Технико - тактическая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 86.12 Кб (Скачать)

2. Мысленное решение ситуации.

3. Двигательное решение игровой ситуации.

Второй и третий этап охватывают два направления: мышление и действие.

Оба направления необходимо приспособить к практической работе на футбольном поле. Одним словом, нам  необходим перенос теоретического материала (макет) в игру (поле). В  работе над тактическими элементами необходим одновременно показ на макете и последующее практическое исполнение в игре. Игра ставится не словами и теорией, а практическими  действиями и упражнениями на тренировочном  поле. Такое использование средств (на макете) непосредственно на футбольном поле призвано акцентировать последующую  реакцию и ощущение для обеспечения  переноса усвоенного. На макете более  доступно можно определить, какие  действия и в каком порядке  необходимо совершить игрокам, то есть мы задаем и решаем поставленную задачу в графической форме. Нам необходима подробная детализация для получения  игроком большей конкретной информации. И чем чаще мы будем привлекать воспитанников к анализу необходимой  ситуации, тем быстрее они определятся  в ней [И.Н. Новокщенов, 2003].

Для уточнения еще раз  повторимся: тренер всю тактическую  ситуацию раскладывает на макете и  потом требует ее практического  исполнения на поле, тем самым виртуальная  игра переносится в действие на поле. Важно не просто механическое повторение упражнений, а умение видеть и понять игровую идею. Это уже определенный стиль мышления, которому необходимо учиться. Процесс совершенствования  в нашем случае - это и есть последовательность смены действия и состояний в обучении.

Методика, восстанавливающая  и повторяющая отдельные игровые  моменты, полезна тем, что может  переносить происходящее в игру. Это, конечно, важный методический прием, порождающий  необходимый индивидуальный и групповой  опыт. Такое обучение, при котором  происходит одновременно собеседование  и совершенствование, гарантирует  полноту предлагаемой информации и  получение постоянной обратной связи. Есть ошибки, которые видны сразу  после исполнения, но есть ошибки, которые  выявляются при анализе ситуации. Игровые моменты скоротечны и  динамичны, и нам вряд ли удастся  избежать ошибок. Именно на это и  будет сориентирована последующая  работа тренеров [А.П. Герасименко, 2002].

Именно тактические задачи и построения мы должны выделить в  упражнения. К примеру: игра при угловых  ударах, игра при штрафном ударе, развитие атаки, игра в защите и т.д. То, что  мы рассматривали в методическом классе, должно воспроизводиться на поле и повторно коредактироваться на макетах (поле). Нам необходимо тренировать ситуацию или эпизод, отношение к нему, поиск выгодных позиций, то есть получить навыки решения игровых ситуаций - все то что мы рассматривали теоретически на макетах. Данный прием обогащает игроков навыками и умением, формирует основные мыслительные процессы, но не гарантирует творческих способностей. Развитие творческих способностей это уже другой подход и другая методика подготовки. Последнее слово принадлежит не наигранным тактическим комбинациям, а игровому творчеству футболиста, будь это индивидуальная игра или целевые задачи всей команды [И.Н. Новокщенов, 2003].

Еще один важный момент, который  нельзя упустить, - это подготовительные упражнения под тренируемую задачу, эпизод или действие, которое мы собираемся совершенствовать. Если поставлена задача «стандартных положений», то это  игра головой, игра на опережениях и  т.д. Если «игра в линию», то это  подготовительные упражнения различных  перемещений, ускорений, скрещиваний  и т.п.

Нам необходимо зафиксировать  игру и увидеть, все ли сделано, как  надо. Во-первых, мы проверяем исполнение тактических задач, как результат  нашей тренировочной работы, во-вторых, мы увидим, как воспринимает игрок  все то, что от него требовали. Хватает  ли его способностей исполнять наши требования. Надо дать понять ему, что  его работа будет проверяться, тогда  он будет анализировать, а мы в  свою очередь на него воздействовать. В старших учебных группах  желателен вариант, при котором  игроки рассказывают о своей игре, кто и как понимает свои обязанности  на поле, где он имеет право на импровизацию и где она должна быть ограничена. Таким образом, он формирует сценарий своей игры. Даже не важно, что он допустил ошибки и  почему он так играл, главное то, что он думает об игре, анализирует  ее и прогнозирует следующую.

Следующий этап тактического совершенствования искусственное  изменение задач для скорости принятия решений в игровых ситуациях. Скоростное исполнение и скорость принятия решений начинает быть и будет  решающим фактором в дальнейшем совершенствовании. Главная задача тренера найти  и подобрать соответствующие  упражнения на всех периодах подготовки футболистов. То есть, мы моделируем игровые  ситуации, приближенные по скорости и  напряженности к соревновательной обстановке, а также ведение игры по определенной тактической схеме. При тактической подготовке важно  целостное понимание задач тренировки для подбора необходимых средств. Если есть цель, тогда находятся  и средства для ее совершенствования. Конечно, мы при этом теряем качество, но будем помнить, что качество -это достижение цели, но не сама цель. Рассматривая игру высокого уровня, заметим, что главный признак современного футбола отсутствие времени как на исполнение, так и на принятие тактических решений в игре [Ж.Л. Чесно, 2002].

Последующее совершенствование  футбола это искусственное изменение  стандартных и нестандартных  ситуаций, решение поставленных задач  с различных позиций, с изменением направления атаки, количества атакующих  и т.д. Моделируя разнообразные  требования и помехи, игроки обретают установку на их преодоление.

Игровая тактическая грамотность  нашего воспитанника это уже обеспечение  непрерывной оценки позиционной  игры. Нам необходимо отследить каждое движение футболиста, выбор позиции, понимание игровых моментов, то есть развить способность анализировать  игру. Если забивается гол или происходит голевой момент, то необходимо проследить движение всех игроков, которые непосредственно  могли повлиять на ситуацию.

Наблюдая за действиями игрока, можно не только объяснить ошибочные  действия, но и понять мотивы, движущие воспитанником. Чтобы игра, которая  ему присуща, не вступила в противоречия с той игрой, которая ему не характерна. Мы формируем его постоянную готовность к игре, к решению игровых  ситуаций, а это не что иное, как  продолжение процесса совершенствования [Б.А. Вяткин, 1998].

Для того чтобы изменить отношение или понимание игры, необходимо постоянное внимание. Действия и движения игрока должны быть адекватны  игровой ситуации. Даже футболисты высокого уровня не всегда могут постоянно  контролировать свою игру или игру в целом. Вполне естественно то, что  не все обладают значительными волевыми усилиями, умением владеть собой  в сложных ситуациях, а также  концентрировать свое внимание. Игровое  внимание это качество более широкое, которое отличается специфическими свойствами. Если кратко охарактеризовать, то это реагирование и прогнозирование  перемещений и взаимодействий противника, происходящих одновременно.

Дальнейшей главной задачей  тренера является необходимость  научить воспитанника контролировать свою позиционную игру и свою постоянную готовность. Чтобы управлять ситуацией, необходимо находиться над ней, то есть находиться на более высоком уровне. Эффект появляется тогда, когда игрок  понимает суть происходящего и что  ему при этом делать. Игрок, постоянно  проигрывающий свои единоборства или  неверно принимающий решения, может  парализовать игру всей команды. Футбол, в плане обучения, сложный вид  спорта, и наша задача добиться простого, эффективного и надежного выполнения всех технико-тактических элементов. В этом плане хочется обратить внимание коллег на готовность (физическую и психологическую) лучших команд Европы, которая, несомненно, тренируется. Психологическая устойчивость и надежность вот что в первую очередь характеризует уровень лучших европейских футбольных команд [Ж.Л. Чесно, 2002].

1.4 Анатомо-физиологические  особенности организма подростков  занимающихся футболом

Ведущая роль в развитии функций организма принадлежит  центральной нервной системе, и, прежде всего, ее высшему отделу - коре головного мозга. Анатомическое  развитие нервной системы ко времени  полового созревания почти полностью  завершается. Процесс созревания двигательного  анализатора в мозге заканчивается  к 12 - 13 годам.

Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. В подростковом возрасте общий психический облик детей  меняется особенно резко. Начинается процесс  самоутверждения ребенка. У подростков появляется стремление проверить свои силы в той или другой деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы подростка становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной стойкостью [М. Кук, 2001].

В возрасте 8-12 лет существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и  воспитания развивается способность  к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Проявляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в более младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения.

Память на движение у детей  с возрастом изменяется как в  количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию  у детей весьма быстро растет в  период от 7 до 12 лет. В этот период координация  произвольных движений значительно  улучшается. Движения выполняются с  относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными  и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в футбол, причем их дальнейшее совершенствование в более старшем возрасте происходит весьма успешно. У подростков 12-14 лет при изучении сложных по координации движений заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Тренерам и педагогам, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче, чем раньше дети начнут занятия футболом [Л.А. Лазарева, 1993].

При правильной методике спортивные занятия в детском возрасте оказывают  положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется  двояко: морфологическими изменениями  в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными  сдвигами в виде повышения работоспособности.

Особенно заметно влияние  физических упражнений на развитие костной  системы, которая в детском возрасте еще претерпевает глубокие изменения. Так, многие исследования говорят о  большей податливости детского позвоночника и о возможных искривлениях при  неправильных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник  детей 8 - 9-летнего возраста. К началу школьного периода у детей  формируются шейный и грудной  изгибы. Поясничный изгиб полностью  формируется только к периоду  совершеннолетия. Наибольшее количество нарушений осанки, сопровождающихся искривлением позвоночника, происходит в возрасте 11 - 15 лет. Очень важно  в этом возрасте давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных  мышц, с тем чтобы развитие позвоночного столба происходило без отклонений.

Надо учитывать, что процессы окостенения в детском возрасте еще не завершены. К 9-11 годам обычно заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 10-13 годам, - запястья и пястья. К 14-16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках. Полное сращение костей таза заканчивается только к 20-21 году. Окостенение ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья завершается к 20 -25 годам, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны соответственно к 15-21 и 17-21 годам [Фомин Н.А., Филин В.П., 2002].

В подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста и увеличения веса тела. Рост тела в длину у  юношей в основном заканчивается  к 17-18 годам. Поэтому резкие толчки во время приземления с большой  высоты, толчки плечо в плечо при  единоборствах за мяч, резкие остановки  и повороты, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу могут вызвать  смещение костей плечевого пояса  и таза, неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процессы окостенения не закончились, приводят к появлению плоскостопия.

Интенсивное развитие скелета  детей тесно связано с формированием  их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Вес мышц мальчика в 8 лет  составляет 27% веса тела, в возрасте 12 лет - 29,4%; 15 лет - 32,6%, а к 18 годам - до 44,2%. Одновременно с увеличением  веса мышц совершенствуются и их функциональные свойства.

Функциональные свойства, мышц существенно изменяются в возрасте от 7 до 10 лет. Мышцы 14-15-летнего подростка  по своим функциональным свойствам  мало отличаются от мышц взрослого человека. Увеличение силы мышц у футболистов в период с 11 до 19 лет происходит неравномерно. Наибольший прирост силы наблюдается с 1 до 15 лет. Показатели становой силы увеличиваются с 73,2 до 103,2кг т. е. на 30кг. В 15-17 лет абсолютная мышечная сила изменяется в меньшей степени, и только к 16 - 20 годам она достигает уровня, свойственного взрослому человеку. Величина становой силы у 17-19-летних футболистов достигает соответственно 126; 136,3; 159,1кг. Среднегодовой прирост показателей становой силы у футболистов составляет 12,3 кг. Максимальной величиной прироста мышечной силы с 12 до 18 лет характеризуются мышцы стопы (в 2,5 раза) [Г.С. Лалаков, 1995].

Возрастная динамика развития быстроты у юных спортсменов имеет  свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота  движений, а также способность  поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких  к предельным. У футболистов прирост, результатов в беге на 60 м наблюдается между 12-15 годами, а после 15 лет намечается тенденция к некоторой их стабилизации, что в дальнейшем может привести к образованию «скоростного барьера». Если результат в беге на 60м с 11 до 18 лет улучшается на 1,4 сек., то на период с 12 до 15 лет он составляет максимальную величину - 1,16 с. В последующие годы улучшение результатов незначительно (0,24 сек.) [О.О. Лагода, 2001].

Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов