Анализ стратегии государственной молодежной политики и развитие РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.

Работа содержит 1 файл

ГМУ2 печать.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

   Анализ  стратегии государственной молодежной политики и развитие РФ.

     Введение.

   Целостная и последовательная государственная  молодежная политика  является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

   Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и  мер, направленных на создание условий  и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.

   Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском  участии  молодежных и детских  общественных объединений,  неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.

   Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте  от 14 до 30 лет

   Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия)  призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия разработана на период до 2016 года. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики нацелена на изменения, которые произойдут в жизни российского общества и государства. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает и решение задач определяемых национальным проектом в области образования. В частности предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, способствовать поддержке молодых семей.

   Важнейшее из грядущих изменений – переход  к  самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего.  

   В то же время традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России в XXI веке - сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

   С другой стороны, весь комплекс проблем и  противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

   Стремительное старение населения и неблагоприятные  демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем  предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним жителям страны повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее  трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстатавозрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.

   От  позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет  зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований,  именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.  Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%. Только 2,7% процента молодых людей более или менее постоянно принимают участие в деятельности общественных организаций. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.

   В условиях глобализации и вынужденного притока  мигрантов молодежь призвана выступить  проводником идеологии толерантности,  развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

   Продолжает  снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу  34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и  лишь 10%  - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести  к потере  преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование  и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того,  нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.

   Начиная с 90-х годов прошлого века до трех миллионов увеличилось число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, что привело к реальному росту внебрачных детей, увеличению количества неполных семей. Эти тенденции сохранились и сегодня.

   В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Российской Федерации. Даже после принятия нового жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время, в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи, были выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6 000 и за счет региональных бюджетов  для 59 000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать  существенного влияния  ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране. 

    Жизнь  молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.

   Очевидно, что молодежь в значительной своей  части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и  здоровья, которая  выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального  источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

   В Российской Федерации высок  уровень безработицы среди молодых людей  в возрасте 15–24 года (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

   За 10 лет  в России количество детей-сирот  увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек. 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

   Криминальная  активность малолетних правонарушителей  сопоставима  с преступностью взрослых.  Доля правонарушителей в возрасте 14 – 29 лет  (54,7%) более чем в  два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 – 49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.

   В общей  группе ВИЧ-инфицированных граждан  России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте – 80%.

   Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым  путем) наблюдаются среди мужчин и женщин  в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП  характеризуется как эпидемия.

   Это прямые издержки и просчеты социальной политики, оплачиваемые всем российским  обществом. Их цена запредельна и с ней невозможно смириться.

   Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а так же обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия, выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к  молодежной политике.

 

     Цель и приоритеты  государственной  молодежной политики.

   Стратегия определяет целью государственной  молодежной политики  развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.

   Учитывая  масштаб задач, стоящих перед  страной и объективную ограниченность ресурсов развития, эффективная молодежная политика, как и вся социально-экономическая политика XXI века, должна стать политикой приоритетов.

   Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих  проблем, создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.

   В то же время мировой и отечественный  опыт убедительно доказывает, что  для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей.  В результате, объективно формируются определенные группы:

   ·        Граждан, отличающихся  повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и  лидерских качеств,  живущих в целом состоятельнее своих сограждан.  Их доля в обществе не превышает 10 - 15%.

   ·        Граждан, готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров  и услуг.  Доля таковых  – 65 -75% от населения. Как показывают российские исследования, именно для этой группы населения характерна заниженная оценка уровня своей жизни и возможностей роста.

   ·        Граждан, стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации и живущих беднее своих сограждан. Доля таких людей составляет в среднем  15 - 20 % от общей  численности населения.

   Каждая  из этих групп состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социально-экономическая политика эффективна только в том случае, если она действует  в отношении каждой из названных групп адресно, в точном соответствии с их проблемами и потребностями, но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину.

   В результате такой политики формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки,  и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем.

   Учитывая  тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна  реализовать три приоритета:             

    I.      Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;         

       II.      Развитие созидательной активности молодежи;      

          III.      Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

   Молодежная  политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить:              

    I.      Системное, вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны.  Важнейшим инструментом вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Для этого предлагается создать условия и возможности по вовлечению молодежи. Такая система вовлечения и информирования  молодого человека, не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и  укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;         

    II.      Выявление, продвижение, поддержку активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;   

Информация о работе Анализ стратегии государственной молодежной политики и развитие РФ