Утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния физкультурных занятий на оптимизацию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной проблематике.
Рассмотреть особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Выявить зависимость двигательной активности от метода проведения физкультурных занятий.
Выделить пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
Разработать рекомендации по повышению моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Сущностные характеристики понятия двигательной активности и пути ее оптимизации…………………………………………………………………6
3 группы двигательной активности……………………………………….10
1.3 Мнения разных специалистов о значении двигательной активности……11
1.4 Утреняя гимнастика в старшей группе. Особенности, методика и роль утренней гимнастики……………………………………………………………13
1.5 Темп проведения утренней гимнастики и выполнение каждого упражнения. Дыхание……………………………………………………….......16
1.6 Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста………………………………………………….………..20
Заключение……………………………………………………….........................26
Список источников и литературы………………………………………………28
Приложение 1……………………………………………………….....................29

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

                                                                                                                             Стр.

Введение……………………………………………………………………….....3

    1. Сущностные характеристики понятия двигательной активности и пути ее оптимизации…………………………………………………………………6
    2.   3 группы двигательной активности……………………………………….10

1.3 Мнения разных специалистов о значении двигательной активности……11

1.4 Утреняя гимнастика в старшей группе. Особенности, методика и роль утренней гимнастики……………………………………………………………13

1.5 Темп  проведения утренней гимнастики и выполнение каждого упражнения. Дыхание……………………………………………………….......16

1.6 Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста………………………………………………….………..20

Заключение……………………………………………………….........................26

Список источников и литературы………………………………………………28

Приложение 1……………………………………………………….....................29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 

     Охрана  собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

     Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

     Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил  организма. Гармония психофизических  сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

     Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

      Проблема  исследования: оптимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.

      Тема  исследования: утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.

      Объект  исследования: процесс оптимизации  двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.

      Предмет исследования: пути оптимизации двигательной активности детей среднего дошкольного возраста на занятиях утренней гимнастикой.

      Цель  исследования: изучение влияния физкультурных  занятий на оптимизацию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.

      Задачи  исследования:

  1. Изучить литературу по данной проблематике.
  2. Рассмотреть особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить зависимость двигательной активности от метода проведения физкультурных занятий.
  4. Выделить пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
  5. Разработать рекомендации по повышению моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет.

      Гипотезой исследования выступает предположение  о том, что оптимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста на утренней гимнастике в ДОУ будет возможна, если в основу занятия положены следующие методические подходы:

              -  эффект одного оборудования;

              - метод круговой тренировки.

      Методы  исследования: проведение утренней гимнастики.

      Контингент  исследования: дети среднего дошкольного возраста.

      Практическая  значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе воспитателей с родителями, а также психологов дошкольных учреждений и психологических служб.

      Теоретической основой исследования стали идеи: теории и методики физической культуры (Л.П.Матвеев, Ю.Ф.Курамшин и др.) и  физического воспитания дошкольников (А.В.Кенеман, Т.И.Осокина, Э.Я.Степаненкова, Д.В.Хухлаева); о двигательной игре как ведущей форме активности человека в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); вершине двигательной активности и ее непроизвольности (В.Н.Курысь, Ю.К.Чернышенко, Н.И.Дворкина, Н.А.Фомина, И.Н.Моргун). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Сущностные характеристики понятия двигательной активности. Пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях 
 

      Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых  человеком в процессе его жизнедеятельности [3].

      Двигательная  активность принадлежит к числу  основных факторов, определяющих уровень  обменных процессов организма и  состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она  связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

      Двигательная  активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

      Основным  направлением в работе с детьми среднего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

      Физкультурно-оздоровительная  работа в ДОУ реализуется в  следующих формах: физкультурного занятия; утренней гимнастики; физкультминутки; физкультурной паузы; упражнений после дневного сна; организованной двигательной активности детей на прогулках; коррекционного занятия.

      Для повышения двигательной активности детского организма в ДОУ разрабатывается  режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

      В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

      Действительно, невозможно представить здорового  ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все  чаще и чаще встретить среди воспитанников  детских садов, не говоря о школьниках. Не случайно в последние годы одной из главных тем большинства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом столетии физической нагрузки. По этому поводу в медицинской литературе используется обобщенный термин «гипокинезия» (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движение), который включает весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и др.

      Таким образом, можно выделить следующие  основные моменты в многообразном  влиянии двигательной активности на развивающийся организм:

      - создание энергетической основы для роста и развития;

      - деятельности морфо-функциональных систем и благотворное стимулирующее воздействие на формирование психических функций.

 Эти  положения в совокупности обеспечивают  и оздоровительный эффект физических  упражнений [6].

      Формирование  здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем  в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка  закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

      Огромную  потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

      Говоря  о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает  мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

      По  мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. В разных исследованиях экспериментально доказана эффективность физического воспитания детей среднего дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании традиционных подвижных игр [6, 7, 8 и др.].

      Результаты  педагогического эксперимента свидетельствуют  о том, что применение уроков, основанных на традиционных подвижных играх  в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает оптимальный уровень нагрузки при условиях:

      – адекватности применяемых тренировочных  воздействий возрастным особенностям детей и их физическому состоянию;

      – применения подвижных игр сопряженным  с обучением основным движениям;

      – максимального приближения занятий  по физической культуре к игровой  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  3 группы двигательной активности  
 

     Различают:

  1. Высокой подвижности.

Очень подвижны, но не отличаются особой ловкостью  и координацией движений, часто не внимательны во время выполнения физических упражнений. Импульсивны, неорганизованны, возбудимы. Не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и порой не доводят их до конца, совершают множество беспорядочных движений (покачивание, полуприседание, подпрыгивание и т.д.). Синдром дефицита внимания мешает им сосредоточиться, слушать объяснения взрослого и последовательно выполнять элементы различных видов движений.

  1. Средней подвижности.

Имеют хороший уровень развития физических качеств. Для них характерны разнообразная самостоятельная двигательная деятельность, насыщенная играми и упражнениями разной степени интенсивности целесообразном их чередовании. Они отличаются уравновешенным поведением, хорошим эмоциональным тонусом. Эти ребята активны, подвижны, проявляют творческие наклонности, стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно преодолеть препятствие. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается не достаточное владение техникой движений.

  1. Низкой подвижности.

Этим  детям присуща однообразная малоподвижная  деятельность с преобладанием статического компонента. Часто они не уверены  в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания. При возникновении сложностей пассивно ждут помощи со стороны воспитателя, медлительны, обидчивы.

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста