется  по кольцевой дорожке стадиона. Старт - высокий. Протяженность  пройденной дистанции определяется  с точностью до 1 метра.

5. Наклон вперёд. К гимнастической  скамейке вертикально прикрепляют  линейку, совмещая нулевую отметку  с плоскостью скамейки. Испытуемый  становится ногами на скамейку  и выполняет наклон вперёд, ноги  при выполнении прямые. Исследователь  по линейке регистрирует величину  гибкости. Две попытки, в протокол  вносится лучшая из них. Результат  определяют с точностью до 0,5см.

Тесты для оценки технической подготовленности

1.Ведение мяча 30м. Тест проводился  на поле. В забеге участвовало  по два человека. Время бега  определили с точностью до 0,1 секунды.

2.Вбрасывание мяча из-за головы. Испытуемый становится за линию.  Ноги прямые на ширине плеч. Выполняется две попытки. Лучшая заносится в протокол с точностью до 0,5см.

3.Оценка точности ударов мяча  по воротам. Испытуемый становится  лицом к воротам. Удар выполняется  по воротам размером 2х3 м, в  которых с помощью цветных  лент с отягощениями были выделены  три зоны. Попадание мяча в  центральную зону шириной 1 метр  оценивалось в 3 балла; в среднюю  зону шириной по 0,5 м каждая - 2 балла; во внешнюю зону также  шириной по 0,5м - один балл. Всего  выполнялось 5 ударов.

Педагогическое наблюдение

Для определения эффективности  тактической подготовки футболистов 13-14 лет были проведены видеозаписи  пяти календарных матчей. Видеозаписи  позволили выявить эффективность  отдельных технико-тактических приемов  в игровой деятельности юных футболистов.

В наблюдениях фиксировались следующие  индивидуальные технико-тактические  действия с мячом. Правильно выполненным (отмеченным знаком «+») считается такое  технико-тактическое действие, в  результате которого мяч сохраняется  под контролем игрока или попадает к партнеру (если удар в ворота, мяч  должен попасть в створ ворот). Во всех остальных случаях и при  потерях мяча, читается, что действие выполнено неправильно (неточно) и  отмечается знаком «-».

Методы математической статистики

При обработке материала, полученного  в результате эксперимента, использовались методы математической статистики.

Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов